Мудрый Юрист

"Вывод пунктов таможенного оформления за пределы области приведет к полному параличу на неопределенное время импорта медикаментов"

"Фармацевтический вестник", 2009, N 18

В начале марта началась реорганизация таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области. Теперь в регионе функционируют всего пять таможен. Сокращение числа таможенных постов заставило поволноваться импортеров лекарственных средств, многие из которых к реорганизации оказались просто не готовы. В Федеральной таможенной службе (ФТС) обещают продолжить реорганизацию - вывести пункты таможенного оформления сначала за пределы Московской области, а затем и на территории, прилегающие к госгранице. Участники рынка считают, что эти меры должны реализовываться постепенно, иначе не избежать проблем повышения стоимости ЛС. О процессе реорганизации таможни "ФВ" предложил поговорить во время импровизированного "круглого стола" зам. председателя Наблюдательного совета СПФО, зам. генерального директора ЦВ "Протек" по внешним связям Николаю Полянскому, генеральному директору Alliance Healthcare Russia Игорю Варламову, начальнику таможенного отдела ЗАО НПК "Катрен" Олегу Горбачеву, менеджеру по логистике Nycomed Андрею Беланову, генеральному директору Farmat Игорю Бахметьеву, руководителю склада компании "Рош-Москва" Алексею Каменеву.

Николай Полянский: О переводе таможенного оформления из Москвы в Московскую область было известно заблаговременно. Поэтому процесс перевода для "Протека" прошел безболезненно, т.к. мы были к нему подготовлены. Весь грузопоток, который оформлялся у нас в Москве, переведен на таможенно-складской терминал "Транссервис" с таможенным постом от Щелковской таможни. На терминале уже была полностью создана инфраструктура для обеспечения полного комплекса таможенной логистики, в т.ч. склад временного хранения, таможенный склад, склад временного хранения ячеистого типа, отвечающие как стандартам Министерства здравоохранения и социального развития, так и стандартам ФТС. То есть наша компания была полностью готова к переводу растаможивания лекарственных препаратов на новом терминале в Московской области.

Игорь Варламов: К закрытию постов мы готовились, хотя и надеялись, что ФТС России определит места таможенного оформления лекарственных средств. В целом можно сказать, что компания была готова к закрытию московских таможен и предприняла ряд действий, направленных на минимизацию расходов. В настоящий момент проблемы, связанные с переводом таможенного оформления, в Alliance Healthcare в целом решены.

Андрей Беланов: О переносе мест таможенного оформления товаров из Москвы в Московскую область было известно заблаговременно. Поэтому мы заранее выбрали себе терминал в Московской области, который предложил нам полный комплекс услуг по таможенному оформлению, декларированию соответствия со всеми процедурами оформления документов и отборов образцов.

Олег Горбачев: Эта часть реструктуризации прошла более-менее успешно, т.к. Московская область по своему потенциалу может осуществлять такую деятельность, используя областные терминалы и кадровые ресурсы Москвы и области. Мы работаем в основном с областной таможней, поэтому трудностей не было. У других дистрибьюторов и складов были некоторые организационные сложности, но они на данном этапе решены. Тем более что некоторые склады остались территориально на старом месте, но с переподчинением в областную таможню, как, например, "Айтемс-склады".

Алексей Каменев: Наша компания не столкнулась с проблемами в связи с реорганизацией таможенных постов в Москве и их выводом в область, поскольку наш дистрибуционный центр располагается в области, и мы используем областной пост для таможенного оформления части наших грузов. Одновременно мы работаем с таможней в аэропортовой зоне, поскольку основная масса нашего импорта осуществляется воздушным транспортом. В связи с этим есть основания полагать, что нас также не коснутся проблемы, связанные с выводом таможенных постов в места, приближенные к границе, т.к. аэропортовая зона является пограничной таможней сама по себе.

И.В.: В связи с переводом таможенного оформления из Москвы в Московскую область, у компаний-дистрибьюторов возник ряд проблем. Во-первых, это выбор места таможенного оформления. Не все склады временного хранения (СВХ), расположенные в Московской области, которые обеспечивают соответствующие условия хранения медикаментов, могут обработать объемы компаний. Кроме того, цены за хранение на СВХ значительно изменились в сторону удорожания. Во-вторых, из-за закрытия московских таможен и переноса таможенного оформления в Московскую область встала проблема перерегистрации лицензий Минпромторга России в таможенных органах.

Игорь Бахметьев: Произошел сбой в поставках и приостановление таможенного оформления ЛС в связи с единовременным переводом остатков квот по всем имеющимся импортным лицензиям из закрывающихся таможен в областные таможни.

И.Б.: Среди участников рынка были сомнения, что данные планы таможни будут реализованы в полной мере. Однако ФТС РФ продемонстрировала серьезность своих намерений, опубликовав в конце декабря прошлого года приказ N 1621 от 17.12.2008 "О реорганизации таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области". Это было неожиданно, несмотря на анонс со стороны ФТС. Действительно, многие участники внешнеэкономической деятельности оказались не готовы к этому, что, скорее всего, отразилось на эффективности их бизнеса.

И.Б.: Специализированные фармацевтические складские операторы, находящиеся в Московской области, были готовы принять новые товарные потоки. Компании - участники ВЭД, продолжавшие хранение импортируемых товаров на московских складах временного хранения, не смогли избежать увеличения затрат и сроков таможенной очистки ЛС ввиду дальности расстояний до новых мест таможенного оформления товаров.

Н.П.: В Московской области есть центры таможенного оформления лекарственных средств, отвечающие всем нормативным актам: СВХ ЗАО "Норстон" на Петрово-Дальневском таможенном посту, таможенно-складской терминал "Транссервис" в Пушкино и ряд других. Перечисленные центры ориентированы на таможенное оформление лекарственных средств и учитывают их специфику. Кроме того, на них создана вся инфраструктура. Естественно, существуют и другие центры таможенного оформления, но они не ориентированы на лекарственные препараты. Я полагаю, что выше перечисленные центры способны взять всю фармпродукцию, перешедшую из Москвы в область. К тому же существует дальнейшая возможность расширения центров.

Н.П.: На сегодняшний день де-юре не существует официально центров таможенного оформления лекарственных средств, де-факто, они есть. Необходимость создания таких центров очевидна и, насколько мне известно, над этим работают специалисты ФТС и мы поддерживаем эту идею. Создание подобных центров обусловлено, прежде всего, спецификой таможенного оформления лекарственных препаратов. Так, для лекарственных средств необходимы особые условия хранения, декларирование соответствия, лаборатории для исследования, отбор образцов для исследований, терминалы центра сертификации, квалифицированные люди. Таким образом, должна быть полностью создана логистическая инфраструктура.

А.Б.: Не все СВХ, расположенные на территории Москвы и Московской области, имеют складские площади, позволяющие хранить соответствующие объемы лекарственных средств. Лекарственные препараты требуют особых температурных условий хранения, и далеко не все СВХ имеют соответствующее оборудование, поддерживающее заданный температурный режим. Вообще процесс таможенного оформления и контроль сильно зарегулирован и требует большого количества разрешительных документов, обращаться с которыми могут лишь специалисты данной области. Фармкомпании нуждаются в современных СВХ, которые будут специализироваться на оформлении лекарственных средств. Они должны учитывать температурный режим хранения, иметь склад уже выпущенного товара, таможенный склад для отбракованной продукции, группу фармброкеров, которая будет заниматься отбором образцов и проб для декларирования соответствия, а также дальнейшим таможенным оформлением.

И.В.: К проблемам, связанным с таможенным оформлением лекарственных средств, можно отнести недостаточный опыт сотрудников ряда таможенных органов по оформлению именно лекарственных средств.

По моему мнению, специализированные таможенные посты нужны при нынешних тенденциях развития таможенной службы, но при этом они должны располагаться на территории СВХ, владелец которого также является владельцем таможенного склада, т.к. это один из важнейших факторов, связанных с таможенным оформлением лекарственных средств.

А.К.: Гораздо больше опасений вызывает способность существующих СВХ принимать фармацевтическую продукцию, требующую особых условий хранения. В настоящее время в Московском регионе нет таможенных складов, соответствующих требованиям GDP Всемирной организации здравоохранения. Создание специализированных центров позволит укрупнить и сфокусировать потоки. Привлечение контролирующих органов Минздравсоцразвития к созданию и функционированию данных центров позволит ускорить получение разрешительных документов нетарифного регулирования ВЭД и, следовательно, ускорить выпуск товаров. Кроме этого, контроль указанных органов над таможенными складами благотворно повлияет на вопросы обеспечения качества.

И.Б.: Несомненно, ЛС, как специализированный товар, требуют особых условий хранения. При реализации Концепции ФТС РФ в приграничной 30-километровой зоне необходимо строительство специализированных фармацевтических терминалов, удовлетворяющих требованиям Минздрава, с возможностью контроля качества ЛС "на месте", необходимо наличие системы управления качеством (например, соответствие стандартам GxP), обеспечение холодовой цепи.

О.Г.: Создание специализированных центров считаю целесообразным. Связано это с рядом преимуществ, с существованием специализированных складов по хранению лекарственных средств с обученным персоналом, наличием специализированного состава таможни, специализированных центров по проведению декларирования соответствия, и, наконец, с соответствующим административным аппаратом терминала, юридически подготовленным к разрешению различных спорных или конфликтных ситуаций с государственными структурами.

И.В.: Вывод таможенного оформления фармпродукции из Москвы и Московской области - шаг, который приведет к увеличению затрат компаний-дистрибьюторов, а следовательно, к удорожанию лекарств. Вместе с этим имеется ряд факторов, которые не позволят своевременно производить таможенное оформление лекарственных средств. Во-первых, лекарственные средства должны проходить декларирование соответствия, для чего необходимо производить отбор образцов на СВХ, которые затем доставляются в орган сертификации, имеющий государственную аккредитацию и, кстати, находится в Москве. При значительном удалении таможенного органа от офиса и органа по сертификации это сделать без задержек невозможно. Такие же проблемы возникают при декларировании лекарственных средств таможенному органу. Лишнее время нахождения товаров на СВХ - это затраты компании. Во-вторых, потребуется очередная "перерегистрация" лицензий Минпромторга России в таможенных органах.

И.Б.: За годы в Московском регионе сложилась устойчивая система институтов, позволяющих в оптимальные сроки при соблюдении всех требований Минздрава, Минпромторга и ФТС осуществлять ввоз и распределение иностранных ЛС. Отрегулированы отношения между всеми звеньями в цепи движения товаров, истрачены огромные средства на обеспечение необходимых условий при хранении и транспортировке ЛС и их соответствие требованиям контролирующих учреждений. Резкое разрушение данной системы может привести к значительным сбоям в поставках лекарств, нарушению сроков лекарственного обеспечения населения по государственным программам, росту цен на лекарства в связи с ростом логистических издержек производителей и дистрибьюторов.

О.Г.: Перенос оформления за пределы Московской области представляется нереальным в силу отсутствия специализированных, да и простых складов в нужном количестве и с нужным объемом складских площадей, необходимого количества таможенных кадров в других регионах. Инфраструктура в других регионах по организации транспортно-логистического процесса не создана. Кроме того, отсутствует необходимая сеть органов по сертификации и декларированию качества в других регионах и соответствующего государственного финансирования (кадровой политики госструктур, строительства соответствующей инфраструктуры). Вывод пунктов таможенного оформления за пределы области приведет к полному параличу импорта медикаментов на неопределенное время.

А.Б.: В регионах реорганизация пройдет менее болезненно, чем в Москве по причине сконцентрированности таможенного оформления именно в Московском регионе. Закрытие таможенных постов на терминалах, быть может, не принесет неудобств участникам ВЭД, если будет возможна более открытая и доверительная работа бизнеса и таможенных органов. Например, в Австрии отсутствует ступенчатая система таможенного контроля. На место загрузки приглашается таможенный инспектор, который выполняет необходимые формальности самостоятельно и достаточно быстро.

И.В.: Ликвидация таможенных постов приведет только к удорожанию импортных лекарственных средств, т.к. увеличатся затраты компаний на получение деклараций соответствия, доставку ГТД с комплектом документов таможенному органу и т.д.

О.Г.: Реорганизация таможенных органов в Московском регионе показала, что таможенные терминалы поделились на две категории: те, кто перешел на территориальное оформление в области, и те, кто "договорился" с таможней и переподчинил терминал в область при фактическом нахождении терминала в административных границах Москвы. Качество оформления, как минимум, не улучшилось. Сокращение количества таможенных органов приведет только к "заторам" в оформлении и увеличению коррупции со стороны таможенных органов. Однако проблема решается в несколько этапов. Сначала необходимо все продумать: осуществляется практический эксперимент в рамках небольшого региона, учитываются ошибки и разрабатывается реальный проект реструктуризации. Вторым этапом следует осуществить фактическую отработку проекта, в т.ч. подготовку кадров (ФТС, Росздравнадзор), строительство инфраструктуры. И заключительным этапом уже является практический переход на работу по-новому.

Н.П.: Перевод на государственную границу пунктов таможенного оформления - решение непростое. На мой взгляд, оно совершенно правильное и обоснованное. Это позволит создать инфраструктуру на госгранице, создать рабочие места, подготовить квалифицированные кадры, к тому же это безопасность страны, в т.ч. и экономическая. К сожалению, до конца вопросы вывода постов к госгранице не проработаны и не просчитаны. Согласно проекту концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к госгранице, не коснется перевод пунктов таможенного оформления, в частности, драгметаллов, дипломатической почты, делящихся и радиоактивных материалов. Лекарственные средства являются социально значимым продуктом. Кроме того, из-за отсутствия на госгранице специальных условий хранения, электронного декларирования, лабораторий, специалистов, а также центров декларирования соответствия я считаю нецелесообразным перевод таможенного оформления лекарственных средств, отвечающих всем требованиям нормативных актов. Оформление нужно осуществлять на созданных специализированных центрах таможенного оформления лекарственных средств, отвечающих всем требованиям нормативных актов. Данная мера позволит сэкономить государству и не вкладывать огромные средства в создание сложной специализированной инфраструктуры. Кроме того, в переходный момент при создании структуры неправильное хранение и перемещение может привести к появлению некачественного продукта на рынке. Перевод на госграницу товаров подразумевает, в том числе, применение электронного декларирования. Однако фармацевтическая продукция лицензируема, а нормативные акты запрещают применять электронное декларирование в отношении товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в виде лицензирования. Таким образом, это является еще одним сдерживающим фактором для перевода таможенного оформления лекарственных средств к госгранице.

И.В.: Для того чтобы быть подготовленным к данному повороту событий, необходимо заранее выбрать место таможенного оформления и проинформировать поставщиков о соответствующих изменениях, заключить дополнительные соглашения к контрактам. Кроме того, необходимо провести соответствующую работу с таможенными органами, перерегистрировать все лицензии Минпромторга России и т.д. В целом потребуется изменение во всех логистических звеньях работы компании (агентирование, экспедирование, сертификация, подача, оформление и выпуск ГТД). Затраты компаний в связи с переносом таможенного оформления значительно возрастут.

О.Г.: С границей все плохо, т.к. там обычно в районе переходов находится несколько мелких населенных пунктов и кадры оттуда исчерпаны. Существуют проблемы и с инфраструктурой. К тому же необходимо посчитать экономическую целесообразность рентабельности такой работы для бизнес-единиц. В общем, граница не готова в еще гораздо большей степени, чем внутренние регионы.

И.Б.: Данный шаг оправдан для "обычных" товаров, таможенное оформление которых осуществляется "с колес" за считанные часы. Таким товарам, в принципе, все равно, где оформляться: у границы или рядом с местом потребления. Другое дело - лекарства, требующие обязательной выгрузки на склад временного хранения, жесткого соблюдения надлежащих условий хранения, инфраструктуры контроля качества и т.д. Вся эта система существует и отлажена в Московском регионе, и ломать ее, не предлагая взамен адекватной системы "на границе", является как минимум недальновидным.

А.Б.: Необходимо четко определить порядок перевода терминалов к госгранице, просчитать экономическую составляющую, создать все условия и отладить механизмы. Вывод пунктов таможенного оформления к госгранице должен производиться с учетом особенностей ввоза и оформления лекарственных средств, в противном случае это отрицательно отразится как на фармкомпаниях, так и на потребителях. Электронное декларирование для лекарственных средств тоже пока бессмысленно в силу множества разрешительных документов и процедур. Возникает вопрос: какая нагрузка ляжет на бизнес при переводе терминалов к госгранице. Если всю нагрузку взвалят на бизнес, то перенос таможенного оформления ЛС в места, приближенные к границе РФ, неизбежно приведет к росту издержек поставщиков лекарств, что, вполне возможно, выльется в повышение цен на них.

При переносе таможенного оформления к госгранице встанет и кадровый вопрос. Люди, никогда не оформлявшие достаточно специфический товар, вряд ли на первоначальном этапе справятся со всем потоком. Это должна быть планомерная, длительная подготовка, в т.ч. и специалистов, которые будут производить оформление товара. Многие фармкомпании откроют филиалы или офисы для контроля происходящего. Вероятно также, что ряд компаний захочет иметь доверенных лиц на местах, чтобы оперативно решать возникающие проблемы, в т.ч. и документальные. При выводе таможенного оформления к госгранице может помочь введение постконтроля со стороны регуляторных и таможенных органов, т.е. должен производиться не тотальный контроль до момента выпуска в свободное обращение, а выборочный, например, по сигналам потребителей. Показателем непродуманности решений и действий является граница с Латвией и Эстонией, где периодически скапливаются километровые очереди в связи с выходом очередного приказа или распоряжения, касающегося внешнеэкономической деятельности. Только теперь, при выводе оформления к госгранице, стоять будут грузовики с лекарственными препаратами.

О.МАКАРКИНА