Мудрый Юрист

Роль саморегулируемых организаций в дальнейшем развитии розничного рынка

"Московские аптеки", 2009, N 5

Саморегулирование в фармации - это механизм передачи социальной ответственности бизнесу. Каковы преимущества саморегулирования по отношению к госрегулированию?

Неволина Елена Викторовна

Исполнительный директор (РААС)

Давайте коротко остановимся на некоторых положениях Закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (СРО) и обсудим, почему он не работает.

Статья. 2

"Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил".

"Саморегулирование... осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации".

Саморегулируемые организации (СРО):

На мой взгляд, подписан Закон был скоропалительно и, к сожалению, когда читаешь его, понимаешь, насколько он рамочный и сколько требуется уточнений, пояснений, разработки подзаконных актов. Это необходимо для того, чтобы участникам бизнеса стало понятно, для чего нужно саморегулирование и что государство готово отдать отраслевым организациям на саморегулирование. И, самое главное, какую ответственность они будут нести в этой связи.

Закон о СРО, безусловно, важнейшая часть административной реформы. Он направлен на то, чтобы государство законно редуцировало свои функции и передало их общественным институтам. И, самое главное, чтобы был создан инструмент репутационного и материального воздействия СРО на своих членов. К сожалению, механизм создания СРО прописан в Законе нечетко. Так, организация может стать саморегулируемой, если у нее есть страховой полис. А условия - в какой сумме и т.п., должны быть обязательно отражены в подзаконных актах. И при этом либо указана определенная сумма, либо определенный объем банковской гарантии, или это - реальные деньги, которые должны быть на счете СРО. К примеру, разрешила СРО - предприниматель может открыть аптеку, не разрешила - не может. То же самое в отношении качества работы: если предприниматель неправильно ведет конкурентную политику на рынке, СРО может применить адекватные меры воздействия. Но если механизмы воздействия не прописаны в законе, - все это может оказаться "пустым звуком". Нужно дать в руки СРО в фармотрасли, как мы считаем, реальные механизмы воздействия на субъекты рынка.

Не менее важны кадровые проблемы. В этой связи обратимся к приказу Минздрава N 705 (по вопросу кадров), который разработан без учета мнения участников аптечного рынка. Кстати, Россия - одна из немногих стран, в которых отраслевые нормативные документы разрабатываются без участия профессионального сообщества. К этому Приказу также требуются дополнительные методические указания. Сегодня нередки случаи, когда, к примеру, специалиста не принимают на работу, потому что у него нет ординатуры или ему требуется переквалификация и т.п. Поэтому основная роль СРО - принятие на себя функции стандартизации. На сегодняшний день четких стандартов в фармацевтической отрасли нет. В каждой аптеке существуют установленные требования к специалистам, в соответствии с которыми осуществляется деятельность аптеки. Так, принято, что фармацевт - специалист со средним образованием, не имеет права заниматься отпуском рецептурных лекарственных форм. Он может осуществлять только безрецептурный отпуск. И никто не меняет этого положения, поэтому мы считаем, что стандартизации в профессии - это прерогатива саморегулируемых отраслевых общественных организаций. Повторюсь, в России стандарты разрабатываются Правительством или Федеральными органами исполнительной власти. А саморегулируемые организации, с одной стороны - институты цивилизованного лоббирования, а с другой - они призваны защищать корпоративные интересы участников бизнеса.

Рекомендации ВОЗ к разработке национальных стандартов GPP <*>

<*> Стандарт GPP разработан в 1991 году Международной фармацевтической федерацией. Основные требования стандарта касаются торговых площадей аптек, их ассортимента и профессиональной подготовленности и ответственности провизоров. В частности, в аптеке должна быть создана система управления качеством лекарств, предусмотрена возможность возмещения ущерба покупателям, провизоры обязаны иметь высшее медицинское образование.

Основные разделы:

Деятельность, относящаяся к сохранению здоровья, снижению риска заболеваний.

Деятельность, связанная с отпуском и использованием лекарств или других товаров, имеющих отношение к процессу лечения.

Деятельность, касающаяся самолечения, включающая рекомендации и выдачу медикаментов или других средств для лечения симптомов, поддающихся лечению.

Деятельность, касающаяся взаимоотношений и зоны ответственности врача и фармацевта при осуществлении лечебного процесса.

Деятельность, имеющая отношение к назначению, отпуску рецептурных препаратов и использованию лекарств.

ПОЧЕМУ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ НУЖДАЕТСЯ В САМОРЕГУЛИРОВАНИИ?

Сегодня государство регулирует аптечную наценку на ЖНВЛС. К сожалению, это регулирование осуществляется по-разному. На одной территории максимальная наценка - 10%, на другой - 40%; или дифференцированная наценка: на более дешевые препараты - одна наценка, на более дорогие - ниже, на дорогие - фиксированная сумма. В настоящее время Федеральная тарифная служба занялась разработкой единого методического подхода к наценке на ЖНВЛС на всей территории РФ. И основной упор в этой работе сделан на дифференцированный подход к наценке без учета территориальной особенности. Считаю, что это неверно и, со своей стороны, РААС собирает доказательства того, что дифференцированный подход значительно ухудшает финансовое положение аптечной организации.

Определенных уточнений требуют пункты Закона, касающиеся хранения; учета ЛС; запрещения реализации ЛС и других товаров, пришедших в негодность или с истекшим сроком годности; требований к оборудованию аптечных организаций; саморегулирования внутренних помещений. РААС подготовила свои предложения по данным пунктам Закона, они находятся в стадии согласования с Минздравсоцразвития.

Много вопросов возникает в части хранения наркотических, психотропных веществ и приравненных к ним сильнодействующих препаратов, что также находится под контролем Минздравсоцразвития. Дело в том, что в товарообороте эти средства составляют не более 2%, а стоимость их охраны значительно выше, эта сумма может достигать 5%. Казалось бы, это можно компенсировать свободной наценкой на дополнительный лекарственный ассортимент, но сегодня этот ассортимент законодательно ограничен. Поэтому предстоит работа по согласованию позиций по вопросу ассортимента Росздравнадзором и Роспотребнадзором. Еще раз акцентирую внимание на том, что мы не смягчаем требования Закона о СРО - мы их конкретизируем. Пока вопросов больше, чем ответов. Работать есть над чем.

РАСШИРЕНИЕ АПТЕЧНОГО АССОРТИМЕНТА

Игнатьева Нелли Валентиновна

Фармацевтический директор

аптечной сети "36,6"

Проблемы перед аптечной сетью "36,6" стоят такие же, как и перед аптечной розницей в целом на сегодняшний день: дефицит ликвидности и высокие ставки по кредитам; более жесткий подход со стороны дистрибьюторов; тенденция к повышению цен; тенденция к уменьшению ассортимента (изменению структуры); снижение потребительской способности; усиление конкурентной борьбы.

Но, вместе с тем, условия кризиса открывают возможности для роста и повышения эффективности. За счет чего? За счет снижения арендных ставок, улучшения ситуации на рынке труда; дополнительной возможности для развития собственной торговой марки; изменения коммерческой политики; возможность привлечения покупателей, ушедших из продуктового ритейла. Эти проблемы можно решить только в тесном взаимодействии с государством и фармотраслью. Сеть "36,6" делает шаги для консолидации отрасли: проводятся консультационные встречи с Правительством РФ; совместно с РААС подготовлен и принят Закон об отсрочке ЕНВД (N 155-ФЗ); подготовлены предложения по расширению аптечного ассортимента.

Кстати, сегодня можно озвучить согласованную позицию Росздравнадзора и РААС по расширению ассортимента в аптечных учреждениях. 6 марта 2009 г. в Росздравнадзоре состоялась рабочая встреча руководства Росздравнадзора и РААС по обсуждению необходимости расширения ассортимента в аптечных учреждениях. Участники встречи единодушно пришли к следующей позиции.

Перед предприятиями розничного сегмента фармацевтической отрасли Российской Федерации как учреждениями здравоохранения, стоит задача по предоставлению населению медицинской помощи, путем розничного отпуска лекарственных средств, а также по профилактике заболеваемости. В связи с этим необходимо расширение ассортимента отпускаемой аптечными учреждениями продукции, с тем, чтобы аптеки могли обеспечивать население не только лекарственными средствами, но и сопутствующими товарами, необходимыми для поддержания здорового образа жизни и улучшения ее качества.

В указанных целях необходимо:

  1. Внести изменения в Федеральный Закон N 86-ФЗ в ст. 32 п. 9, расширив список товаров и услуг, подлежащих реализации в аптечных учреждениях.
  2. Внести изменения в соответствующие подзаконные акты.

Как видите, хотя и не так быстро, как хотелось, проблемы решаются. Еще раз хочу подчеркнуть, что кризис - явление временное и найти оптимальные пути выхода из него можно.

Вопрос о расширении ассортимента был актуален как до кризиса, так и в современных условия. Но не вытеснит ли парафармацевтика "львиную" долю ЛС при реализации положения о расширении ассортимента? В отрасли около 65 тыс. аптечных организаций и если каждая будет принимать свои стандарты, это можно будет считать саморегулированием отрасли? Федеральные органы исполнительной власти будут ли готовы поделиться своими полномочиями с саморегулируемой организацией? Является ли саморегулирование необходимым шагом в развитии фармотрасли, примут ли его все участники фармсообщества?

По материалам конференции

"Аптечная сеть России"

подготовила

Г.ДЕНИСЕНЯ