Мудрый Юрист

Пограничные столпы. Минпромторг и ФАС мыслят разными масштабами доминирования

"Врач и информационные технологии", 2009, N 3

В мае Минпромторг обнародовал на своем сайте внесенный в Правительство РФ нашумевший законопроект "Об основах госрегулирования и развития торговой деятельности в РФ". Правки по сравнению с последней рабочей версией, представленной министерством в конце прошлого года, внесены незначительные. Без изменений остался главный момент, особенно волновавший торговые сети, в т.ч. и аптечные, - установление порога доминирования для ритейлеров в границах региона на уровне 50% на рынке определенных товаров. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России использует другие критерии для определения доминирующих игроков, в частности, ищет их в пределах не региона, а муниципальных образований. В службе говорят, что не согласны с отдельными пунктами законопроекта и будут настаивать на внесении поправок. Президент и правительство пока окончательно не определились, следует ли снова отправлять законопроект на доработку.

За подготовкой законопроекта, регулирующего розничную торговлю, ритейлеры следят более двух лет. Первая версия документа, разработанная Минэкономразвития совместно с ФАС, сулила серьезное ужесточение госконтроля за деятельностью торговых компаний. В частности, законопроект содержал положение об обязательном установлении географических границ для игроков розничной торговли электробытовой техникой, продовольственными товарами, а также лекарственными средствами. Концепция предлагала установить первоначальный порог доминирования для продуктовых и аптечных сетей на уровне 15% в муниципальных образованиях, для непродуктовых сетей - также 15%, но уже на региональном уровне. Порог коллективного доминирования для трех сетей с долей на локальном рынке более 3% на каждую предполагается установить на уровне 20%, а для пяти сетей с долей более 3% - на уровне 30%. Представители торговых сетей на предлагаемые ограничения авторов законопроекта тогда отреагировали бурным протестом. После реорганизации Правительства РФ в мае 2008 г. и отчуждения функций по регулированию торговой деятельности от Минэкономразвития Минпромторгу последнему было поручено доработать законопроект.

Внесенный в Правительство РФ законопроект содержит мало отличий от представленной министерством в конце октября прошлого года и названной участниками розничного рынка "мягкой" его версии. Проект закона "Об основах госрегулирования и развития торговой деятельности в РФ" стал общедоступен 8 мая. В частности, в тексте достаточно полно приведены основные понятия розничной сферы, даны определения торговым форматам, чего ранее не содержал ни один из действующих законов. Отдельно в законопроекте говорится о возможности создания в торговой сфере саморегулируемых организаций, которые вправе разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми членами правила осуществления торговой деятельности, правила взаимодействия с производителями и поставщиками товаров, представлять законные интересы своих членов в федеральных, региональных и муниципальных органах, участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и других нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с государственным регулированием торговой деятельности, и т.д. Содержит документ также и отдельную статью, посвященную участию ассоциаций и союзов в формировании и реализации государственной политики в сфере торговли. Так, союзы и ассоциации могут принимать участие в разработке проектов нормативно-правовых актов и целевых программ, в анализе финансовых, экономических и других показателей развития торговли, вырабатывать рекомендации для органов государственной власти и местного самоуправления.

Изложенные в законопроекте расширяющие полномочия профильных ассоциаций и саморегулируемых организаций нравятся исполнительному директору РААС Елене Неволиной. Впрочем, она считает, что в ближайшее время РААС вряд ли сможет серьезно расширить свои возможности, став саморегулируемой организацией: "Нам пока рано об этом говорить. Согласно законопроекту, в саморегулируемой организации должно быть не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида. В России достаточно много аптечных сетей. Мы объединяем крупнейших и прогрессивных игроков, однако прописывать стандарты только для участников РААС было бы не совсем правильно, ведь мы еще не можем в полной мере отвечать за весь рынок".

Антимонопольное и техническое регулирование, а также лицензирование торговой деятельности было выявлено в законопроекте в отдельную главу. Отметим, что положение о доминировании по сравнению с прошлой версией Минпромторга не изменилось. Как говорится в законопроекте, "доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара в границах субъекта РФ, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам".

Доминирующей признается торговая сеть, доля которой "на рынке определенных товаров в границах субъекта РФ превышает 50%". При этом законопроект допускает, что доля может быть и выше, если компании удастся доказать, что она не ограничивает конкуренцию на рынке. Доминирующей также может быть признана компания, доля которой на рынке менее 50%. При этом факт ее доминирования должен быть установлен антимонопольным органом "исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок". Однако в п. 3 ст. 25 "Антимонопольные требования к осуществлению торговой деятельности" отмечается, что компания не может быть признана доминирующей, если ее доля на рынке в границах региона не превышает 35%.

Требования к антимонопольному регулированию, обозначенные в законопроекте, идут вразрез с требованиями, предъявляемыми к торговым сетям со стороны ФАС. Многие участники рынка фармрозницы на своем опыте узнали, по каким критериям ФАС относит тех или иных игроков к списку доминирующих. К примеру, ФАС ищет доминирующих игроков в границах не субъектов РФ, а муниципальных образований. И сам порог доминирования, обозначенный службой, заметно ниже, чем в законопроекте, - 35%. Начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев отметил, что не удовлетворен содержанием внесенного в правительство законопроекта о торговле: "ФАС будет настаивать на ряде моментов. В частности, предлагает учесть в законе ее поправки, касающиеся определения порога доминирования по уровню товарооборота, а также установления предельной доли рынка в пределах муниципальных районов".

Основная цель будущего закона - регулирование взаимоотношений между продуктовой розницей и сельхозпроизводителями, но в то же время непосредственное влияние он окажет и на ритейлеров из других секторов. Президент и правительство, похоже, до конца не определились с судьбой законопроекта. Еще до вынесения документа на рассмотрение в начале апреля премьер-министр Владимир Путин говорил о необходимости такого закона, однако отмечал, что торопиться с его принятием не следует. Президент Дмитрий Медведев 12 мая, т.е. спустя несколько дней после обнародования текста законопроекта, заговорил о необходимости определенного ужесточения требований, прописанных в законопроекте: "Я думаю, нам нужно доработать и принять закон о торговле, с тем, чтобы аппетиты торговых сетей были под государственным контролем". Первый вице-премьер Виктор Зубков выразился 21 мая в похожем ключе: "Должен быть снижен порог присутствия монопольных сетей".

Ю.КИРЕЕВА