Мудрый Юрист

Расходы по оплате услуг сотовой связи

"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2009, N 4

При получении sim-карты заключается договор об оказании таких услуг с оператором сотовой сети, и учреждение получает абонентский номер для пользования услугами связи. С помощью же sim-карты происходит идентификация абонента. Рассмотрим вопросы наших читателей, присланные по данной теме.

Государственным учреждением субъекта РФ заключен договор с оператором сотовой связи о предоставлении и обслуживании телефонных номеров (sim-карт), которые установлены на мобильные телефоны работников и используются ими в служебных целях. Оплата указанного договора производится за счет средств, полученных учреждением от осуществления приносящей доход деятельности.

По какой статье классификации операций сектора государственного управления следует отразить расходы на оплату указанного договора?

Как установлено Правилами оказания услуг подвижной сети, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 N 328, sim-карта представляет собой карту, с помощью которой обеспечивается идентификация абонентской станции (абонентского устройства), ее доступ к сети подвижной связи, а также защита от несанкционированного использования абонентского номера.

Исходя из этого, согласно положениям Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н, расходы по оплате договора, предметом которого являются предоставление и обслуживание телефонных номеров (sim-карт), следует отражать по подстатье 221 "Услуги связи" КОСГУ.

Сотрудники государственного учреждения обеспечиваются сотовыми телефонами и sim-картами за счет средств работодателя. При этом ряд сотрудников помимо услуг телефонной связи пользуется услугой мобильного доступа в сеть Интернет, плата за пользование которой включается отдельной строкой в счет на оплату услуг связи.

По какой статье КОСГУ следует отразить расходы на оплату указанных услуг?

Согласно положениям Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н, расходы по оплате услуг сотовой связи, в том числе услуг по предоставлению мобильного доступа в сеть Интернет, следует отражать по подстатье 221 "Услуги связи" КОСГУ.

Вправе ли учреждение учесть расходы на приобретение и обслуживание телефонных номеров (sim-карт) при исчислении налога на прибыль? Если да, то при каких условиях? Какими документами подтверждаются указанные затраты?

Что касается вопроса налогообложения, то согласно пп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы).

Кроме того, в составе прочих расходов налогоплательщика могут быть учтены расходы на приобретение услуг сотовой связи при условии, что такие расходы соответствуют критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть экономически обоснованны и документально подтверждены.

Примечание. По мнению суда (ФАС Уральского округа в Постановлении от 08.12.2008 N Ф09-9153/08-С3), налоговое законодательство не содержит обязательного перечня документов для подтверждения налогоплательщиком своих расходов.

Для признания произведенных затрат на оплату услуг сотовой связи расходами для целей налогообложения, по нашему мнению, необходимо иметь в том числе утвержденный руководителем организации перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи, договор с оператором на оказание услуг связи, детализированные счета оператора связи.

При этом критерием экономической обоснованности затрат на приобретение услуг сотовой связи для целей налогообложения будет являться необходимость работника в соответствии с установленными в должностной инструкции обязанностями использовать сотовый телефон в служебных целях.

И в заключение хотелось бы отметить, что указанный порядок признания расходов на приобретение услуг сотовой связи применяется независимо от того, кому принадлежат средства связи - работникам или организации.

Вышеуказанная позиция, в частности, отражена в Письмах Минфина России от 19.01.2009 N 03-03-07/2, 05.06.2008 N 03-03-06/1/350, от 27.07.2006 N 03-03-04/3/15, от 07.12.2005 N 03-03-04/1/418, УФНС России по г. Москве от 09.02.2005 N 20-12/8153.

В Письмах приводится обязательный перечень документов для подтверждения обоснованности расходов:

Также организация может установить для сотрудников определенный лимит расходов на сотовую связь, превышение которого работник будет возмещать за счет собственных средств.

Одновременно высказана позиция, что если документы, подтверждающие производственный характер переговоров, проведенных сотрудниками по их личным мобильным телефонам, отсутствуют, такие переговоры рассматриваются как звонки частного характера, и выплаченная сотрудникам компенсация не учитывается для целей налогообложения прибыли.

Арбитражная практика. Приведем некоторые положительные решения в пользу налогоплательщика: Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 01.03.2006 N Ф08-504/2006-240А, ФАС Дальневосточного округа от 18.04.2007 N Ф03-А59/07-2/380, ФАС Северо-Западного округа от 28.09.2006 N А56-15224/2005.

Основное мнение судей - для того чтобы уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на расходы по оплате услуг сотовой связи было признано правомерным, достаточно доказательств того, что сами мобильные переговоры носят производственный характер.

Референт государственной

гражданской службы 2-го класса

И.Ю.КУЗЬМИН