Мудрый Юрист

Централизованные закупки оборудования в рамках программы по развитию службы крови

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 6

На 2008-2012 гг. в Российской Федерации запланирована масштабная программа по развитию службы крови, реализация которой осуществляется за счет ассигнований федерального бюджета. В рамках данной программы предусмотрены мероприятия по централизованной закупке оборудования по заготовке, переработке, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов (далее - медицинское оборудование), а также компьютерного и сетевого оборудования с лицензионным программным обеспечением и программно-техническими средствами защиты (далее - компьютерное оборудование). В статье предлагаем рассмотреть мероприятия, предусмотренные в рамках реализации программы по развитию службы крови, порядок ее финансирования, правила передачи упомянутого выше оборудования оказывающим медицинскую помощь федеральным государственным учреждениям, а также установленный Инструкцией N 148н <*> порядок отражения этих операций в бюджетном учете.

<*> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

О программе по развитию службы крови

Согласно данным Минздравсоцразвития реализация программы по развитию службы крови осуществляется Минздравсоцразвития и Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА) за счет ассигнований федерального бюджета. За пять лет в программе будут задействованы 83 субъекта РФ и 11 федеральных учреждений службы крови.

Реализация столь масштабной программы не случайна. На сегодняшний день в нашей стране не хватает донорской крови. Это связано с тем, что за последние десять лет число доноров сократилось с 4 до 1,8 млн человек. То есть на тысячу человек приходится 13-14 доноров при общепризнанной норме не менее 40. При этом более чем в половине субъектов РФ это соотношение достигает 7-9 доноров на тысячу человек. В связи с этим российские клиники обеспечены препаратами крови на 40% от нормы, а препаратами плазмы - на 10%. В значительной степени эту недостачу приходится покрывать приобретением препаратов крови и плазмы за рубежом.

Цель программы - преодоление такого угрожающего положения, развитие российской службы крови для обеспечения лечебных учреждений необходимым объемом безопасных и эффективных компонентов и препаратов крови отечественного производства.

О мероприятиях, связанных с реализацией программы

Программа по развитию службы крови реализуется по трем основным направлениям.

  1. Техническое переоснащение учреждений службы крови. В рамках данного направления запланировано приобретение за счет средств федерального бюджета 100 типовых базовых комплектов медицинского оборудования, которое будет поставлено как в региональные, так и в федеральные медицинские учреждения.
  2. Создание единой информационной базы данных по заготовке, переработке, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов. На сегодняшний день учет доноров ведется в медицинском учреждении, где осуществляется сдача крови. При обращении оформляется учетная карточка донора, в которой указываются паспортные данные донора и делаются отметки о количестве сданной крови и ее компонентов. Одновременно сведения о доноре заносятся в электронную базу данных. Эти базы данных ведутся в каждом регионе самостоятельно и пока никак не связаны между собой. Благодаря внедряемой автоматизированной системе учитывать и отслеживать донорские материалы можно будет в режиме реального времени. Улучшится взаимодействие между станциями переливания крови и лечебными учреждениями, будет обеспечена возможность эффективного управления ресурсами крови в масштабах города, региона, всей страны. Кроме того, благодаря данной системе будет обеспечена еще большая безопасность для граждан, так как станет возможным отстранение от донорства тех людей, кому это абсолютно противопоказано.
  3. Развитие системы массового безвозмездного донорства крови и ее компонентов ориентировано на реализацию в течение нескольких лет комплекса мероприятий, направленных на развитие идеи необходимости и благородства безвозмездного донорства.

Далее предлагаем рассмотреть первые два направления программы по развитию службы крови.

О финансовом обеспечении мероприятий по развитию службы крови

Реализация мероприятий по развитию службы крови осуществляется за счет ассигнований федерального бюджета. Их распределение на 2009 г. предусмотрено по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета (далее - классификация расходов) в Приложении 12 к Федеральному закону от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" (далее - Федеральный закон N 204-ФЗ). В частности, на финансирование мероприятий по развитию службы крови предусмотрено 4 200 000,0 тыс. руб. по 17-значному коду классификации расходов 388 0906 4851300 012, где:

При этом согласно пп. 10 п. 1 ст. 10 Федерального закона N 204-ФЗ порядок использования выделенных в 2009 г. на финансовое обеспечение указанных мероприятий бюджетных ассигнований устанавливает Правительство РФ. В связи с чем 09.04.2009 было принято Постановление N 318 <*>, которым утверждены:

<*> Постановление Правительства РФ от 09.04.2009 N 318 "О финансовом обеспечении в 2009 году за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий по развитию службы крови", вступило в силу 28.04.2009.

Напомним, в 2008 г. на финансирование мероприятий по развитию службы крови были предусмотрены ассигнования по указанному выше коду классификации расходов в сумме 4 000 000,0 тыс. руб. (Приложение 10.1 к Федеральному закону N 198-ФЗ <*>). При этом реализация данных мероприятий осуществлялась в соответствии с Правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 21.06.2008 N 465.

<*> Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов".

Вернемся к Постановлению N 318. В нем кроме Правил финансового обеспечения и Правил передачи оборудования определены полномочия Минздравсоцразвития и ФМБА в рамках реализации мероприятий по развитию службы крови.

В частности, Правительство РФ поручило Минздравсоцразвития в 10-дневный срок утвердить перечни закупаемого в 2009 г. медицинского и компьютерного оборудования. На момент написания статьи Минздравсоцразвития разработан проект приказа о мерах по реализации Постановления N 318, который размещен на его сайте. В нем приведены перечни медицинского и компьютерного оборудования в разрезе участвующих в программе федеральных учреждений и субъектов РФ.

В свою очередь, ФМБА уполномочено Правительством РФ осуществлять в установленном законодательством РФ порядке централизованную закупку медицинского и компьютерного оборудования в соответствии с перечнями, утверждаемыми Минздравсоцразвития в порядке, установленном законодательством РФ.

Напомним, в 2008 г. централизованные закупки медицинского и (или) компьютерного оборудования в рамках мероприятий по развитию службы крови осуществлялись по перечням, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2008 N 312н "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2008 года N 465 "О финансовом обеспечении в 2008 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий по развитию службы крови".

Согласно Правилам финансового обеспечения размещение заказов на поставку медицинского и компьютерного оборудования осуществляет ФМБА в порядке, установленном Федеральным законом N 94-ФЗ <*>, в соответствии с объемами поставок, которые утверждаются им на основании заявок, представленных федеральными учреждениями, Российской академией наук и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ (далее - субъекты РФ).

<*> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Заметим, в 2009 г. оборудованием в рамках программы по развитию службы крови обеспечиваются (Приложение 1 к Правилам финансового обеспечения):

Кроме того, в 2009 г. в программе участвуют 26 субъектов РФ, в том числе 7 автономных республик, 6 краев и 13 областей (Приложение 2 к Правилам финансового обеспечения).

Правила передачи оборудования

В соответствии с положениями Правил передачи оборудования закупленное в рамках государственных контрактов за счет ассигнований федерального бюджета медицинское и компьютерное оборудование передается в федеральные учреждения, указанные в Приложении 1, а также в собственность субъектов РФ, указанных в Приложении 2, с последующей передачей его при необходимости в собственность муниципальных образований (далее - учреждения-получатели).

При этом в рамках заключенных ФМБА государственных контрактов на поставку данного оборудования осуществляются его доставка, монтаж и пусконаладочные работы, в том числе:

Принимая на учет медицинское и (или) компьютерное оборудование, учреждения-получатели обеспечивают его сохранность с момента получения и в течение двух рабочих дней с даты ввода его организацией-поставщиком в эксплуатацию направляют соответственно в ФМБА, Российскую академию наук и субъекты РФ (то есть в вышестоящую организацию) копии документов, подтверждающих доставку и ввод в эксплуатацию полученного оборудования.

Поставщики, в свою очередь, представляют в ФМБА для утверждения в двух экземплярах (впоследствии один экземпляр возвращается организации-поставщику) документы, подтверждающие факт поставки оборудования учреждениям-получателям, его установку и настройку, а именно:

На основании полученных документов ФМБА в течение 10 рабочих дней с даты их получения осуществляет постановку оборудования на учет, составляет по каждому учреждению-получателю опись медицинского и (или) компьютерного оборудования и издает распорядительные акты о передаче указанного оборудования в оперативное управление федеральным учреждениям и в собственность субъектов РФ. Затем в течение трех рабочих дней с даты издания распорядительных актов ФМБА направляет в адрес учреждений-получателей два экземпляра акта приема-передачи медицинского и (или) компьютерного оборудования с указанием в нем наименования оборудования, его вида, количества и стоимости.

Федеральные учреждения, находящиеся в ведении ФМБА, в течение 10 дней с даты получения актов приема-передачи медицинского и (или) компьютерного оборудования осуществляют постановку его на учет и уведомляют об этом ФМБА, возвращая ему один экземпляр подписанного и заверенного своей печатью акта (п. 8 Правил передачи оборудования).

Российская академия наук и субъекты РФ также в течение 10 дней с даты получения от ФМБА актов приема-передачи оборудования (п. 9 Правил передачи оборудования):

Кроме этого, субъект РФ при необходимости передачи полученного в рамках программы по развитию службы крови медицинского и (или) компьютерного оборудования в собственность муниципального образования издает в 10-дневный срок на основании акта приема-передачи оборудования распорядительный акт о передаче данного оборудования в собственность муниципального образования (с описью). При этом в течение трех рабочих дней с даты издания указанного распорядительного акта субъект РФ направляет в исполнительный орган муниципального образования два экземпляра акта приема-передачи медицинского и (или) компьютерного оборудования в собственность муниципального образования с указанием по каждому учреждению-получателю вида медицинского и (или) компьютерного оборудования, его количества и стоимости (с описью).

Исполнительный орган муниципального образования, в свою очередь, осуществляет в течение 10 рабочих дней с даты получения акта приема-передачи медицинского и (или) компьютерного оборудования в собственность муниципального образования мероприятия, предусмотренные в п. 9 Правил передачи оборудования для субъектов РФ.

Бухгалтерский учет операций по централизованному снабжению

Порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями определен в ч. IV Инструкции N 148н.

Расчеты с поставщиками по централизованному снабжению материальными ценностями производятся вышестоящими учреждениями либо учреждениями, уполномоченными на централизованное заключение государственной (муниципальной) закупки (далее - заказчик) (п. 264 Инструкции N 148н).

Участниками централизованного снабжения признаются заказчики, поставщики и грузополучатели. В рамках реализации мероприятий по развитию службы крови в роли заказчика по централизованной закупке медицинского и компьютерного оборудования выступает ФМБА. Поставщиками в данном случае являются организации, с которыми ФМБА заключает государственные контракты на поставку указанного оборудования грузополучателям - учреждениям, получающим оборудование в рамках программы по развитию службы крови.

Приемка медицинского и компьютерного оборудования по централизованному снабжению осуществляется в установленном порядке с обязательным отражением в первичных документах поставщика следующих дополнительных реквизитов:

Заказчик уведомляет учреждение (грузополучателя) об отправке поставщиком в его адрес медицинского и компьютерного оборудования, направив ему оформленное в двух экземплярах Извещение (ф. 0504805). После получения извещения учреждение (грузополучатель) следит за прибытием оборудования и сообщает заказчику о его поступлении и отражении в учете, возвращая ему второй экземпляр извещения. Однако если в период, достаточный для транспортировки, указанное оборудование учреждением (грузополучателем) не получено, то об этом следует сообщить заказчику для принятия мер по розыску оборудования и доставке его адресату (п. 266 Инструкции N 148н).

Далее рассмотрим порядок отражения заказчиком и грузополучателем в бухгалтерском учете операций по централизованной закупке оборудования.

Отражение операций по централизованному снабжению в учете заказчика

Операции по расчетам с поставщиками за полученное в порядке централизованного снабжения оборудование заказчик оформляет в соответствии с требованиями п. 267 Инструкции N 148н.

Перечисление аванса за оборудование в рамках государственного (муниципального) контракта в размере 30% от общей суммы контракта заказчик отразит проводкой:

Дебет счета 1 206 19 560 "Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение основных средств"

Кредит счета 1 304 05 310 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по приобретению основных средств".

В рамках программы по развитию службы крови договором (контрактом) предусмотрено исполнение централизованной поставки в пользу грузополучателя. В этом случае поступление медицинского и компьютерного оборудования на основании полученных от поставщика оправдательных документов (счета, накладной и др.), подтверждающих исполнение им обязанностей по поставке оборудования грузополучателю, заказчик оформит записью:

Дебет счета 1 304 04 310 "Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств"

Кредит счета 1 302 19 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств".

Оплату поставщику принятых денежных обязательств в объеме произведенных им на условиях государственного (муниципального) контракта (договора) поставок заказчик оформит проводкой:

Дебет счета 1 302 19 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"

Кредит счета 1 304 05 310 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по приобретению основных средств".

В заключение заказчик производит зачет ранее перечисленного аванса:

Дебет счета 1 302 19 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств"

Кредит счета 1 206 19 560 "Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение основных средств".

Отражение операций по централизованному снабжению в учете грузополучателя

В соответствии с п. 268 Инструкции N 148н при получении от заказчика Извещения (ф. 0504805) и приложенных к нему документов (акта приема-передачи, копий подтверждающих поставку документов) грузополучатель на сумму поступившего оборудования оформляет запись:

Дебет счета 1 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства"

Кредит счета 1 304 04 310 "Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств".

В рамках централизованных поставок может возникнуть ситуация, когда медицинское и компьютерное оборудование поступило грузополучателю раньше извещения от заказчика. В этом случае полученное оборудование следует отнести на забалансовый счет 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению". Оборудование списывается грузополучателем с забалансового счета лишь по получении от заказчика извещения, и только после этого производится вышеупомянутая проводка.

Вместе с тем может иметь место иная ситуация, когда извещение от заказчика получено, а оборудование не поступило. Как быть в этом случае? Грузополучатель согласно представленным документам на сумму отправленного оборудования должен произвести запись:

Дебет счета 1 107 01 310 "Увеличение стоимости основных средств в пути"

Кредит счета 1 304 04 310 "Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств".

При фактическом поступлении оборудования грузополучатель сделает проводку:

Дебет счета 1 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства"

Кредит счета 1 107 01 410 "Уменьшение стоимости основных средств в пути".

При принятии к учету поступившего медицинского и компьютерного оборудования грузополучатель использует следующую корреспонденцию (п. 21 Инструкции N 148н):

Дебет счета 1 101 04 310 "Увеличение стоимости машин и оборудования"

Кредит счета 1 106 01 410 "Уменьшение капитальных вложений в основные средства".

Редактор журнала

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

В.ЛАХМАТОВА