Мудрый Юрист

Особенности рассмотрения судом дел об усыновлении (удочерении) детей *

<*> По материалам правоприменительной практики Республики Дагестан.

Алиева Зульфижат Зубайвиевна - старший преподаватель кафедры гражданского процесса юридического факультета Дагестанского госуниверситета.

В современных условиях формирования гражданского общества и правового государства основной задачей является защита прав и свобод человека, его социальное благополучие. Особую актуальность в этой связи приобретают надежная охрана и защита интересов детей ввиду их физической и умственной незрелости. Подписание в 1990 г. Конвенции о правах ребенка (1989 г.) означает для Российской Федерации признание приоритетности семейных форм устройства детей-сирот над распространенной длительное время практикой передачи детей на воспитание в государственные учреждения.

Законодатель среди форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, отводит приоритетную роль усыновлению (удочерению). Несмотря на такое первостепенное значение усыновления, нельзя сказать, что по своему положению оно занимает центральное место среди других форм передачи ребенка в семью (опека и попечительство, приемная семья). По состоянию на 2005 г. усыновление составило всего лишь 14% от общего числа детей, устроенных в семью. Кроме того, согласно статистическим данным Министерства образования и науки РФ, российскими гражданами было усыновлено (удочерено): в 2003 г. - 7331 ребенок, в 2004 г. - 7015, в 2005 г. - 7526 детей, в том числе по Республике Дагестан в 2003 г. - 2799 детей, в 2004 г. - 2631, в 2005 г. - 2512 детей <1>, в связи с чем можно констатировать, что число усыновленных детей российскими гражданами ежегодно меняется.

<1> См.: Информационно-аналитические материалы о положении детей в Республике Дагестан за 2005 г. Махачкала, 2005. С. 14.

При этом все большее распространение приобретает усыновление российских детей иностранными гражданами. Так, в 2002 г. было усыновлено (удочерено) 8780 детей, в 2003 г. - 8900, в 2004 г. - 9419 детей <2>.

<2> См.: Материалы МВД РФ. М., 2004. С. 1 - 2.

Ежегодно под опеку передается около 80% детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья составляет всего 3,5% от общего количества устроенных в семью детей. Сегодня опека и попечительство являются преимущественной формой устройства детей, и связано это с тем, что основную массу опекунов составляют родственники детей.

СК РФ много внимания уделяет вопросам усыновления. Так, впервые был введен судебный порядок усыновления детей, предусмотрены новые правила досудебной процедуры выявления и учета детей, подлежащих усыновлению, установлена недопустимость посреднической деятельности по усыновлению, расширен перечень условий, при которых допускается усыновление, и т.д. Однако процесс совершенствования законодательства об усыновлении не закончен, о чем свидетельствуют последние изменения в семейном и гражданском процессуальном законодательстве.

В гл. 29 ГПК РФ сохранен судебный порядок усыновления (удочерения) детей. Немногочисленные изменения и дополнения не носят принципиального характера и направлены на более точное, в том числе терминологическое, соблюдение природы института усыновления. Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Эта принципиальная норма соответствует требованиям ст. 21 Конвенции о правах ребенка.

Пленум ВС РФ в Постановлении от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" <3> (далее по тексту - Постановление N 8 от 20 апреля 2006 г.) разъясняет, что под интересами ребенка понимается создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития (п. 15). Поэтому при решении вопроса о допустимости усыновления суд должен в каждом конкретном случае проверять и учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя, состояние здоровья его и проживающих вместе с ним членов семьи, сложившиеся в семье взаимоотношения, отношения, возникшие между указанными лицами и ребенком. Эти обстоятельства в равной мере должны учитываться при усыновлении ребенка как посторонними лицами, отчимом, мачехой, так и родственниками.

<3> См.: РГ. 2006. 3 мая.

Усыновление является добровольным актом и может быть произведено только по просьбе (волеизъявлению) лица, желающего усыновить ребенка. Это означает, что никто не может быть принужден к усыновлению ребенка вопреки своей воле. Дела об усыновлении возбуждаются по заявлению лица (лиц), желающего усыновить ребенка.

Резкое увеличение числа случаев усыновления детей - граждан РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства, сложности, возникающие при этом, а также допускаемые злоупотребления повышают необходимость внимательного изучения всех аспектов, связанных с будущей семьей ребенка, соблюдения требований о том, чтобы усыновление отвечало прежде всего интересам несовершеннолетнего. В свою очередь, это привело к введению различной родовой подсудности дел об усыновлении ребенка. Граждане РФ, желающие усыновить ребенка, обращаются в районный суд по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.

Граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка - гражданина РФ, должны обращаться в Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области или автономного округа по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка.

Заявление подается в письменной форме и должно быть мотивированным. Поэтому заявитель по делам данной категории с использованием всех имеющихся у него фактических данных должен убедить суд, что усыновление отвечает интересам ребенка. В обоснование своей просьбы об усыновлении в заявлении указываются соответствующие обстоятельства с приложением подтверждающих их письменных доказательств.

Обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей об усыновлении ребенка, могут заключаться в утрате этим ребенком родительского попечения. В качестве доказательств представляются следующие документы: свидетельство о смерти родителя (родителей); копия решения суда о лишении родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими; акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут, а также другие документы.

Возраст заявителя должен быть точно установлен судом, поскольку, во-первых, усыновителями могут быть только совершеннолетние лица (ст. 127 СК РФ), а во-вторых, разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет (ст. 128 СК РФ). И только в случаях усыновления отчимом (мачехой) и по причинам, признанным судом уважительными, эта разница может быть сокращена.

Следует иметь в виду, что несовершеннолетние даже в случае приобретения ими полной дееспособности (ст. 21, 27 ГК РФ) не могут быть усыновителями, так как п. 1 ст. 127 СК РФ установлен возрастной ценз для приобретения права быть усыновителем (п. 8 Постановления от 20 апреля 2006 г. N 8). Данная норма изложена в императивной редакции. Но могут возникнуть различные ситуации.

Так, не исключена возможность наступления ситуации, в силу которой после смерти одинокого родителя остался ребенок. Близкий 17-летний родственник умершего (например, сестра или брат) желает воспитывать данного ребенка, оставшегося без попечения родителей, но в силу императивности правовой нормы такой возможности не имеет. Поэтому целесообразно допустить на законодательном уровне лицам обоего пола, достигшим 16 лет, возможность быть усыновителями. В связи с этим предлагается дополнить ст. 127 СК РФ пунктом следующего содержания: "В исключительных случаях суд вправе с учетом интересов усыновляемого ребенка, с согласия органов опеки и попечительства по месту жительства ребенка допустить в качестве усыновителей лиц обоего пола в возрасте от шестнадцати лет". Полагаем, это положение будет соответствовать нормам СК РФ, допускающим при наличии уважительных причин снижение брачного возраста лицам, достигшим 16 лет (ст. 13 СК РФ). С момента вступления в брак эти лица приобретают дееспособность в полном объеме (ст. 21 ГК РФ). Полностью дееспособными следует признать и лиц, усыновивших ребенка с 16 лет, поэтому предлагаем внести дополнения и в ст. 21 ГК РФ следующего содержания: "Лица, достигшие шестнадцати лет, приобретают полную дееспособность с момента вступления в законную силу решения об усыновлении".

Законодательство не предусматривает требований к размеру заработной платы. Однако доход не должен быть меньше того, который позволил бы обеспечить усыновленному ребенку нормальные условия жизни. Доход на самого усыновителя и его иждивенцев не должен быть ниже прожиточного минимума на каждого. В числе документов, подтверждающих возможность обеспечить ребенка жильем, необходимо представить правоустанавливающий документ на жилье, в частности, документ, подтверждающий право собственности или право пользования жилым помещением, выписку из домовой книги.

В связи с этим не совсем понятна позиция законодателя, внесшего Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" <4> изменения в ст. 127 СК РФ. В частности, суд правомочен при вынесении решения об усыновлении ребенка с учетом интересов усыновляемого и заслуживающих внимания обстоятельств отступить от требований, предъявляемых законом к доходу усыновителя и к жилому помещению, в котором проживает усыновитель, если: ребенка усыновляет его родственник; до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем; усыновитель проживает в сельской местности и имеет подсобное хозяйство; усыновитель имеет жилье, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ N 8 от 20 апреля 2006 г.). Однако это не все случаи. Полагаем, что определенную ясность по этому вопросу со временем внесет сам законодатель.

<4> СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 11.

При соблюдении всех условий подачи заявления об усыновлении судья принимает его и возбуждает производство по делу, после чего переходит к подготовке дела к судебному разбирательству, о чем выносит определение, в котором указывает действия, подлежащие совершению лицами, участвующими в деле.

Одним из важных моментов на стадии подготовки дела об усыновлении к судебному разбирательству является получение от установленных законом лиц согласия на усыновление ребенка. Так, если усыновляемый достиг возраста десяти лет, то в соответствии со ст. 132 СК РФ для усыновления необходимо согласие ребенка. Названная статья императивна: без согласия ребенка усыновление недопустимо. Логика законодателя в этом случае очевидна - если у ребенка "не лежит душа" к лицам, желающим его усыновить, велика вероятность, что это не случится и в дальнейшем. Риск в данном случае неуместен.

Однако возникает вопрос: почему законодателем избран определяющим именно десятилетний возраст? В юридической науке приводятся различные точки зрения по этому вопросу. По мнению А.И. Пергамент, для самостоятельного решения вопроса необходимо, чтобы сознание ребенка обладало большей зрелостью. В связи с этим было бы целесообразным установить этот возраст в 12 лет <5>. Р.Л. Мурзин пишет, что именно с достижением десятилетнего возраста законодатель связывает способность ребенка осознанно выражать свою волю и отношение к усыновлению, понимать его значение в собственной жизни <6>.

<5> См.: Пергамент А.И. Опека и попечительство. М., 1966. С. 98.
<6> См.: Мурзин Р.Л. Усыновление в Российской Федерации. Вопросы теории и правоприменения // Закон и право. 2005. N 11. С. 31.

Не оспаривая обоснованность указанных выше взглядов, думается, что развитие ребенка индивидуально, исходя из чего связывать способность к осознанию происходящего с достижением десятилетнего возраста неверно. Это подтверждает и проведенный социологический опрос практикующих психологов, показавший, что при современном развитии детской психики ребенок с семилетнего возраста вполне осознанно может выразить свою волю относительно возможного усыновления. Поэтому предлагаем изложить п. 1 ст. 132 СК РФ в следующей редакции: "Для усыновления ребенка, достигшего возраста семи лет, необходимо его согласие", а также внести изменения в ст. 273 ГПК РФ, указав, что "заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей... а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от семи до четырнадцати лет".

Однако если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление в порядке исключения может быть произведено без получения согласия усыновляемого ребенка (п. 2 ст. 132 СК РФ). Эта норма позволяет оградить ребенка от нежелательных эмоциональных и психологических воздействий, неизбежных в результате разглашения тайны усыновления, поскольку в таких случаях ребенок, как правило, не знает о том, что воспитывается не родителями, и уверен, что является родным сыном (дочерью) усыновителей.

Заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании (ст. 273 ГПК РФ) с целью сохранения тайны усыновления. Но возникает вопрос: есть ли необходимость в этой тайне? Случаи разглашения тайны усыновления связываются с волей усыновителя (п. 2 ст. 139 СК РФ, ст. 155 УК РФ). В том случае, когда усыновители не считают нужным ее сохранять, говорить о тайне усыновления вообще не имеет смысла. Полагаем, она также не является обязательной, если ребенок прекрасно осознает происходящее и помнит своих кровных родителей и родственников. Не может быть речи о тайне усыновления и тогда, когда ребенку, которого хотят взять в семью, исполнилось 10 лет. В этом случае суд просто обязан в соответствии со ст. 57 СК РФ заслушать его мнение. Кроме того, ст. 273 ГПК РФ предусматривает обязательное участие в судебном заседании ребенка, достигшего 14 лет.

На наш взгляд, верным является мнение некоторых авторов о том, что данное положение закона весьма неудачно и приводит лишь к тому, что от участия в процессе устраняются близкие родственники, а также биологические родители ребенка <7>. Следовательно, необходимо внести соответствующие изменения в судебную процедуру рассмотрения дел об усыновлении и рассматривать отдельные дела в открытом судебном заседании.

<7> См.: Паршуткин В., Львова Е. Всегда ли оправданно сохранение тайны усыновления // Российская юстиция. 1999. N 3. С. 22.

В соответствии со ст. 274 ГПК РФ суд, рассмотрев заявление об усыновлении, принимает решение, которым либо удовлетворяет просьбу усыновителя (усыновителей) об усыновлении, либо отказывает в ее удовлетворении. Судебная практика показывает, что удельный вес удовлетворенных судами заявлений об усыновлении ребенка является высоким. Это прослеживается по данным судебной статистики за 2001 - 2005 гг. Районными судами Республики Дагестан всего было рассмотрено заявлений об усыновлении (удочерении) детей: в 2001 г. - 261 дело; в 2002 г. - 242; в 2003 г. - 307; в 2004 г. - 365; в 2005 г. - 398 дел. Из них вынесено решений с удовлетворением заявлений: в 2001 г. - 242; в 2002 г. - 228; в 2003 г. - 227; в 2004 г. - 245; в 2005 г. - 225; с отказом в удовлетворении: в 2001 г. - 19; в 2002 г. - 14; в 2003 г. - 11; в 2004 г. - 13; в 2005 г. - 16 <8>. Видно, что за последние несколько лет просматривается (хоть и незначительно) тенденция к увеличению отказа в удовлетворении заявлений об усыновлении. Это связано с возрастающим вниманием к детям со стороны государства и средств массовой информации.

<8> См.: Отчеты Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Республике Дагестан о работе судов первой инстанции по рассмотрению гражданских дел за 2001 - 2005 гг.

В соответствии с п. 3 ст. 125 СК РФ при удовлетворении судом заявления усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка взаимные права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка, а не с момента государственной регистрации усыновления органом записи актов гражданского состояния. Поэтому в резолютивной части решения должны быть приведены все данные об усыновленном и усыновителях, необходимые для государственной регистрации усыновления в органах загса. Кроме того, резолютивная часть должна содержать указание на необходимость внести соответствующие изменения в актовую запись, в том числе о записи усыновителя (усыновителей) в качестве родителя (родителей) в книге записи рождений (ст. 136 СК РФ), об изменении фамилии, имени, отчества, даты и места рождения ребенка (ст. 134, 135 СК РФ), о сохранении личных неимущественных и имущественных прав одного из родителей усыновленного или родственников его умершего родителя (ст. 137 СК РФ), если эти вопросы были положительно разрешены судом по просьбе заявителя либо заинтересованных лиц.

Усыновление подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния <9>. Государственная регистрация усыновления ребенка производится органом записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения суда об установлении усыновления ребенка или по месту жительства усыновителей (усыновителя). В течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка суд направляет копию этого решения в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения суда для государственной регистрации усыновления ребенка.

<9> См.: Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" // СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.

Если при рассмотрении дела об усыновлении суд обнаружит в действиях стороны, должностного или иного лица признаки преступлений, предусмотренных гл. 20 УК РФ, он должен сообщить об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 20 апреля 2006 г. N 8).

Решение об усыновлении может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию заинтересованными лицами (например, родителями ребенка), органами опеки и попечительства, участвовавшим в деле прокурором.

Целесообразно отметить, что судебный порядок является оптимальным, поскольку при таком порядке соблюдаются гарантии интересов ребенка.