Мудрый Юрист

Порядок составления и утверждения внебюджетной сметы

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 6

С 01.01.2009 вступили в силу новые законодательные акты, изменившие требования, предъявляемые к учету средств, полученных от приносящей доход деятельности. В связи с этим Минздравсоцразвития утвердило для подведомственных ему учреждений новый Порядок составления и утверждения сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности (далее - внебюджетная смета), о котором и пойдет речь в настоящей статье.

Начнем с того, что операции со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, осуществляются в 2009 г. федеральными бюджетными учреждениями (далее - федеральные учреждения) в Порядке, утвержденном Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 88н (далее - Порядок N 88н). Пунктом 3.1 данного Порядка, в частности, предусмотрено, что внебюджетная смета на текущий финансовый год должна определять объемы поступления средств, полученных от приносящей доход деятельности, с указанием источников образования по кодам классификации доходов бюджета (далее - классификация доходов) и направлений использования средств по кодам классификации расходов бюджета (далее - классификация расходов), содержащих код главы по бюджетной классификации и код классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ).

Внимание! С 01.01.2009 коды классификации доходов, классификации расходов и КОСГУ формируются в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н (далее - Указания N 145н).

В ст. 6 Федерального закона N 204-ФЗ <*> указано, что расходование средств, полученных от приносящей доход деятельности, осуществляется в 2009 г. в соответствии с внебюджетной сметой, порядок утверждения которой должен определяться главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств федерального бюджета (далее - главный распорядитель и распорядитель).

<*> Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов".

В связи с этим Минздравсоцразвития Приказом от 25.02.2009 N 72 утвержден Порядок составления и утверждения внебюджетной сметы для находящихся в его ведении федеральных учреждений (далее - Порядок составления и утверждения сметы). Рассмотрим его.

Порядок составления и утверждения сметы

Внебюджетная смета на текущий финансовый год в соответствии с Порядком составления и утверждения сметы составляется федеральными учреждениями, подведомственными Минздравсоцразвития, в тысячах рублей (с одним десятичным знаком после запятой) по форме, предусмотренной Приложением к названному Порядку.

При этом доходная часть сметы включает остаток средств на начало текущего финансового года, соответствующий выписке из лицевого счета получателя, и ожидаемые поступления денежных средств текущего финансового года в соответствии с разрешением по кодам классификации доходов, включая коды по видам, подвидам доходов и КОСГУ, относящихся к доходам бюджетов, установленным разд. II Указаний N 145н.

Расходная часть внебюджетной сметы, в свою очередь, составляется по кодам классификации расходов, включая коды по разделам, подразделам расходов, целевой статьи (с учетом программы, подпрограммы), вида расхода и КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов, установленным разд. III Указаний N 145н.

Внимание! Уплата налогов, не включаемых в состав расходов (налог на прибыль, НДС), указывается со знаком "минус" по соответствующим кодам классификации доходов, отражающих объекты налогообложения (п. 5 Порядка составления и утверждения сметы).

Составленная внебюджетная смета подписывается руководителем и главным бухгалтером федерального учреждения (либо замещающими их лицами), заверяется гербовой печатью и в трех экземплярах представляется в финансовый департамент Минздравсоцразвития (далее - финансовый департамент). Одновременно с внебюджетной сметой представляются финансово-экономическое обоснование с расчетами по статьям и подстатьям расходов КОСГУ, перечень договоров, контрактов, соглашений и прочих документов. В обосновании указывается общая сумма ожидаемых в текущем финансовом году поступлений денежных средств с разбивкой по подразделам классификации расходов и источникам доходов в соответствии с генеральным разрешением (разрешением).

После утверждения директором финансового департамента внебюджетная смета передается федеральным учреждением в ОФК по месту открытия ему лицевого счета получателя.

Внимание! Федеральные учреждения для подведомственных им подразделений утверждают внебюджетные сметы самостоятельно (п. 8 Порядка составления и утверждения сметы).

В утвержденную смету, при необходимости, в течение года могут вноситься изменения при наличии обоснований и расшифровок на величину измененных сметных назначений. Уточненная смета также подлежит утверждению в установленном порядке. Однако по истечении текущего финансового года изменение смет не допускается. При этом уточнение сметы производится строго до истечения текущего финансового года.

На основании утвержденных внебюджетных смет федеральные учреждения составляют и представляют в территориальный ОФК сведения о сметных назначениях по форме 0531737 согласно Приложению 7 к Порядку N 88н.

Исходя из вышесказанного, отметим, что при составлении внебюджетной сметы у бюджетных учреждений возникает необходимость в определении кодов доходов и расходов, по которым будут осуществляться операции со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, в текущем году. В связи с этим предлагаем рассмотреть порядок формирования упомянутых кодов.

Формирование кода дохода

Классификация доходов является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и представлена в виде четырех составных частей 20-значного кода, имеющего следующую структуру (подраздел 1 разд. II Указаний N 145н):

       1       
                    2                   
     3     
          4           
    Главный    
администратор
доходов бюджета
              Вид доходов               
  Подвид   
доходов
  Статья (подстатья)  
классификации операций
сектора
государственного
управления,
относящаяся к доходам
бюджетов <*>
груп- 
па
под-  
груп-
па
статья
подстатья  
элемент
  1   
 2  
 3 
  4   
5 
6  
7  
8 
9  
10 
11 
12 
13 
14
15
16
17
18        
19      
20
<*> Относящаяся к доходам бюджетов (подраздел 5 разд. II Указаний N 145н).

Перечень главных администраторов доходов бюджетов (разряды с 1-го по 3-й) приведен в Приложении 6 к Указаниям N 145н. Согласно данному Перечню главным администратором, в частности, является Минздравсоцразвития. Ему соответствует код главы бюджетной классификации 055.

Код вида доходов состоит из 10 знаков (разряды с 4-го по 13-й) и включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент вида дохода.

В составе кода вида доходов предусмотрено три группы (1-й знак 10-значного кода вида доходов):

  1. 1 00 00000 00 "Налоговые и неналоговые доходы";
  2. 2 00 00000 00 "Безвозмездные поступления";
  3. 3 00 00000 00 "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности".

Поскольку в статье речь идет о средствах, полученных от приносящей доход деятельности, рассмотрим формирование кода дохода только последней группы (3 00 00000 00 "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности"), в составе которой различают следующие подгруппы (2-й и 3-й знаки 10-значного кода вида доходов):

Дальнейшая детализация перечисленных подгрупп кода вида доходов осуществляется в рамках Приложения 1 к Указаниям N 145н в разрезе соответствующих статей и подстатей (с 4-го по 8-й знаки 10-значного кода вида доходов) с учетом кода элемента (9-й и 10-й знаки 10-значного кода вида доходов), а также по статьям (подстатьям) КОСГУ, относящимся к доходам бюджетов (с 18-го по 20-й разряды 20-значного кода классификации доходов).

Напомним, при детализации подгрупп кода вида доходов применяются следующие коды элементов (подраздел 3 разд. II Указаний N 145н):

При этом перечень относящихся к доходам бюджетов кодов статей и подстатей КОСГУ, применяемых при формировании кода дохода, предусмотрен подразделом 5 разд. II Указаний N 145н. Из него учреждениями здравоохранения используются следующие коды:

Теперь приведем из Приложения 1 к Указаниям N 145н несколько кодов видов доходов, применяемых федеральными учреждениями (разряды с 4-го по 20-й 20-значного кода классификации доходов):

Что касается подвида доходов (разряды с 14-го по 17-й 20-значного кода классификации доходов), то данная составная часть структуры классификации доходов предусмотрена Приложением 1 к Указаниям N 145н только для группы вида доходов 2 00 00000 00 "Безвозмездные поступления". Следовательно, этот код при формировании кода дохода для группы 3 00 00000 00 "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" будет представлен в виде нулей.

Пример 1. Федеральному государственному диагностическому центру, подведомственному Минздравсоцразвития, необходимо сформировать код дохода для учета средств, полученных от оказания платных медицинских услуг.

       1       
                  2                  
     3     
           4          
    Главный    
администратор
доходов бюджета
              Вид доходов            
  Подвид   
доходов
  Статья (подстатья)  
классификации операций
сектора
государственного
управления,
относящаяся к доходам
бюджетов <*>
груп- 
па
под- 
груп-
па
статья
подстатья
элемент
 1  
 2  
  3  
  4   
5 
6 
7  
8 
9 
10 
11
12 
13 
14
15
16
17
    18    
   19   
20
0   
5   
5    
3     
0 
2 
0  
1 
0 
1  
0 
0  
1  
0 
0 
0 
0 
    1     
   3    
0 
<*> Относящаяся к доходам бюджетов (подраздел 5 разд. II Указаний N 145н).

Формирование кода расхода

Классификация расходов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач. Она занимает 20 знаков и имеет следующую структуру:

--------------T-------T-----T--------------------T--------T---------------¬
¦ Главный ¦Раздел ¦Под- ¦ Целевая статья ¦ Вид ¦Статья (подста-¦
¦распорядитель¦ ¦раз- ¦ ¦расходов¦тья) классифи- ¦
¦ бюджетных ¦ ¦дел ¦ ¦ ¦кации операций ¦
¦ средств ¦ ¦ ¦ ------T-----+ ¦сектора госу- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦прог-¦под- ¦ ¦дарственного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦рамма¦прог-¦ ¦управления, от-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рамма¦ ¦носящаяся к ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦расходам бюдже-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тов <*> ¦
+---T----T----+---T---+--T--+--T--T--+--T--+--T--+--T--T--+----T-----T----+
¦1 ¦2 ¦3 ¦4 ¦5 ¦6 ¦7 ¦8 ¦9 ¦10¦11¦12¦13¦14¦15¦16¦17¦18 ¦19 ¦20 ¦
L---+----+----+---+---+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+----+-----+-----
<*> Относящаяся к расходам бюджетов (подраздел 4 разд. III Указаний N 145н).

Перечень главных распорядителей - прямых получателей бюджетных средств приведен в Приложении 5 к Указаниям N 145н. В соответствии с данным Перечнем главным распорядителем, в частности, является Минздравсоцразвития, которому присвоен код главы бюджетной классификации 055.

Далее структурой Классификации расходов предусмотрен код раздела (разряды с 4-го по 5-й). Для аккумулирования расходов, связанных с выполнением учреждениями здравоохранения основных функций, используется разд. 0900 "Здравоохранение, физическая культура и спорт", который детализирован подразделами (разряды с 6-го по 7-й), конкретизирующими направление средств на выполнение функций в пределах разделов.

Перечень разделов и подразделов классификации расходов приведен в Приложении 2 к Указаниям N 145н. В рамках упомянутого раздела, включающего 10 подразделов, учреждения здравоохранения чаще всего используют следующие подразделы:

По подразделу 0910 отражаются также расходы ТФОМС на финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным среднедушевым нормативам для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Целевые статьи (разряды с 8-го по 14-й 20-значного кода классификации расходов), состоящие из 7 знаков, обеспечивают при планировании привязку расходуемых средств к конкретным направлениям деятельности участников бюджетного процесса в пределах подразделов классификации расходов. Перечень и правила применения задействованных в федеральном бюджете целевых статей определены подразделами 3.2.2 и 3.2.3 разд. III Указаний N 145н. В частности, перечнем предусмотрены следующие целевые статьи для отражения расходов на содержание и обеспечение деятельности:

Для отражения расходов на обеспечение публичных нормативных обязательств в составе целевой статьи присутствует код программы (подпрограммы), который должен быть задействован следующим образом:

Перечень программ (подпрограмм), которые могут применяться в составе различных целевых статей, предусмотрен подразделом 3.2.4 разд. III Указаний N 145н. Увязка универсальной программы с целевой статьей устанавливается в рамках закона о бюджете и сводной бюджетной росписью. При этом для отражения расходов на содержание и обеспечение деятельности учреждения здравоохранения применяют следующие программы:

Дальнейшая детализация направления расходов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов производится по видам расходов (разряды с 15-го по 17-й 20-значного кода классификации расходов) (подраздел 3.3.1 разд. III Указаний N 145н).

Виды расходов классификации расходов в части федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год. При этом перечни видов расходов, применяемых в бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах, формируют соответствующий финансовый орган. Утверждаются указанные перечни в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете (сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета).

Перечень и правила применения видов расходов, задействованных в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, приведены в подразделе 3.3.2 разд. III Указаний N 145н. Из данного перечня, по мнению автора, для учреждений здравоохранения нужно выделить следующие виды расходов:

При формировании кода расхода применяются относящиеся к расходам статьи и подстатьи КОСГУ (разряды с 18-го по 20-й 20-значного кода классификации расходов), предусмотренные подразделом 4 разд. III Указаний N 145н, по группам 200 "Расходы" и 300 "Поступление нефинансовых активов".

Пример 2. Федеральному государственному диагностическому центру, подведомственному Минздравсоцразвития, необходимо сформировать код расхода для отражения заработной платы, начисленной сотрудникам, оказывающим амбулаторную медицинскую помощь за плату.

--------------T-------T-----T--------------------T--------T---------------¬
¦ Главный ¦Раздел ¦Под- ¦ Целевая статья ¦ Вид ¦Статья (подста-¦
¦распорядитель¦ ¦раз- ¦ ¦расходов¦тья) классифи- ¦
¦ бюджетных ¦ ¦дел ¦ ¦ ¦кации операций ¦
¦ средств ¦ ¦ ¦ ------T-----+ ¦сектора госу- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦прог-¦под- ¦ ¦дарственного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦рамма¦прог-¦ ¦управления, от-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рамма¦ ¦носящаяся к ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦расходам бюдже-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тов <*> ¦
+---T----T----+---T---+--T--+--T--T--+--T--+--T--+--T--T--+----T-----T----+
¦1 ¦2 ¦3 ¦4 ¦5 ¦6 ¦7 ¦8 ¦9 ¦10¦11¦12¦13¦14¦15¦16¦17¦18 ¦19 ¦20 ¦
+---+----+----+---+---+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+----+-----+----+
¦0 ¦5 ¦5 ¦0 ¦9 ¦0 ¦2 ¦4 ¦7 ¦1 ¦9 ¦9 ¦0 ¦0 ¦0 ¦0 ¦1 ¦2 ¦1 ¦1 ¦
L---+----+----+---+---+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+----+-----+-----
<*> Относящаяся к расходам бюджетов (подраздел 4 разд. III Указаний N 145н.

Приведем примерную форму внебюджетной сметы, составленную в соответствии с Приложением к Указаниям N 145н и с учетом применяемых в системе здравоохранения кодов доходов и расходов.

                                                     Утверждаю
Директор Финансового департамента
____________________ Е.М.Шипилева
"__" ___________ 200_ г.
СМЕТА
доходов и расходов от приносящей доход деятельности
2009
на ---- год
Федеральный государственный диагностический центр
---------------------------------------------------------------------------
(полное наименование федерального государственного учреждения,
находящегося в ведении Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации)
Единица измерения: тыс. рублей
   Наименование   
показателя
   Код бюджетной    
классификации
Всего на
2009
---- год
В т.ч. по разделам/подразделам 
классификации расходов бюджетов
   0902   
  0903   
   0904   
        1         
         2          
   3    
     4    
    5    
    6     
Доходы            
Остаток средств на
начало года
05530201010010000000
40,0    
5,0       
35,0     
-         
Поступления       
текущего года
(всего), в том
числе:
680,0   
255,0     
295,0    
150,0     
- доходы от       
собственности по
приносящей доход
деятельности
05530101010010000120
-       
-        
-         
- рыночные продажи
товаров и услуг
05530201010010000130
200,0   
55,0      
300,0    
140,0     
- безвозмездные   
поступления от
приносящей доход
деятельности
05530301010010000180
500,0   
200,0     
-        
-         
- налог на прибыль
организаций, НДС
05530201010010000130
-20,0   
-5        
-5       
-10       
Итого доходов     
720,0   
250,0     
330,0    
140,0     
Расходы           
Заработная плата  
05500004719900001211
200,0   
70,0      
100,0    
30,0      
Прочие выплаты    
05500004719900001212
10,0    
10,0      
-        
-         
Начисления на     
выплаты по оплате
труда
05500004719900001213
53,0    
18,0      
26,0     
9,0       
Услуги связи      
05500004719900001221
25,0    
8,0       
12,0     
5,0       
Транспортные      
услуги
05500004719900001222
32,0    
12,0      
4,0      
16,0      
Коммунальные      
услуги
05500004719900001223
78,0    
26,0      
39,0     
13,0      
Работы, услуги по 
содержанию
имущества
05500004719900001225
18,0    
6,0       
9,0      
3,0       
Прочие работы,    
услуги
05500004719900001226
34,0    
19,0      
10,0     
5,0       
Прочие расходы    
05500004719900001290
20,0    
6,0       
10,0     
4,0       
Увеличение        
стоимости основных
средств
05500004719900001310
160,0   
50,0      
80,0     
30,0      
Увеличение        
стоимости
материальных
запасов
05500004719900001340
90,0    
25,0      
40,0     
25,0      
Итого расходов    
720,0   
250,0     
330,0    
140,0     
Руководитель федерального
государственного учреждения _________________ ____________________________
(Расшифровка подписи)
Главный бухгалтер _________________ ____________________________
(Расшифровка подписи)
М.П.
Распределение доходов от приносящей
2009 0900
доход деятельности на ---- год по разделу ----,
0902
подразделу ---- <*>, бюджетной классификации
доходов бюджетов Российской Федерации
по источникам формирования доходов
Федеральный государственный диагностический центр
---------------------------------------------------------------------------
(полное наименование федерального государственного учреждения,
находящегося в ведении Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации)
Единица измерения: тыс. рублей
  Наименование   
показателя
   Код бюджетной    
классификации
Всего на
2009
---- год
  В т.ч. по источникам   
формирования доходов <**>
       1         
         2          
   3    
   4    
    5   
   6   
Доходы           
Остаток средств  
на начало года
05530201010010000000
5,0     
Поступления      
текущего года
(всего), в том
числе:
255,0   
- от рыночных    
продаж товаров и
услуг
05530201010010000000
55,0    
- за оказание    
медицинских услуг
застрахованным
лицам в рамках
системы ОМС
05530201010010000000
100,0   
- от продажи     
услуг по
медицинской
помощи женщинам в
период
беременности,
родов и в
послеродовом
периоде
05530201010010000000
50,0    
- прочие         
безвозмездные
поступления
05530399010010000180
50,0    
налог на прибыль 
организаций, НДС
05530201010010000130
-5,0    
Итого доходов    
250,0   
Руководитель федерального
государственного учреждения _________________ ____________________________
(Расшифровка подписи)
Главный бухгалтер _________________ ____________________________
(Расшифровка подписи)
М.П.
<*> Распределение доходов осуществляется в разрезе всех предусмотренных сметой разделов и подразделов.
<**> Источники формирования доходов берутся из генерального разрешения (разрешения).

Д.э.н.,

генеральный директор КГ "Аюдар",

автор книги "Годовой отчет

для бюджетных учреждений

здравоохранения - 2008"

Ю.ВАСИЛЬЕВ