Мудрый Юрист

Характеристика мошеннических действий в сфере страхования грузов

А.И. Алгазин, кандидат юридических наук.

Страхование грузов является одним из наиболее подверженных мошенническим действиям и завышенным претензиям видов страхования.

Особенностями этого вида страхования являются:

Процесс перевозки груза позволяет страхователю практически без контроля со стороны страховщика совершать манипуляции с объектами страхования. Кроме того, во время перевозки, как правило, объект страхования подвергается различного рода воздействиям, что приводит к объективному желанию грузополучателя, перевозчика или грузоотправителя переложить ответственность за возмещение ущерба на плечи страховщика.

Пример. Финская компания "Ларс Крогиус" - известная во всем мире сюрвейерская организация, осуществляющая расследование случаев нанесения ущерба участникам перевозки или страховщику. Директор ее минского представительства Анатолий Шмелев рассказал о некоторых случаях из своей практики. Сейчас в интересах страховых организаций компания принимает участие в расследовании ряда случаев, когда в цепочке перевозчик - экспедитор - грузовладелец присутствует заявка через Интернет. Причем в одном из случаев предполагалась перевозка дорогого и ходового товара (мобильных телефонов и запчастей к компьютерам) на сумму более 700 тыс. долл. США.

В этом, как и в подобных других случаях, события развивались следующим образом. Российский грузополучатель заявляет о необходимости доставить для него груз из Германии и нанимает для этого иностранного экспедитора (в одном случае это был белорусский экспедитор, в другом - литовский). Причем выбирается экспедиторская компания, которая сама работает с перевозчиками через Интернет. Как только предложение груза размещается в сети, очень быстро, подозрительно быстро находится соглашающийся на все условия перевозчик. Все делалось в очень короткие сроки, да так, что в одном случае экспедитор даже не удосужился проверить наличие у перевозчика CMR-страхования, а в другом экспедитор не успел получить копию свидетельства о страховании. В одном из случаев литовский перевозчик прибыл на погрузку и несколько дней стоял в ожидании, поскольку номера машины не соответствовали сообщенным ранее. Имеются в таких случаях и книжки МДП, которые потом оказываются подделанными. Загрузившись, машина уезжает и пропадает вместе с грузом. Где-то на второй день после этого перестают отвечать телефоны офиса перевозчика (обычно это мобильные номера). Поскольку в таких случаях задействованы законодательства трех-четырех разных стран, потерпевшим, а это экспедиторы и страховые компании, приходится обращаться в Интерпол, который, надо признать, работает очень медленно.

Один из случаев мошенничества произошел в ходе доставки широкоформатных плазменных экранов, которые устанавливаются на улицах и площадях Минска. Перевозка их осуществлялась из Франции. По прибытии в Беларусь на складах временного хранения (СВХ) было обнаружено, что дорогостоящий груз имеет повреждения. Как удалось установить, водителя при этом целенаправленно отвлекли, частично загрузив и сообщив, что в этот день загрузки больше не будет, а все проблемы он может решить сам, связавшись с главным офисом. В то время, когда он связывался с главным офисом, ему сообщили, что для него нашли еще два транспортных пакета и произвели полную загрузку. Поскольку повреждение визуально не обнаруживалось, ничего не подозревающий водитель отправился в путь.

При проведении расследования этого случая было установлено, что повреждение не могло быть нанесено в ходе транспортировки. Пакет уронил работавший на складском погрузчике рабочий, которого за это уволили, но попытались переложить вину и плату за ущерб на перевозчика.

Один из самых популярных способов обмана в России заключается в том, что в момент выгрузки товара после прохождения всех таможенных формальностей обнаруживается его недостача, а водитель пишет в объяснительной, что лишь при открытии прицепа заметил, что контрольный шнур был разрезан и затем скреплен с помощью иголки. Причем он указывает, что не может даже предположить, где его обокрали, поскольку он проехал восемь стран, делал двенадцать остановок и нигде не замечал ничего подозрительного. Также ничего подозрительного не заметили и на всех таможнях, которые ему пришлось пройти. Видимо, в таких случаях на этапе разгрузки водитель просто получает деньги за часть товара, а ответственность перекладывается на хозяина машины и страховую компанию. Вариантом подобного случая можно считать ситуацию, когда в момент выгрузки обнаруживается разрез в верхней части тента <1>.

<1> Материалы сайта www.allinsurance.ru.

Среди способов совершения мошенничеств в сфере страхования грузов можно назвать следующие:

  1. инсценировка повреждения груза заключается в том, что страхователь создает видимость повреждения груза во время пути. При этом причиной повреждения указывается любая из предусмотренных Правилами страхования или конкретным договором страхования груза;
  2. инсценировка полной гибели груза заключается в том, что страхователь после заключения договора страхования изымает груз, а на месте страхового случая создает следы гибели груза (в результате пожара, потопления груза и др.) и дает соответствующие объяснения;
  3. инсценировка разбойного нападения на грузоперевозчика состоит в убеждении страховщика и компетентных органов в том, что имело место нападение преступников на грузоперевозочное средство, в ходе которого преступниками был похищен груз;
  4. инсценировка кражи застрахованного груза. При данном способе мошенничества преступники создают материальные следы взлома контейнера, тары груза для создания видимости его кражи в пути следования;
  5. инсценировка гибели груза в результате действия сил природы. Этот способ мошенничества является весьма редким, однако имеет место, когда страхователь, владея информацией о имевших место в отдельном районе стихийных бедствиях, "подстраивает" под них повреждение собственного груза;
  6. инсценировки гибели (повреждения) груза в результате действий третьих лиц. Рассматриваемый способ мошенничества имеет место, когда страхователь, например, инсценирует страховой случай в результате ДТП, произошедшего по вине других лиц;
  7. полная документальная фальсификация перевозки - наиболее опасный способ мошенничества, когда сама перевозка реально не осуществлялась, а также не было ущерба грузу. Перемещение груза и его гибель имеют место только на бумаге, т.е. подтверждаются сфальсифицированными документами, представленными страхователем;
  8. страхование груза задним числом заключается в том, что страхователь, имея реальные потери при обороте товара, решает восполнить их за счет страхового полиса, превратив незастрахованные убытки в застрахованные;
  9. подмена груза на стадии заключения договора страхования. В этом случае мошенники обманывают представителя страховщика относительно реального объекта перевозки, предъявляя груз-двойник, который перед погрузкой заменяется на поврежденный объект;
  10. предоставление страховщику ложных сведений о количестве, качестве и свойствах груза на стадии заключения договора. Обман заключается в том, что мошенники вносят ложные сведения в документы, предъявляемые страховщику, а затем инсценируют повреждение (уничтожение) груза;
  11. искусственное увеличение размера и суммы реального ущерба грузу связано с реальным страховым событием, когда страхователь решил "компенсировать" ущерб, увеличив размер претензии;
  12. умышленное уничтожение неликвидного, некондиционного или некачественного груза. Речь идет о тех случаях, когда страхователь сам уничтожает (сжигает, топит и др.) объект страхования, который выглядит по документам как вполне качественный товар;
  13. получение полной страховой выплаты у разных страховщиков. Это классический способ страхового обмана, когда страхователь, заранее планируя получить двойную прибыль, заключает договоры страхования с разными страховщиками, не уведомляя их об этом, а затем инсценирует страховой случай;
  14. получение компенсации за груз у разных лиц основано на системе ответственности при перевозках. Так, мошенники пытаются получить компенсацию одновременно от грузоотправителя, грузоперевозчика, от продавца товара (по гарантийным обязательствам) и их страховщиков;
  15. изменение времени, места и обстоятельств реального ущерба. Такой способ мошенничества предполагает, что страхователь, в силу ряда причин, например "попадания" данного события под список страховых случаев, искажает информацию о реальном ущербе, нанесенном грузу;
  16. инсценировки повреждения, уничтожения груза, совершенные для сокрытия фактов хищений, растраты и противоправных действий, осуществляются работниками организаций, участвующих в грузоперевозке, с целью сокрыть собственное противоправное поведение;
  17. инсценировки повреждения, уничтожения или хищения груза, совершенные для компенсирования случаев утраты груза, не являющихся по договору страховыми случаями, применяются страхователями, когда товар был испорчен из-за, например, выхода из строя холодильного оборудования, усушки, износа, дефектов груза.

Существуют и сочетания перечисленных выше способов мошенничества.

Объекты страхования, наиболее подверженные мошенничеству

Среди свойств объектов страхования, которые учитывают мошенники при подготовке к совершению преступления, можно назвать следующие:

Как правило, никогда не инсценируются страховые случаи со следующими видами грузов:

Бывают редкие случаи увеличения реального объема ущерба при перевозке данных грузов, когда их повреждение действительно имело место.

Транспортные перевозки, подверженные мошенническим действиям

Все виды транспортных перевозок в той или иной степени подвержены страховому мошенничеству. Во время перевозок объективно происходят крушения, повреждения и гибель груза, а также перевозочных средств, поэтому желание страхователей получить компенсацию в большем объеме имеет место.

Подверженность грузоперевозок страховому мошенничеству исходя из количества совершаемых мошеннических действий, ложных и завышенных претензий по результатам исследования выглядит следующим образом:

Подобная ситуация объясняется несколькими существенными показателями:

  1. развитость инфраструктуры перевозок;
  2. документальное обеспечение фиксации перевозок;
  3. правовое обеспечение ответственности грузоперевозчиков;
  4. развитая система специальных и контрольных органов и служб;
  5. применение международных правил перевозок;
  6. развитость претензионной и компенсационной работы;
  7. наличие технических возможностей фальсификации документов и сведений по перевозке.

Поэтому самой развитой в плане распространенности является страховое мошенничество в сфере автотранспортных перевозок.

Транспортные средства, используемые мошенниками

При выборе транспортного средства (ТС) для инсценировки страхового случая мошенники учитывают:

Среди ТС, используемых для совершения мошенничества, в основном преобладают модели отечественных марок, предназначенные для дальних перевозок: "Камаз", "Маз", "Краз", "Белаз", "Зил", "Урал", "Уаз", "Луаз", "Паз", "Раф", "Кубанец", "Газ", "Газель", а также иностранные грузовые автомобили с фурами: "Татра", "Вольво", "Мерседес", "Рено" и др.

Время совершения мошенничества

Временные промежутки, связанные с осуществлением мошеннических действий, необходимо разделить на:

Типичное время сокрытия груза. Как правило, мошенники перемещают груз в заранее подготовленное место после вывоза груза со склада, так как по большинству правил страхования грузов именно с этого момента начинает действовать полис страхования.

Иногда мошенники перемещают груз после его осмотра представителем страховщика и заключением договора страхования, а из склада вывозится пустая тара. Однако и в том, и другом случае подобные действия совершаются мошенниками в то время, когда перемещение большого количество грузов будет незаметным для посторонних.

Для подобных действий мошенники часто выбирают вечернее и ночное время, конец рабочей недели, праздничные или выходные дни. Утром и днем перемещение груза осуществляется под видом другой плановой перевозки.

Время уничтожения груза. Данный временной промежуток означает активные действия мошенников по уничтожению груза, тары и упаковки с инсценировкой уничтожения груза третьими лицами или в связи с аварией. Так, для поджога груза мошенники выбирают вечернее и ночное время. Самый главный признак уничтожения груза - уничтожение его в пути.

Время сообщения о страховом случае. Указанное время обычно связывается с необходимостью фиксации факта страхового случая компетентными органами или временем прибытия груза. Однако, как правило, существует определенный промежуток времени между реальным прибытием груза, "обнаружением" повреждений и сообщением о таковых. Это связано с тем, что страхователю нередко приходится импровизировать по ходу событий, предпринимая действия по искусственному увеличению убытков.

Время, затраченное на действия по созданию следов страхового случая. Обычно действия по созданию следов осуществляются оперативно, без заминок и скрытно. Для этого мошенники останавливают транспортное средство (ожидают остановки состава), перемещают груз, создают следы повреждения груза, признаки проникновения посторонних, скрывают следы своего участия в инсценировке. Как правило, сама инсценировка занимает от 5 до 20 минут. Поэтому впоследствии сложно найти очевидцев, которые видели действия мошенников по инсценировке.

Места страховых случаев.

Мошенники планируют инсценировку с застрахованным грузом с учетом определенных признаков местности, где должен произойти страховой случай. К таким признакам можно отнести:

Приспособления, используемые мошенниками для создания материальных следов.

Среди подобных предметов чаще всего используются следующие:

Чаще всего для создания следов взлома используются личные слесарные, столярные, автомобильные инструменты, находящиеся в распоряжении мошенников (молотки, стамески, ломы, напильники, ножовки по металлу, разводные ключи, гвоздодеры и др.), или подручные предметы и материалы (куски арматуры, камни, фрагменты стальных труб).

Практически никогда страховые мошенники не используют инструменты взлома профессиональных преступников: фомки, отмычки, "гусиную лапку", "балерину", специальный состав кислоты, самодельные вскрыватели пломб и железнодорожных замков, приспособления, имитирующие пломбировку, и т.п. Для мошенников свойственно жалеть свое имущество или имущество, взятое во временное пользование, поэтому нередко они стараются причинять контейнерам, грузу и замкам минимальные повреждения.

Предметы, используемые мошенниками для инсценировок разбойных нападений

Среди данных предметов можно назвать предметы, за счет которых мошенники иллюстрируют присутствие и противоправные действия третьих лиц: скотч, веревка для связывания, тряпка, которую преступники использовали в качестве кляпа. Иногда мошенники используют заранее подготовленную обувь для имитации следов, оставленных преступниками. Крайне редко используется огнестрельное оружие для причинения огнестрельных повреждений транспортному средству, упаковке груза, одежде сопровождавших. Однако в рассказах потерпевших от разбойных нападений много страшных и кровавых подробностей.

Средства, используемые для поджога груза

Поджоги груза в большинстве случаев совершаются:

Достаточно редко встречаются поджоги грузов с применением специальных технических средств поджога. Зачастую поджог маскируется под пожар, возникший вследствие противоправных действий третьих лиц.

Таковы некоторые особенности мошенничеств, совершаемых в сфере страхования грузов. Эти особенности должны учитываться работниками служб безопасности страховых компаний, оперативными работниками и следователями органов внутренних дел при проверке и уточнении показаний страхователей по делам о наступлении страховых событий с застрахованными грузами.