Мудрый Юрист

От госконтроля к техрегламенту: непростой, но нужный шаг

"Российские аптеки", 2009, N 11-12

Одно за другим появляются в СМИ сообщения, суть которых в том, что главные виновники подорожания аптечной продукции - производители и оптовики, которые под предлогом кризиса цинично наращивают наценки. Предлагаемые меры знакомы до боли - цены заморозить, усилить проверки. Словом, подключить государство. Неужели эти методы борьбы с ростом цен безальтернативны?

Отвечая на этот вопрос применительно к такой многочисленной группе аптечных товаров, как парфюмерно-косметическая продукция (ПКП), сразу скажем - отнюдь нет. В подтверждение сошлемся на мнение ведущего эксперта Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии Галины Уланцевой. По ее словам, если государство применит не административно-карательный, а иной ресурс, то появится возможность не только для удешевления этих товаров, но и расширения их ассортимента, и главное, повышения качества и безопасности для потребителей. Очевидно, что основой решения этой задачи должно стать принятие государством соответствующего отраслевого Техрегламента, который позволит производителю (импортеру) ПКП самостоятельно и добровольно проверять свой товар на соответствие установленным нормам. Государство же будет осуществлять выборочные проверки уже на рыночной стадии.

ЧЕМ ПЛОХ "ДЕДОВСКИЙ" МЕТОД КОНТРОЛЯ

Надо сказать, что попытки принятия такого Техрегламента предпринимаются уже давно. Еще в 2003 г. с целью его разработки был создан Координационный Совет Парфюмерно-Косметической Промышленности (КСПКП), который и начал работу по созданию проекта нового закона. В 2005 г. документ был готов. Тогда казалось, что вот-вот вместо архаичного механизма госнадзора за ПКП заработает либеральный и современный "контрольный аппарат".

Чтобы понять, почему безнадежно устарело наше нынешнее "парфюмерно-косметическое техрегулирование", познакомимся с тем, что сейчас нужно сделать производителю, чтобы в аптеках появилось новое косметическое изделие.

Сначала в органах Роспотребнадзора получают либо удостоверение о регистрации нового изделия, либо санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ) о его безопасности. В обоих случаях проверяется соответствие продукта требованиям нормативных документов Роспотребнадзора - устаревших Санитарных правил и норм, разработанных еще в 1996 г.

Регистрация является более дорогим и сложным путем контроля, чем СЭЗ. Но она предусмотрена только для изделий, представляющих повышенную потенциальную опасность для здоровья. К ним отнесли детскую косметику, средства, предназначенные для интимных органов, для загара и отбеливания кожи, химической завивки волос. Однако получить заключение о безопасности не так-то просто - иногда на это уходят месяцы.

Всю совокупность проверок, необходимых для регистрации или получения СЭЗ, теоретически можно осуществить тремя способами:

Очевидно, что самый простой и адекватный способ контроля - первый, но по регламенту производителю нужно пройти второй этап, практически полностью дублирующий первый. Затем требуется получить еще и сертификат соответствия. При сертификации изделие проверяется точно по тем же критериям безопасности, которые фигурировали при регистрации, и по тем же СанПиН, которые там применялись. А ведь стоимость СЭЗ сегодня составляет от 30 до 60 тыс. руб., а сертификации - от 5 до 11 тыс. руб. Это чувствительная, а главное, бесполезная нагрузка для малого и среднего бизнеса.

ПОСМОТРИМ НА ЗАПАД

А что же должен сделать европейский производитель или импортер тюбика зубной пасты, чтобы она появились на рынке? Всего-навсего убедиться, что изделие соответствует требованиям косметической Директивы ЕС 76/768/ЕЕС (аналог российских техрегламентов) и соблюдать эти требования в течение всего периода жизни продукта на рынке. Во время первого выпуска пасты производитель или импортер должен просто уведомить компетентные органы о начале ее продаж. И обязательно указать ответственное лицо, с которым можно быстро связаться.

После "выхода в свет" изделия, проверки его качества проводят чаще всего союзы потребителей. Но нередко в дело вмешивается и государство. И ничего похожего на регистрацию или сертификацию ПКП европейская Директива не требует.

Перед выпуском на рынок своего продукта, западный производитель сам тщательно оценивает безопасность продукции, ее соответствие Директиве, выполняет требования по информации на этикетке. Вся документация собирается в информационное досье. Оно хранится строго по тому адресу, который был указан в уведомительном документе и на потребительской упаковке. При этом случаи появления на рынке низкокачественной продукции единичны. Причины? Штрафы для недобросовестных производителей косметики в странах ЕС огромны. В совокупности же с залпом обличительных материалов в СМИ, они чаще всего "убивают" провинившуюся фирму.

РЕЦЕПЦИЯ ЗАПАДНОГО ОПЫТА

Разработчики российского регламента взяли за основу именно европейские принципы техрегулирования. Первоочередная ответственность за свою продукцию - на производителе, а не государстве. Дорыночный контроль, т.е. регистрация и сертификация, не применяется. Исключение сделано к товарам для детей до 3 лет, где регистрация останется обязательной, а также на 5-летний переходный период, когда сертификация на некоторые изделия еще будет сохранена по просьбе ряда небольших косметических фирм, не готовых принять на себя полную ответственность за безопасность продукции. Все обязательные требования к ПКП будут указаны только в Техрегламенте. Они учитывают существующие в РФ Госстандарты и санитарные нормы, однако гармонизированы с европейской Директивой. Любые иные требования могут приниматься производителем только добровольно. Таким путем будет сведено к минимуму вмешательство государства в процесс создания продукта. А вот на рынке это самое государство должно будет в лице Роспотребнадзора обеспечить строжайший надзор, причем, как и в странах ЕС, не только в отношении товара, находящегося в продаже, но и его информационного досье.

Три года, с 2003-го по 2006-й, продолжался диалог создателей Техрегламента с Роспотребнадзором. В самом важном чиновники и бизнесмены пришли к согласию: подтверждать соответствие косметических и парфюмерных изделий по новому Техрегламенту нужно будет в форме декларирования. Подобная декларация может быть принята производителем или импортером либо на основании собственных доказательств, либо с участием третьей стороны. И ее надо будет зарегистрировать в федеральном органе исполнительной власти.

ДОВЕСТИ ДЕЛО ДО КОНЦА

Казалось бы, все было оговорено в деталях, однако проект не устроил наше Правительство. В июле 2008 г. КСПКП представил в Госдуму проект в новой редакции, где все возражения были учтены. Дума же снова отослала документы в Правительство. И вот-вот ожидается новый отзыв.

Г.Уланцева и многие руководители парфюмерно-косметических предприятий убеждены, что дело нужно довести до конца. И они надеются, что новому Техрегламенту найдется поддержка среди тех депутатов Госдумы, которые понимают, что из кризиса не выбраться не только этой отрасли, но и всей экономике, если государство не способно оказать своим предпринимателям даже такую минимальную поддержку, как облегчение бремени госконтроля.

А.РЫЛОВ