Мудрый Юрист

Пациент всегда прав

"Медицинский вестник", 2009, N 18

Общественный совет по защите прав пациентов при Росздравнадзоре предлагает создать в России институт уполномоченного по правам пациента и здравоохранную прокуратуру, которая будет контролировать судебные дела пациентов. Правозащитники утверждают, что в нашей стране до сих пор нет эффективной системы защиты пациентов, пострадавших в результате медицинской ошибки или халатности. Они предлагают наделить новую организацию широкими полномочиями: вести проверки ЛПУ, проводить экспертизы качества медицинской помощи и штрафовать "провинившиеся" учреждения.

Кому пожаловаться?

Сегодня пострадавшим пациентам сложно добиться справедливости. Если случай "некриминальный", больному нелегко получить юридическую помощь, так как юристов, специализирующихся в области здравоохранного права, в нашей стране мало, а полномочия общественных организаций ограничены. Например, им закрыт доступ к внутренним документам больницы и медицинским картам.

Не является выходом из положения и обращение к юристам страховых компаний, которые в сложных случаях играют роль посредника между пациентом и больницей, из-за того, что они являются лицами заинтересованными. Ведь любое судебное разбирательство ставит под удар экономическую устойчивость лечебно-профилактических учреждений, с которыми заключен договор. Процесс неизбежно повлияет на конкурентоспособность клиники и может привести к оттоку из нее клиентов, а это невыгодно страховой компании.

По мнению Саверского, причина такого положения дел в недостатках существующей системы страхования граждан. Она не способствует прозрачности работы медицинской службы, так как страховые компании связаны с ЛПУ договорами, которые вынуждают их защищать в первую очередь права врача, а не пациента.

Правами пациентов, кроме страховых компаний, занимаются также уполномоченные по правам человека, Росздравнадзор, правоохранительные органы, Федеральный и территориальные фонды ОМС, общественные организации и адвокаты. Однако проблема в том, что из-за конфликта интересов, недостаточной компетенции или отсутствия реальных полномочий эффективно проблемы не решает ни одно из ведомств. Огромную пользу могла бы принести служба страховых комиссаров, независимая от страховых компаний. Такие службы успешно функционируют в некоторых странах, но в России о создании подобной структуры речь пока не идет.

Даже такой простой вопрос, кому жаловаться на некачественную медицинскую помощь, не имеет сегодня ответа. В России нет компетентного и профессионального органа, который бы специально занимался защитой прав пациентов.

Стандарты для усредненных пациентов

По мнению экспертов, основная проблема в процессе регулирования качества медицинской помощи - это нехватка стандартов медицинской помощи. Стандарты Минздравсоцразвития России - это, по сути, рекомендации, предлагающие врачу разные пути лечения пациента, которые, однако, не накладывают на него никаких жестких рамок. Тогда как региональные стандарты прописывают в первую очередь экономические аспекты медицинской помощи.

К тому же стандарты необходимо все время пересматривать, так как медицинские технологии постоянно меняются, а существующие стандарты требуют актуализации еще и потому, что включенные в них медицинские вмешательства не всегда выполнимы из-за недостаточности финансирования. За рубежом стандарты или клинические рекомендации обновляются постоянно, а клинические рекомендации доступны практически каждому медицинскому работнику на рабочем месте, как в бумажном, так и в электронном виде. Например, в привязке к электронной истории болезни такие материалы называются "системами поддержки принятия клинического решения". Они позволяют врачу в считанные минуты, у постели больного, получить важную информацию для принятия клинического решения и снизить риск врачебной ошибки.

Перечень дефектов оказания медпомощи

По мнению экспертов, в России необходим единый реестр решений судов по искам пациентов и их родственников к учреждениям здравоохранения. Он позволит создать эффективную систему статистического учета дефектов оказания медицинской помощи, проанализировать, где находятся наиболее уязвимые ее точки, а значит, улучшить ее качество.

Чаще всего пациенты жалуются на нарушение медицинской этики, неудовлетворительное качество медицинской помощи, на отказы в госпитализации, на требование необоснованной платы за медицинские услуги. Чрезвычайно волнует больных и проблема квот. В списке претензий к врачам также значатся навязывание БАД, невозможность получить копии медицинских документов, поменять лечащего врача или лечебное учреждение, случаи отмены или снижения группы инвалидности.

"Медицинские дела" тянутся долго из-за своей специфичности, а сотрудники правоохранительных органов часто не могут или не хотят разбираться в нюансах врачебных правонарушений. Проведенный ВЦИОМ в 2006 году опрос российского населения показал, что качеством медпомощи недовольны 49% граждан. Еще 52% недовольны укомплектованностью ЛПУ и квалификацией кадров медицинских учреждений. Примерно столько же (54%) не удовлетворены отношением персонала. 68% всех респондентов пожаловались на очереди в поликлиниках.

Т.КОЛБАСОВА