Мудрый Юрист

Классификация административно-правовых актов, регламентирующих оборот оружия и взрывчатых веществ

Долгополов А.А., начальник управления лицензионно-разрешительной работы ГУВД по Краснодарскому краю, кандидат юридических наук, полковник милиции.

Административные правовые акты в общем массиве правовых актов, образующих административно-правовые режимы, занимают особое место, они являются проводниками государственной воли в управлении различными социальными процессами, устанавливают правоотношения, определяют порядок информационного взаимодействия, необходимые для достижения соответствующей правовой цели. Многообразие социальной жизни создает основание для издания множества документов различной юридической силы, видов, необходимых для управления социальными процессами.

Важно четко разграничивать разные виды правовых актов, так как каждый из них имеет свою собственную природу и выполняет свое предназначение. В частности, "без правильного отличия нормативных актов от ненормативных немыслимы подготовка и оформление проектов актов государственных органов, систематизация, публикация и введение в действие правовых норм, расчистка законодательства от устаревших положений, учет действующего законодательства" <1>.

<1> Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства. М., 1967. С. 15.

Четкое представление о свойствах и признаках тех или иных правовых актов, о роли каждого из видов актов в механизме правового регулирования позволяет правильно решать вопрос о сочетании в одном акте органа власти нормативных и ненормативных предписаний, о возможности сочетания этих предписаний в каждом конкретном случае, когда возникает такая перспектива. Оптимальный вариант может быть найден с учетом того, что загромождать нормативные акты индивидуальными предписаниями нежелательно. В тех случаях, когда все же бывает целесообразно иметь в одном правовом акте и нормативные, и ненормативные предписания, важно строго соблюдать кроме общих требований к правовым актам (соответствие законам, издание в установленном порядке и т.д.) - в зависимости от содержания и других особенностей акта - также специальные требования, если они предъявляются к актам с подобными предписаниями <2>.

<2> Васильев Р.Ф. Нормативные правовые акты // Законодательный процесс. М., 2000. С. 26.

Различные виды правовых актов есть следствие усложнения правовой жизни. Последняя неоднородна и многообразна, что должно найти свое отражение в средствах ее упорядочения <3>.

<3> Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003. С. 282.

Нормативные правовые акты, устанавливающие административно-правовые режимы оборота оружия и взрывчатых веществ, обладают определенными признаками, которые позволяют их классифицировать. Классификация нормативных правовых актов служит совершенствованию механизма построения юридических конструкций административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ.

Классификация есть выделение из общего ряда каких-либо предметов, объектов в отдельные группы по общим признакам, объединяющим эти предметы либо объекты. Классификация нормативных правовых актов, устанавливающих административно-правовой режим, должна осуществляться с учетом круга и характера регулируемых ими отношений в обществе.

Остановимся на отдельных признаках нормативных правовых актов, образующих юридические конструкции административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ.

Основным характеризующим признаком любого нормативного правового акта являются его юридическая сила. Юридическая сила нормативного правового акта складывается из правового статуса правотворческого органа, издавшего этот акт, соответствия правового акта Конституции Российской Федерации, соблюдения иерархической подчиненности нормативных правовых актов, изданных государственными органами, занимающими более низкое положение в системе государственных органов власти, перед нормативными правовыми актами, изданными государственными органами, занимающими более высокое положение. Юридическая сила нормативно-правового акта определяет его правовое положение в юридической конструкции административно-правового режима. Кроме этого, вышестоящий нормативный правовой акт создает правовые основания для издания нижестоящего акта, таким образом, устанавливается единая система построения юридических конструкций административно-правовых режимов. В этой связи необходимо отметить в качестве характеризующего признака правовой статус субъектов, издающих нормативные правовые акты, к ним прежде всего относятся законодательные и исполнительные органы государственной власти.

Важным характеризующим признаком нормативных правовых актов является их обязательность для тех субъектов правоотношений, к которым они адресованы. Физические и юридические лица обязаны исполнять нормативные правовые акты, гарантией их исполнения является возможность применения соответствующих санкций в случае их неисполнения, в виде дисциплинарной, гражданско-правовой, административной, уголовной и иной ответственности. Таким образом, в юридической конструкции административно-правовых режимов посредством нормативных правовых актов формируются режимные правила и образуются юридические гарантии их устойчивого функционирования.

Для того чтобы административно-правовой режим оказывал реальное воздействие на социальную жизнь, нормативные правовые акты, его образующие, должны осуществлять регулирование общественных отношений, устанавливая соответствующие правовые нормы, что является одним из главных признаков и предназначением нормативных правовых актов.

Характеризующим признаком нормативных правовых актов является также наличие юридической цели, ради достижения которой они издаются. Юридическая цель устанавливается правотворческим органом, который в нормативном правовом акте устанавливает государственную волю, направленную на защиту общественных и государственных интересов. Также характеризующим признаком нормативных правовых актов является их конкретная адресная направленность к различным субъектам правоотношений.

Исходя из указанных основных характеризующих признаков нормативных правовых актов, устанавливающих административно-правовые режимы оборота оружия и взрывчатых веществ, их классификацию можно осуществлять по следующим критериям:

Для нормативных правовых актов, регламентирующих административно-правовые режимы, характерным признаком является наличие в них не только соответствующих норм общего направления, а также то, что эти нормы должны носить конкретизированный характер, которые в своей совокупности составляют режимные правила поведения. Такие режимные нормы могут быть выражены в соответствующих инструкциях, положениях, правилах, уставах, наставлениях и т.п. С другой стороны, вышеназванные установления в отношении поведения субъектов правоотношений, регулируемых административно-правовыми режимами, должны носить нормативный характер, а значит, быть изданными в соответствующих нормативных правовых актах: либо в законе, либо в подзаконных актах, которые принимаются на основе законов, к ним относятся указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти.

В инструкциях, положениях, уставах, правилах, наставлениях, регулирующих правоотношения в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ, должны быть установлены права, обязанности субъектов правоотношений, регламентированы соответствующие виды деятельности, урегулирован процесс реализации нормативных правовых актов, установлен порядок исполнения определенных видов деятельности, в них должны содержаться соответствующие юридические нормы, регулирующие правоотношения, устанавливающие функции органов исполнительной власти, их подразделений, отдельных должностных лиц, определяющие технические нормативы, необходимые для функционирования административно-правового режима, устанавливающие порядок, формы реализации должностных полномочий. Поскольку установления, образующие административно-правовые режимы, должны носить обязательный характер для субъектов правоотношений, они должны быть изданы только в виде нормативных правовых актов, то есть всевозможные инструкции, правила, положения, уставы, наставления должны утверждаться, как правило, соответствующими федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами федеральных органов государственной власти, которые в совокупности с Конституцией Российской Федерации, базовыми федеральными законами образуют систему режимного административно-правового регулирования оборота оружия и взрывчатых веществ.