Мудрый Юрист

Кому на руси жить хорошо?

"Медицинский вестник", 2009, N 16-17

Когда в Правительстве разрабатывали, а в Госдуме утверждали закон о разделении полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти, исходили, надо думать, из высоких принципов демократии. Правда, раздавались и тогда отрезвляющие голоса: откуда у муниципальных администраций найдутся деньги на социальные нужды и, в первую очередь, на содержание учреждений местного здравоохранения? Но они услышаны не были. Какова же жизнь глубинки в действительности, а не в головах чиновников? В редакцию пришло письмо от сельского врача, чье имя по понятным причинам мы не стали обнародовать, да и не столь это важно, ведь положение дел в сельском здравоохранении всюду одинаково, подтверждение этому почти ежедневно мы находим на интерактивной странице нашего сайта.

... Об амбулаториях и их работниках, оказывающих первичную медицинскую помощь, Минздравсоцразвития РФ вообще забыло, а ведь их в стране более 2000. На мой взгляд, ОВП (общая врачебная практика) - наиболее приемлемый вид первичной медицинской помощи для сельской местности, но создается впечатление, что приказ об организации ОВП вообще забыт (во всяком случае, в нашей области), его отдали на откуп муниципалитетам, а здесь, как известно, ни на что денег нет. Я прошел переподготовку по специальности "Врач общей практики" пять лет назад, но офис ОВП так до настоящего времени и не организован. А ведь ранее, до сертификации и жестких требований, а также постоянного напоминания о возможной ответственности, я ушивал раны в амбулатории, удалял инородные тела, вел посттравматических больных и даже удалял зубы, благо весь инструментарий и стоматологическое кресло имеются. Ведь у меня на участке около 30 населенных пунктов, некоторые из них находятся на расстоянии 25-30 км от ЦРБ, и это при ограниченности транспортного сообщения.

... Возникновение страховых медицинских организаций лично я воспринял с настороженностью: для кого и для чего они созданы? Просеивать бюджетные огромные деньги? Полагаю, что не я один так думаю, т.к. основание для их создания - защита интересов пациента - лукавство. В сущности, это те же средства из ТФОМС, стабильно поступающие, но в изрядном количестве не доходящие до реального здравоохранения. По данным облстата за 1 квартал, средняя месячная зарплата в финансовых структурах больше 40 тыс. руб., в здравоохранении почти 8 тыс. руб., в сельском хозяйстве (самая низкая) примерно 7 тыс. руб., но и это, в основном, вранье, т.к. зарплаты реально ниже, а еще и безработица. Жутко мне 3 раза в неделю проезжать через умершие на моих глазах деревни, поросшие сорняком, с брошенными домами, зияющими открытыми настежь дверьми, разбитыми окнами, частично раскрытыми крышами, где совсем недавно жили от 50 до 100 и более человек и кипела жизнь; видеть поросшие деревьями поля, где уже собирают землянику и грибы. Думаю, такое прогрессирующее запустение не только в нашем районе, области. Пересекал как-то другие области (Волхов, Белев, Козельск, Мещовск, Мосальск, Юхнов) - та же жуть.

... Не лучше ли на самом деле увеличить зарплату врачам, фельдшерам, медсестрам реально, а не так неопределенно, как по национальным проектам. Почти все врачи-терапевты восприняли эту доплату как незначительную компенсацию той нищенской заработной платы, которую они получали до этого времени, а не как стимул активнее трудиться. И уж тем более подобным образом отнеслись к доплате те терапевты, которые всегда работали по совести. Почти лукавство, что доплаты способствовали притоку врачей в первичное звено. Как мне стало известно, в нашей области врачей не хватает почти на половине участков, а те, что работают, в основном предпенсионного и пенсионного возраста. Многие врачи из нашей области работают в клиниках столицы вахтовым методом и получают зарплату в разы большую, чем в муниципальном здравоохранении. И еще о доплате в 8,7 тыс. рублей: 10 тыс. - 1,3 тыс. (подоходный налог).

Если 1700 человек на участке, то доплату получаешь, а если 1699, то доплаты не положено, хотя работа остается в том же объеме. Абсурд! Так же у фельдшеров ФАП, 200 чел. - доплата, 199 чел. - нет доплаты.

... Не лучше ли, наконец, оценивать работу врача не по посещениям, а по другим показателям: количеству вызовов скорой помощи, обусловленных терапевтическими заболеваниями, уровню госпитализации хронически больных, первичного выхода пациентов на инвалидность и т.д.

Если с заботой подходить к состоянию здоровья жителей участка, активно заниматься первичной, вторичной профилактикой, то "благодаря" действиям Минздравсоцразвития РФ попадешь в сложное, двойственное положение. Поясню: я заинтересован, чтобы жители участка меньше болели, больше знали о своей болезни, знали, как избежать обострения, могли оказать себе помощь при обострении. Я также заинтересован в уменьшении количества вызовов на дом, ведь в отличие от врачей, работающих в городских поликлиниках, мне приходится идти на вызовы в любое время дня и ночи, в выходные и праздничные дни. И в то же время я должен ломать голову, как, работая качественно, обеспечить достаточное количество посещений, да еще чтобы и лишних не было, только план. В первом случае, если случится недовыполнение плана, главный бухгалтер говорит: "Вы на зарплату не заработали". Во втором, если посещений больше, чем планировалось, замечание делает главный врач: "Будьте аккуратней, не перевыполняйте план, а то СМО обратится в прокуратуру по поводу нерационального использования бюджетных средств". Кто это придумал? Болезнь ведь, как стихия, пожар в организме, ее лучше предупреждать, а если не получилось - лечить. Работники МЧС, пожарники получают стабильную и высокую зарплату не за количество потушенных пожаров. А нам пытаются навязать, вернее, навязали оплату работы как раз за тушение этих стихийных бедствий, пожаров у людей. Где элементарная логика?

... Создали громоздкую, неудобную, высокозатратную систему выписки льготных рецептов по ДЛО, только через ЦОР (центр оформления рецептов). В городских поликлиниках это терпимо, но я должен специально приезжать в ЦРБ за 30 км, чтобы выписать льготные рецепты своим пациентам. Абсурд. Кто об этом задумывается? Какая здесь экономия? Зачем нужны портянки-рецепты с указанием всяких страховых номеров индивидуального лицевого счета (СНИЛС) и т.д. И это в век компьютерной техники! Адские расходы на содержание этих ЦОРов, операторов, качественную бумагу, оргтехнику, и все это - непосредственно мимо нужд здравоохранения. Не лучше ли взять пример с соседней Чехии, где каждому льготнику на руки выдают именную лимитированную книжку на определенную государством сумму сроком на год, чеками которой он расплачивается за приобретаемые лекарства, а в случае нехватки средств, доплачивает личными деньгами. Ни тендеров, ни ЦОРов, ни воровства, ни коррупции - все просто и экономно. Пациент получает лекарство по обычному выписанному врачом рецепту на конкретный необходимый медикамент, врач не заглядывает во всякие там утвержденные списки, не расходует время на несвойственную ему работу по составлению различных заявок, и т.д.

... Придуманы драконовские требования к лицензированию ЛПУ, например амбулаторий, но почему-то никто не учел, что в основном они в приспособленных помещениях и естественным образом не могут соответствовать предъявляемым требованиям, но это же не значит, что их нужно закрывать, штрафовать работающих там медицинских работников. Наверное, разумно было бы сначала в приказном порядке, может, и за федеральные деньги, привести их все в порядок, а затем требовать соответствия и поддержания в норме. Почему же внедряется все выморочное, а хорошее, простое не применяется?

... Что является целью: развалить муниципальное здравоохранение и развить частную медицину? Но такая медицинская помощь далеко не каждому по карману, а значит, обрекает сельское население на вымирание. О селе вообще что-то забыли, а ведь 35-37% населения живет в сельской местности, но катастрофически убывает.

... Давняя мечта: когда же, наконец, о здравоохранении будут думать здравые люди? Ведь все творящееся никакого отношения к "демократическим принципам построения государства" не имеет.

Редакционный материал