Мудрый Юрист

Современная русская националистическая идеология: конкуренция правовых и культурных форм коллективной идентичности

Дорожкин Юрий Николаевич - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой политологии, социологии и связей с общественностью Уфимского государственного нефтяного технического университета.

Шкель Станислав Николаевич - кандидат политических наук, доцент кафедры политологии, социологии и связей с общественностью Уфимского государственного нефтяного технического университета.

Зорин Алексей Федорович - аспирант кафедры политологии, социологии и связей с общественностью Уфимского государственного нефтяного технического университета.

Современный русский национализм в своем идеологическом проявлении представляет собой весьма многогранное и сложное явление. После исторических событий 1991 года часть политической оппозиции правящему режиму и проводимому курсу либерально-рыночного реформирования стала использовать националистическую идеологию. В 90-х годах начали активно создаваться различного рода националистические организации, декларировавшие защиту интересов русского народа, русской культуры. Наиболее заметные из них - это Русский национальный собор, Всемирный русский собор, общественно-государственное движение "Духовное наследие", Конгресс русских общин (КРО), Русское национальное единство (РНЕ), Национал-большевистская партия (НБП), Союз русского народа, Союз офицеров, Национально-республиканская партия России, Национально-трудовая партия, Русское национально-освободительное движение (РНОД), Новое общественное русское движение (НОРД), Национально-патриотический фронт "Память", Общество "Память", Союз "Русская молодежь", Русская партия, Русская патриотическая партия, "Русский кулак" и другие <1>. Данный спектр политических сил, наряду с левым флангом коммунистической оппозиции, с начала 1990-х годов и до настоящего времени представляет идеологическое и политическое противодействие российской власти с правого фланга, сформировав совершенно самостоятельный сегмент политического пространства, который получил обобщенное название "национал-патриотическая оппозиция".

<1> Верховский А., Прибыловский В. Национал-патриотические организации в России. История, идеология, экстремистские тенденции. М., 1996. 267 с.; Верховский А., Михайловская Е., Прибыловский В. Национализм и ксенофобия в российском обществе. М., 1998. 278 с.

Слово "национал-патриот", используемое многими организациями как самоназвание, сочетает националистическую и государственническую ориентацию. Разные организации, политические деятели и исследователи вкладывают в этот термин разный объем содержания. Можно сказать, что существует широкое значение термина "национал-патриотический", включающее как сторонников этнического национализма, так и национализма имперского (государственнического, "державного"), и узкое значение термина, включающее в себя только этнонационалистов.

Нам представляется ошибочным ставить знак равенства между понятиями "русский национализм" и "национал-патриотизм". Признание данного положение неминуемо ведет к выводу о том, что современная российская власть или политические силы либерального крыла полностью изолированы от идеологии национализма. Однако представляется, что это не так. Нам ближе точка зрения польского исследователя Т. Камаселла, который отмечает, что, "поскольку фактически все существующие государства являются национальными, их правительства также следуют догматам национализма" <2>. Националистические доктрины признают представители всех частей политического спектра, от левого до центристов и правых. На рубеже веков национализм настолько очевиден и повсеместен, что он либо становится само собой разумеющейся категорией политического дискурса, либо не считается достаточно необычным или актуальным, чтобы быть специально отмеченным. Об этом же пишет российский исследователь В. Тишков: "Наряду с гимном и гербом, метафора нации служит символом в утилитарных целях достижения консолидации и общей лояльности населения государства. Общая гражданская идентичность, которая достигается через понятие нации, не менее важна для государства, чем Конституция, общие правовые нормы и охраняемые границы. Ибо этот общий дискурс о нации придает важную дополняющую легитимность государственной власти через создание образа, что последняя представляет некую целостность и осуществляет управление от ее имени и с ее согласия. Сегодня почти нет государств, которые не пользовались бы этим инструментом и не считали бы себя государствами-нациями" <3>.

<2> Камаселла Т. Национализм // Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков; Центр научных и прикладных программ "ДИАЛОГ". М.: ОАО Издательство "Радуга", 2003. С. 672.
<3> Тишков В.А. Забыть о нации (Постнационалистическое понимание национализма) // Вопросы философии. 1998. N 9. С. 18.

Русский национализм, таким образом, понятие более широкое по отношению к термину "национал-патриотизм". С точки зрения догматики русского национализма могут быть рассмотрены не только собственно национал-патриотические партии и организации современной России, но и политические силы коммунистического, социалистического, либерального, демократического лагеря. Другими словами, вопреки распространенному мнению, либерально-демократические силы в России, на идеологической основе которых базировалась российская власть в 1990-х годах, вовсе не лишены националистической риторики. Однако вопреки национал-патриотическим силам, их проект нации избегал откровенной идентификации с русским этносом. Взамен этнической идентичности была предложена "гражданская" модель нации, исходным пунктом которой являлось понятие "российская нация", внешне изолированное от этнической доминанты, поскольку под термином "российская" подразумевалась не столько русская, сколько "многонациональная" общность. Официальный проект создания "новой российской нации" базировался на концепции внеэтнического, гражданского принципа. В. Тишков, который являлся одним из главных разработчиков этой национальной стратегии, отмечал, что, несмотря на то, что невозможно наложить запрет на использование понятия нации в его этническом значении, тем не менее "федеральная власть обязана оставить доктринальное пространство для процесса гражданского нациестроительства, без чего не может существовать ни одно государство" <4>.

<4> Тишков В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М., 1996. N 10. С. 17.

Между тем необходимо отметить, что даже этот либерально-гражданский проект "российской нации", в силу имманентно присущему этноцентризму любого национализма <5>, не мог полностью изолироваться от русской идентичности. И хотя на уровне риторики и законодательства это всячески избегалось (кроме конституционно закрепленного официального статуса на территории всей Российской Федерации русского языка), объективные основы любого национализма выявляли его этническую доминанту. Это в особенности резко почувствовали региональные политические и интеллектуальные элиты, многие из которых сформировали точку зрения, согласно которой даже после распада СССР Россия насильно удерживает в своем составе ряд наций (чеченцев, татар и других) и поэтому до сих пор остается "мини-империей" <6>. В рамках этой же критической парадигмы против концепции "российской нации" выступили и ряд известных российских ученых. При этом те из них, кто представлял русский этнос, наряду с народно-патриотическими силами, видели в данной концепции "обезличивание" и ущемление прав и интересов русской нации. В то время как представителями регионов концепт "российской нации" определялся как излишне "имперский". Например, Рамазан Абдулатипов, будучи заместителем Председателя Совета Федерации РФ, в 1994 году писал на имя Президента РФ Б.Н. Ельцина: "Предусматривалось объявить из Москвы вместо наций какое-то согражданство... Ряд "советников" толкают и продолжают толкать Вас к такой модели федеративного строительства, в которой не находится места нациям, их специфическим интересам... Народы угадывают скрытую логику авторов подобных рассуждений: России нужны Чечня, Тыва, Калмыкия и не нужны чеченцы, чуваши, тувинцы, калмыки" <7>.

<5> Что достаточно убедительно обосновал Э. Смит и другие представители примордиализма.
<6> Сидорина Т.Ю., Полянников Т.Л. Национализм: теория и политическая история: Учебное пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ - ВШЭ, 2006. С. 336.
<7> Абдулатипов Р. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы федеративного устройства. М.: Славянский диалог, 1996. С. 232 - 233.

Таким образом, совершенно очевидно, что национализм, даже в сугубо умеренной его "гражданской" трактовке, не может избежать проблемы этничности. И в этой связи можно утверждать, что практически все политические организации современной России включают в свой идеологический базис принципы национализма. Поскольку же любой национализм этнически обусловлен, то на федеральном уровне любая политическая сила в той или иной форме культивирует определенные формы именно русского национализма. Разница в этом между российскими политическими организациями состоит лишь в том, какой смысл вкладывают идеологи в понятие нации и насколько открыто артикулируют этнически-русскую составляющую национализма современной российской государственности.

Исходя из вышесказанного и подходя к проблеме типологии современной русской националистической идеологии, мы посчитали возможным включить в рамки данной типологии не только те партии и организации, которые традиционно относятся к "русским националистам" или "национал-патриотическим силам" <8>, но и весь спектр основных политических организаций современной России.

<8> См.: Верховский А., Прибыловский В. Национал-патриотические организации в России. История, идеология, экстремистские тенденции. М., 1996. 267 с.; Верховский А., Михайловская Е., Прибыловский В. Национализм и ксенофобия в российском обществе. М., 1998. 278 с.

Проведя качественный контент-анализ идеологических и программных документов основных политических организаций современной России сквозь призму их националистических установок <9>, мы пришли к выводу, что наиболее целесообразно классифицировать современную русскую националистическую идеологию исходя из концептуального положения Л. Гринфельда, согласно которому национализм определяется как особый способ мышления (идея) и как политическая идеология. Именно разница политических идеологий, в рамках которых по разному трактуется понятие нации, создает условия для различий в формировании и конкретном содержании реальных наций. Данный критерий акцентировал наше внимание именно к тому, как та или иная политическая организация трактует суть содержания понятия "нация" и возможности инкорпорации в нее.

<9> В рамках контент-анализа нами были проанализированы идеологические и программные документы 51 политической организации России.

Если экстраполировать схему смыслового зигзага Л. Гринфельда к российской истории, то мы получим следующую схематическую визуализацию трансформации понятия "нация" в рамках российского общества, представленную в виде схемы N 1.

Схема 1

Смысловой зигзаг понятия "нация" в рамках истории России

          ---------------------¬
¦ Киевская Русь +----------------------¬
L--------------------- V
------------------------------¬
¦ Natio = славяне русской ¦
¦ равнины ¦
L---T--------------------------
---------------------¬<----------------------
¦ Московское царство +----------------------¬
L--------------------- V
-----------------------------¬
¦ Natio = православное ¦
¦ население Московского ¦
¦ государства ¦
L--T--------------------------
---------------------¬<----------------------
¦ Российская империя +----------------------¬
L--------------------- V
-----------------------------¬
¦ Natio = православное ¦
¦ русскоязычное население ¦
¦ Российской империи ¦
L---T-------------------------
---------------------¬<-----------------------
¦ СССР +-----------------------¬
L--------------------- V
-----------------------------¬
¦ Natio = советский трудовой ¦
¦ народ (гражданин СССР, ¦
¦ советский человек) ¦
L----T------------------------
---------------------¬<------------------------
¦Российская Федерация¦
L--T--T--------T---T--
¦ ¦ ¦ L---------------------------------------¬
----------- L-----¬ L------------------------¬ ¦
V V V V
------------------¬ ------------------¬ ------------------¬ -------------------¬
¦ Natio = ¦ ¦ Natio = ¦ ¦ Natio = ¦ ¦ Natio = ¦
¦многонациональный¦ ¦ иерархия этносов¦ ¦ полиэтническая, ¦ ¦ только этнические¦
¦ народ, граждане ¦ ¦ во главе с ¦ ¦ имперская ¦ ¦ русские, ¦
¦ РФ ¦ ¦ русским этносом,¦ ¦ общность на ¦ ¦ моноэтническая ¦
¦ ¦ ¦ русскоязычные ¦ ¦ основе русской ¦ ¦ общность ¦
¦ ¦ ¦ граждане РФ ¦ ¦ культуры ¦ ¦ ¦
L------------------ L------------------ L------------------ L-------------------

Отметим, что применение понятия "нация" к древним периодам российской истории, безусловно, несет в себе очевидную модернизацию исторической реальности. Поэтому поясним, что в данном случае мы лишь рассматриваем через это понятие определенный общепризнанный взгляд на сущность определенной формы коллективной идентичности. На схеме видно, что в рамках российской истории смысл коллективной идентичности (условно нации) неоднократно менялся. При этом с формированием СССР этот смысл преобразовался весьма радикально, трансформировавшись от понятия "православное население российской империи" к понятию "советский гражданин". Особенность российской истории состоит в том, что реализация нации как суверенного народа до 1991 года в России не существовала. И хотя в интеллектуальных и политических элитах такая трактовка нации имела развитие уже с начала XIX века <10>, самодержавие всячески противилось ее реализации, предпочитая определять нацию прежде всего через династическую и религиозную (православную) формы идентичности <11>. После 1917 года форма коллективной идентичности российского общества резко меняется на классовую. Несмотря на свой внешний интернационализм, декларативное неприятие любых форм национализма и своеобразие пролетарско-классового подхода, по существу, идентичность "советского человека" была первым опытом построения российского общества на гражданско-правовой основе, при этом с явной доминантой русской культуры.

<10> Имеются в виду демократические проекты конституционного реформирования декабристов, А. Сперанского и других.
<11> На это указывает формула графа Уварова: "Православие, самодержавие, народность", которая стала официальной со времен царствования Николая I. Как видно, национальный принцип уже начал принимать определенные формы и в рамках самодержавия, но тем не менее он поставлен на третье место после конфессионального и династического.

Совершенно особенный период в этом смысле представляет собой российская современность. Разрушение национальной идентичности советского типа не привело к моментальному доминированию новой идентичности. Взамен утраченной появилось сразу несколько трактовок понятия "нация". В результате современное проблемное поле национализма в рамках Российской Федерации представляет собой переходный период с ярко выраженным противостоянием разных понятий нации, представленных разными типами национализма. В зависимости от того, какая из трактовок понятия нации станет доминирующей, во многом связанно то, каким будет Российская Федерация в своих политических, социальных, культурных, этнических, конфессиональных и территориальных формах.

Контент-анализ по критерию содержания понятия "нация" выявил возможность разделения всей совокупности исследуемых политических организаций на четыре кластера. В первый кластер вошли политические организации, которые в понятие "нация" вкладывают полиэтническое, "гражданское" содержание в духе официального проекта "российской, многонациональной нации", реализуемого с начала 1990-х годов новой российской властью. Другими словами, это понимание нации как суверенного сообщества многонационального народа, принадлежность к которому определяется через гражданство. Данная трактовка является основой современного официального национализма и нашло свое нормативное оформление в конституционном законодательстве в виде статьи 3, пункта 1, Конституции РФ, согласно которой "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" <12>. Этническая компонента нации в данном случае внешне полностью игнорируется, кроме естественной для национального государства опоры на доминанту единственного языка (а значит, и культуры) в виде русского языка, который признается согласно статье 68, пункту 1, Конституции РФ "государственным языком Российской Федерации на всей ее территории" <13>. Данной сугубо гражданско-правовой трактовки нации в "западном" ее понимании на уровне программных документов сегодня придерживаются наиболее значительные политические партии России проправительственной ориентации, такие, как "Единая Россия" и "Справедливая Россия / Родина, Пенсионеры / Жизнь". В этот же кластер попадают и все партии либерального и демократического направления: СПС, "Яблоко", "Свободная Россия", Демократическая партия России и т.д. В то же время аналогичную трактовку нации дают и ряд партий левой ориентации, например такие, как "Социал-демократическая партия России", "Аграрная партия России", "Социалистическая единая партия России", "Российская коммунистическая рабочая партия - Российская партия коммунистов" и другие.

<12> Конституция Российской Федерации. СПб., 2005. С. 4.
<13> Там же. С. 20.

Второй кластер образуют политические организации, у которых трактовка современной российской нации связана с тезисом о доминантной роли русского этноса как государственно-образующего стержня и связующего центра во взаимоотношениях других этносов в рамках единой страны. В данной трактовке нация понимается как иерархия этносов, во главе которой стоят русский этнос и русская культура. Все остальные народы, не теряя своей культуры, должны признать приоритет русского народа. А русская культура и русские нормы жизни должны стать доминантными в создании единого русского духовно-культурного пространства на всей территории Российской Федерации. Данная трактовка нации при определенных специфических нюансах сегодня широко представлена в программных установках многих политических организаций как правого, так и левого толка.

К правому крылу в данном случае относятся такие организации, как Всероссийская партия монархического центра, Русский Национальный Собор, Православный Русский национальный Собор, Национально-державная партия России и некоторые другие. Степень актуализации доминанты русского этноса у этих партий различная. Например, Всероссийская партия монархического центра последовательно выступает за соблюдения всех гражданских и политических прав человека, за соблюдение национального и социального равноправия. Однако к этому кластеру ее позволяет причислить идея национально-пропорционального представительства, которая представлена, правда, в очень завуалированном виде: "ВПМЦ считает, что в национальной политике должен быть учтен принцип справедливости, который требует, чтобы каждый народ занял положение, соответствующее его материальному весу и духовному значению" <14>.

<14> Декларация Всероссийской партии монархического центра // Верховский А., Прибыловский В. Национал-патриотические организации в России. История, идеология, экстремистские тенденции. М., 1996. С. 311.

Куда более резко принцип этнического русского доминирования выступает в программных положениях Национально-державной партии России, лидер которой А.Н. Севастьянов главную задачу видит в том, чтобы "преобразовать чужую и чуждую нам Российскую Федерацию (РФ) в свое родное Русское Национальное Государство (РНГ)" <15>. Основные цели партии сформулированы следующим образом: "1. Признание, в соответствии с международными стандартами, России мононациональной страной русского народа, составляющего абсолютное большинство ее населения. 2. Признание и законодательное утверждение исторической роли и фактического значения русского народа... как единственной государствообразующей нации России. 3. Признание права русского народа на национально-пропорциональное представительство во всех органах государственной власти и местного самоуправления России" <16>. Иерархичность в понимании нации в идеологии партии определяется совершенно четко: "Мы защищаем интересы всех коренных народов России. И это совершенно правильно. Но при этом мы, конечно же, особо выделяем русский народ как народ государствообразующий, от физического, социального и морально-психологического самочувствия которого зависит судьба всей России, а значит, и всех остальных народов, ее населяющих... Следует разделять народы на три категории: государствообразующий народ (это только русские); коренные народы, у которых нет своей государственности вне пределов России (те же чуваши, мордва, татары, якуты и др.) и национальные меньшинства, у которых такая государственность есть (армяне, азербайджанцы, афганцы, таджики, евреи, китайцы и др.). По-человечески понятно, что отношение к данным категориям не может и не должно быть равноценно" <17>.

<15> Севастьянов А.Н. "Россия - для русских!". Третья сила: русский национализм на авансцене истории. М.: Книжный мир, 2006. С. 14.
<16> Там же. С. 27.
<17> Там же. С. 247 - 248.

Очень схожие суждения демонстрируют и представители левых партий, например такие, как "Родина" <18> или "Народная воля" во главе с С.Н. Бабуриным. В частности, Д. Рогозин, председатель реанимированного после его ухода с поста председателя партии "Родина" Конгресса русских общин, еще в 1996 году говорил: "Ошибочные попытки замалчивания роли русского народа в законодательстве связаны со стремлением русофобов закрепить его статус наравне со статусом всех остальных народов России". "Речь сегодня должна идти не об особых законах о русском народе, а о становлении русских как нации. В связи с этим необходимо бороться не за некую этническую субъектность русского народа, а за русскость в законодательстве России. Только в этом случае мы можем рассчитывать на возрождение русской нации. Это касается законодательства о русском языке, о русской культуре, об образовании на русском языке, о русской школе, о русской истории, о русских культурных ценностях". "Из Конституции России нужно убрать абсурдное утверждение о том, что в России живет многонациональный народ. Ведь очевидно, что двум нациям в одном государстве не ужиться, указанное положение Конституции чревато непрекращающимся сепаратизмом на территории всей Российской Федерации. Россия должна стать страной русской общенациональной культуры, под покровительством которой сосуществуют культуры других народов России. Только так можно укрепить государственность России и достойно войти в XXI век" <19>.

<18> В особенности та часть этой партии, которая отказалась признать объединение с "Партией Жизни" и "Партией пенсионеров". После объединения программа партии "Родина" стала более умеренной. Однако такие лидеры партии, как Д. Рогозин или А. Савельев, стали даже еще более радикальны по "русскому вопросу". В настоящее время они воссоздали организацию "Конгресс Русских Общин" и представляют наряду с "Движением Против Нелегальной Иммиграции" одну из наиболее влиятельных сил русского национализма.
<19> Русская идея на языке законов России. Материалы парламентских слушаний 15 октября 1996 г. Стенограмма. М.: Издание Государственной Думы РФ, 1997. С. 37, 38.

Другой депутат от "Родины" А. Савельев, ссылаясь на дореволюционного теоретика русского национализма Л.А. Тихомирова, в своей книге "Нация и государство. Теория консервативной реконструкции" дает свое развернутое представление о идеале современной нации в России: "Россия создана и поддерживается русским по племени и православным по вере народом. Никакая другая народность не должна иметь больших прав в России, чем русские, но некоторые народности могут быть поставлены наравне с русской. Право на развитие получают лишь те народности, которые не угрожают существованию России и не мешают русским управлять по-русски и оставаться русскими (принцип государствообразующего племени). Россия есть семья народов, собранная вокруг русского народа в государственном единстве. Национальное соединение (русификация) может быть только добровольной и проходить в отношении тех народностей, которые не способны к созданию собственной коллективности, юридической субъектности. Одновременно пресекается всякое раздувание племенного антагонизма, подчеркивание по любому поводу различий между каким-либо племенем и русскими. В слабых или враждебных народностях государство замечает лишь людей и их личные права, но не коллективность и право ее развития (принцип исключения этничности из политики). В соответствии с принципом лояльности формируется отношение к национальностям империи, которое дифференцировано в зависимости от заслуг и отношения к российской государственности. В соответствии с принципом справедливости (а не уравнительности) права соотнесены с обязанностями, награды или наказания - с заслугой или виной. Уравнительность в отношении национальностей означала бы "отнять у русских их достояние и отдать тем, кто его не только не собирал, но и возьмет только для того, чтобы разрушить или эксплуатировать в своих особых целях" <20>.

<20> Кольев А.Н. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции. М.: Логос, 2005. С. 466 - 467.

Лидер "Народной воли" С.Н. Бабурин также обращается к идеологии консерватизма в понимании нации современной России: "Россия - многонациональная и многоконфессиональная страна. Традиционной чертой русских является уважение, сотрудничество и единство с народами, из поколения в поколение живущими в составе нашего государства. И именно православие, как блестяще показал великий философ Н.О. Лосский, развивает такую черту характера, как субрационализм, требующий не подавления, а развития многих национальных особенностей, предполагая соборное единение различных народов, обеспечивая возможность взаимопроникновения национальных культур. Религии в России равноправны, но они не могут быть равными, ибо безоговорочное доминирование православия объясняется и его вкладом в само создание русской нации, и многими веками истории, и тем, что в нем - исторический шанс гармоничного соседства для всех традиционных конфессий отдельных народов России. Традиции русской идеи, которые вырабатывались народом, осмысливались нашими отечественными мыслителями, формировали полиэтнический характер русского национализма как обязательный элемент развития и непобедимости России. Признание этого обстоятельства в ходе Великой Отечественной войны стало фундаментом победы. Условием сбережения лучших черт русского характера была и остается русская национальная школа. Нельзя забывать общее правило, жестко сформулированное П. Бурдье: "Предписывая и внушая повсеместно (в пределах своих сил) господствующую культуру, преобразованную таким образом в легитимную национальную культуру, система школьного образования, особенно через преподавание истории и, в частности, истории литературы, вбивает в головы учеников основы настоящей "светской религии", а точнее - фундаментальные предположения в отношении образа себя (национального)". Русская идея в ее возрождающемся виде в государственно-правовом аспекте представляет собой не просто преодоление моноэтнической государственности, она выступает как идеология духовно единой полиэтнической империи, это идея многонационального (полиэтнического) русского народа, русской нации. И не стоит удивляться тому, что у России свой - русский - путь в истории человечества" <21>.

<21> Бабурин С.Н. Императив выживания нации // Официальный сайт Партии Национального Возрождения "Народная воля" // Режим удаленного доступа: http://www.partia-nv.ru/articles/2006/a260106.html.

Третий кластер образуют такие политические организации, которые трактуют российскую нацию как полиэтническую, имперскую общность, образованную на основе русской культуры. В данную группу также входят как партии правого, так и левого толка. Все эти партии исходят из сложившегося еще в дореволюционное время в среде русских националистов представления, согласно которому украинский и белорусский этносы не представляют из себя самостоятельных этнических групп, а являются лишь разновидностью великорусской нации и поэтому должны составлять единую нацию в рамках единого государства. Другие, неславянские, народы в пределах Российского государства также включаются в национальную общность, но исключительно на основе русской культурной интеграции. Естественно, что такая точка зрения особенно распространена в среде партий правого национал-патриотического спектра.

Наиболее наглядно такое понимание российской нации представлено в идеологии Всероссийского общественного патриотического движения "Русское Национальное Единство". Так, в документе под названием "Основы социальной концепции ВОПД РНЕ", размещенном на официальном сайте организации, можно прочесть: "На настоящем этапе РНЕ должно формировать национальное движение не на политической или социальной основах, а на основах общности происхождения - кровном родстве и национальном характере - родстве по духу, а также на основе русских православных традиций. Россия должна быть единым государством русских (великороссов, малороссов и белороссов), а также россиян - других неславянских коренных народов, для которых защита и созидание России стали исторической традицией, для которых Россия является единственным Отечеством. Органы государственного управления должны формироваться исходя из принципа пропорционального представительства всех национальностей, входящих в государство" <22>.

<22> Основы социальной концепции ВОПД РНЕ // Официальный веб-сайт Всероссийского общественного патриотического движения "Русское Национальное Единство" // Режим удаленного доступа: http://www.rne.org/org.shtml.

Аналогичной трактовке российской нации, рассматривающей русский, украинский и белорусский этносы как единую русскую нацию, придерживается и Русский Общенациональный Союз, в программе которого читаем: "Необходимо последовательно проводить государственную политику, направленную на возвращение на Родину представителей Русского и других коренных народов нашей страны, оказавшихся за пределами России, создание благоприятных условий для их обустройства и развития. РОНС полагает, что великороссы, белорусы и украинцы являются единым народом" <23>.

<23> Программа Русского Общенационального Союза // Официальный веб-сайт Русского Общенационального Союза // Режим удаленного доступа: http://www.rons.ru/prog.htm.

В том же имперском духе, но в более расширенном ее варианте, нация трактуется в программных положениях Либерально-демократической партии России, возглавляемой В.В. Жириновским. Одной из главных целей ЛДПР в программе этой партии, принятой XVII съездом 13 декабря 2005 года, декларируется "Воссоединение земель бывшего СССР". Объединение это должно основываться на интегральной роли России, которая должна представлять из себя унитарное государство: "Следует отказаться от национально-территориального деления страны и перейти к административно-территориальному. Все административно-территориальные единицы должны иметь единое наименование - край. Это позволит обеспечить реальное равноправие граждан на всей территории России, а также уменьшить расходы на управление" <24>. При этом единство России основывается на интегральной роли и культурной доминанте русского этноса: "В основу национальной государственной политики должен быть положен принцип: что хорошо для русских, то хорошо для всей России. Русский народ следует признать становым хребтом государственности. Уничтожение русского народа влечет за собой гибель других наций и народностей, проживающих в России" <25>. Совершенно очевидно, что когда ЛДПР утверждает, что необходимо "проводить политику, направленную на воссоединение большинства бывших советских республик в единое демократическое государство", то это воссоединение также должно базироваться на доминантной основе русской этнической культуры. Таким образом, ЛДПР рассматривает российскую нацию не только как единство славянских этносов на основе русской культуры, то есть русских, белорусов и украинцев, но и как более широкую общность, включающую в себя все народы бывшего СССР.

<24> Программа ЛДПР // Официальный веб-сайт ЛДПР // Режим удаленного доступа: http://www.ldpr.ru/ldpr/programm/.
<25> Там же.

Идея воссоздания СССР на основе доминирующей русской культуры свойственна и левым политическим силам России, в частности Коммунистической Партии Российской Федерации во главе с Г. Зюгановым. Следует отметить, что коммунисты, в отличие от "национал-патриотов", сохраняют традиционную риторику в национальном вопросе, настаивая на "советской" трактовке нации и объединении всех народов. По существу коммунисты продолжают придерживаться имперской позиции формирования "наднациональной", "советской нации". В то же время сегодня заметен и явный сдвиг их риторики в сторону собственно русского национализма. Однако в данном вопросе руководство КПРФ более тонко строит свою тактику - не ругая нерусские этносы, а апеллируя к "своим", то есть русским. Так, например, совершенно обыденным стало обращение Г. Зюганова, которое начинается с фразы: "Русские! Нас в России 120 млн. Мы - огромная сила! Вот почему нас сейчас стараются разъединить и, следовательно, уничтожить как нацию. Если нет соборного единения - нет Святой Руси, нет будущего у русского народа" <26>.

<26> Зюганов Г. Спасаемся и выйдем на верную дорогу. Обращение к русскому народу // Завтра. 2003. 3 сентября. С. 1.

Русскую идею и православные основы КПРФ сегодня склонно рассматривать как глубоко социалистические идеи: "Можно смело утверждать, что в своей сущности "русская идея" есть идея глубоко социалистическая". <27> Поэтому близость современной идеологии КПРФ со многими из тезисов русского национализма сегодня представляется фактом вполне очевидным.

<27> Программа партии КПРФ // Официальный сайт КПРФ // Режим удаленного доступа: http://www.cprf.ru/party/program/.

Имперское понимание нации на основе русской культуры, но с весьма оригинальной спецификой демонстрирует и лидер Национал-Большевистской Партии Э. Лимонов. С его точки зрения, "русская нация была, и она будет, но в настоящий момент ее нет. Новую нацию предстоит создать на базе русского языка, а культуру и нацию мы создадим новые. Как и новую цивилизацию. Это посильная задача для нас" <28>. При этом, указывая на невозможность НБП победит в пределах современной Российской Федерации, Э. Лимонов предлагает проект захвата власти в одном из государств СНГ и формирования на его территории второй России, которая затем перенесет свое влияние на Российскую Федерацию, а в перспективе и на все постсоветское пространство. "Если нельзя победить в РФ, нужно вначале победить в одной из республик СНГ с достаточно высоким процентом русского населения. Создать вторую Россию, чтобы потом двинуть ее на первую" <29>. Новая нация должна, по Э. Лимонову, основываться на русской культуре, но не обязательно на этнической русской компоненте. Скорее это некое духовное, идеологическое единство. Он поясняет: "Важно ориентироваться на удовлетворение интересов героической, сверхчеловеческой части населения нашей планеты, а большинство - приспособится. Мы их не забудем. Мы будем заботиться о них. Это большинству важны мизерные прибавки в рублях и долларах. Меньшинству необходима прибавка в свободе, в возможности задействовать свою агрессивность. Поэтому мы станем ориентировать нашу цивилизацию на агрессивное меньшинство - на маргиналов. Они есть соль земли. Мы призовем их во вторую Россию, не только русских. Всех" <30>.

<28> Лимонов Э. Другая Россия // Режим удаленного доступа: http://www.nbp-info.ru/new/lib/lim_anotherrus/22.html.
<29> Там же.
<30> Лимонов Э. Другая Россия // Режим удаленного доступа: http://www.nbp-info.ru/new/lib/lim_anotherrus/23.html.

Таким образом, образы новой российской нации, которая понимается как полиэтническая, имперская общность на основе русской культуры, сегодня создаются в кругу политических сил как правого, "национал-патриотического", спектра, так и левого, коммунистического. К этому пониманию российской нации склонны и национал-большевики, идеология которых во многом базируется на принципах новых правых западноевропейского образца.

Наконец, четвертое понимание нации исходит из того, что к нации следует причислять только этнических русских, при этом вне зависимости от их гражданского статуса. В данном случае под нацией предлагается понимать кровнородственную и культурно-религиозную общность, то есть только "русский мир". В данной трактовке национализм проявляет себя в самой радикальной форме и организационно представлен такими политическими организациями, как Народная Национальная Партия (ННП), Праворадикальная Партия, Русская партия России, Национал-Социалистическое Движение "Славянский Союз", а также многочисленными праворадикальными субгруппами неонацистского толка, наиболее распространенными в виде скинхедовского движения. По существу идеалом национальной русской "моноэтничности" является и для лидеров Движения против нелегальной иммиграции.

Основой данной трактовки понятия нации является идеология русизма, сформированная теоретиками Народной Национальной Партии. После распада организации "Русское национальное единство" ряд ее региональных отделений почти в полном составе вошли в ННП. Такое "перемещение" оказалось возможным благодаря общности идеологических принципов. Русизм, по мнению авторов, - это новый подход ко всем проблемам Бытия. Один из принципов русизма гласит: "Только Святость обладает правом Власти". Идеология русизма - это "идеология Русской Власти, Святой Руси". Россия должна стать Государством русского народа. Подлинными хозяевами земли Русской являются русы ("велико", "мало", "бело"). Это право завоевали предки, но у русов украли их наследство. Теперь русы должны бороться за свою долю не на жизнь, а на смерть. Русизм учит, что основой народного национализма является общность крови, языка, истории, а также идея Государства как формы существования нации. Русизм охраняется двумя стражами: Народом и Национализмом, Кровью и Исключительностью. Только тот, кто это понял и принял, призван Властвовать. "Русы - вот подлинные хозяева земли Русской. И это право наши предки завоевали. Мы должны бороться за свою долю не на жизнь, а насмерть. Таков закон этого мира, мира борьбы: побеждает сильнейший и он же прав. И тот, кто зовет к миру, когда надо сражаться, является вражеским лазутчиком! Одна Кровь - одно Государство. Только так! Русизм учит, что основой народного национализма является общность крови, языка, истории, а также идея Государства как формы существования нации" - такова квинтэссенция русизма в изложении лидера Народной Национальной Партии А.К. Иванова-Сухаревского <31>.

<31> Основы русизма // Официальный веб-сайт Народной Национальной Партии. // Режим удаленного доступа: http://rusrepublic.ru/nnpr1/books/osnrus.htm.

В программе партии утверждается, что "Россия в соответствии со всеми нормами всех времен и всех народов является Национальным государством русских при отеческом отношении к национальным меньшинствам, проживающим в местах своего исторического обитания" <32>. Содержание понятия "нация" ограничивается только русским этносом, так как только русские наделяются гражданскими правами. В частности, указывается на "русское происхождение как условие российского гражданства" и далее "лица нерусской национальности или неправославного вероисповедания не могут быть гражданами России, они могут жить как гости, субъекты со специальными правами или в качестве подданных. Двойное гражданство отменяется и запрещается. Российские официальные лица должны быть русскими по крови и православному вероисповеданию" <33>.

<32> Программа-максимум в построении русистского общества // Официальный веб-сайт Народной Национальной Партии // Режим удаленного доступа: http://rusrepublic.ru/nnpr1/books/osnrus.htm.
<33> Там же.

В отличие от имперского понимания российской нации на русской культурной основе, данная трактовка нации радикально этноцентрична и базируется на изоляционистском концепте трансформации России в Русь, то есть сепаратном отделении русских регионов от России, которая трактуется как империя, а имперское мышление как один из врагов русского национализма. В нынешней России господство русских, по мнению представителей ННП, неосуществимо. Нужно создавать новую Русь. Иначе русским грозит неминуемое вымирание и превращение в биологическую массу. "Русские люди должны позаботиться о себе сами. Нам необходимо собраться, сосредоточиться на плацдарме селекции и возрождения, воплощенном в независимом этнократическом государстве Русь на компактной территории" <34>. Дискутируя с идеологией современной оппозиции, объединенной в рамках организации "Другая Россия", заместитель председателя ННП А. Широпаев указывает, что "русским, наконец-то, вообще не нужна Россия - ни эта, ни "другая". До них дошло-таки, что Россия - это отлаженная имперская антисистема угнетения и эксплуатации русских "многонациональным народом" при помощи купленной им бюрократии. Вот пусть этот "многонациональный народ" и оставит себе Россию вместе с ее чинушами, олигархами, продажными ментами, "суверенной демократией" и прочей азиатчиной. А русским нужна своя земля, конфедерация Русь, как сказал профессор Хомяков, "новая страна с новой историей", возникшая на основе демократического самоопределения русских регионов" <35>. А. Широпаев радикально порывает с "имперским" представлением о нации, противопоставляя новое, "антиимперское", понимание русского национализма: "Новый русский национализм отвергает не только идею империи; он означает ревизию идеи России как таковой - "будь то Третий Рим или Третий Интернационал". Прежде всего это выражается в решительном отказе от исторического и культурно-политического москвоцентризма. Все большую популярность получает альтернативное видение истории, исходящее из противопоставления европейской Новгородской республики как аутентичного русского культурно-государственного феномена и Московской деспотии, которая рассматривается как осколок и продолжение Золотой Орды. Соответственно, актуальной политической проекцией такой историософии является идея регионалистского самоопределения русских регионов Евразии с последующим образованием некой "конфедерации Русь", которая наследовала бы линию развития домонгольской "многополярной" Руси, прерванную Батыем" <36>.

<34> Широпаев А. Русский путь сегодня: имперство или сепаратизм? // Я - Русский. 2002. N 22. С. 2.
<35> Широпаев А. Им нужна другая Россия, а нам другая страна // Живой журнал (сетевой ресурс) // Режим удаленного доступа: http://lj.rossia.org/users/shiropaev/.
<36> Широпаев А. Новый русский национализм // Живой журнал (сетевой ресурс) // Режим удаленного доступа: http://lj.rossia.org/users/shiropaev/.

Если лидеры ННП выдвигают проект формирования моноэтнической русской нации на основе политического сепаратизма, то есть выхода из Российской Федерации русских регионов, то такие политические организации, как Славянский Союз, Русская партия России, Праворадикальная Партия и многочисленные скинхедовские молодежные группировки, формирование моноэтнической русской нации видят на основе законодательной инициативы, направленной на сокращение доли нерусской миграции; биологической эволюции, связанной с ростом рождаемости русского этноса и экстремистской деятельности, направленной на насильственное вытеснение за пределы Российской Федерации нерусских этносов. Движение Против Нелегальной Иммиграции, не имея развернутой идеологической базы, в своих прикладных аспектах деятельности, по существу, солидаризируется с данной группой националистических сил.

Каждая из этих организаций не призывает прямо к экстремизму, но открыто поддерживает радикальные молодежные группировки, целью которых является открытое насилие на почве национальной и расовой ненависти. В частности, лидер Славянского Союза Д.Н. Демушкин заявляет: "Мы единственная политическая организация, которая на сегодняшний момент не отреклась от этих уличных бойцов. Ведь посмотрите, скинхеды (я здесь говорю только о правых скинхедах) - это наши дети и братья, которые в отличие от кухонных националистов пытаются хоть как-то бороться против системы и оккупантов. Более 60% населения уже поддерживают идею "Россия для Русских", но много ли из них что-то делают, кроме трепа на кухне? А когда наиболее пассионарная часть нашей молодежи выходит бороться на улицы, на них навешиваются ярлыки отморозков, избивающих всех подряд, кто под руку попадется. Стоит только кому-нибудь заслуженно дать по морде нацмену, все СМИ начинают вопить про скинхедов. Мы и дальше будем работать с правыми скинхедами и футбольными фанатами. Лучшие из них, вырастая из этой субкультуры, становятся нашими Соратниками" <37>. Организация "Славянский Союз" открыто проповедует идеологию национал-социализма и фашизма, резко выступает против смешанных браков и настаивает на введение запрета абортов для русских женщин. На сайте движения в качестве идеологических источников выложены такие произведения, как "Моя борьба" А. Гитлера, "Эсэсовец и вопрос крови" Г. Гиммлера, "Доктрина фашизма" Б. Муссолини и другие.

<37> Официальный веб-сайт Национал-Социалистического Движения "Славянский Союз" // Режим удаленного доступа: http://www.demushkin.com/engine/index.php?s=15.

Таким образом, анализ по критерию определения модели нации позволяет классифицировать весь спектр современной русской националистической идеологии на четыре типа:

  1. Либеральный (гражданский) национализм, выдвигающий концепт "российской нации", основанный на постулате о "многонациональном" характере российского народа.
  2. Умеренный этнодоминантный национализм, отстаивающий тезис о доминантной роли русского этноса в Российской Федерации и рассматривающий нацию как иерархию этносов во главе с русским этносом.
  3. Радикальный имперский национализм, понимающий нацию как полиэтническую имперскую общность, интегрированную на основе русской культуры и включающую в себя помимо прочих украинский и белорусский этносы, которые не рассматриваются в отрыве от русского и не признаются самостоятельными.
  4. Радикальный моноэтнический национализм, рассматривающий нацию как исключительно русский этнос, создаваемый либо на принципах унификации, либо на основе стратегии сепаратного этноизоляционизма.

Можно резюмировать, что в период трансформации, который сегодня переживает Россия и когда прежняя форма национальной идентичности утрачивает свою актуальность, а общество находится в процессе поиска новых форм коллективной идентичности, стремительно возрастает спрос на предложения националистической продукции. А ее производители в виде "символьной элиты" создают несколько конкурирующих друг с другом представлений о нации. Соперничество в рамках националистического дискурса в период трансформации государства становится ключевой политической повесткой дня. А от победы того или иного националистического проекта во многом зависят социальная структура и вектор политического развития всего общества. Современное российское общество, находящееся на этапе трансформации, переживает именно этот этап, когда конкуренция между различными политическими силами, отстаивающими свою трактовку понятия "нация", приобретает особую остроту и таит в себе существенный конфликтогенный потенциал.