Мудрый Юрист

Новеллы правового регулирования направления работников в служебные командировки

Щур Д.Л., главный редактор журнала "Кадры предприятия".

С 2002 года сотрудники кадровых служб, юристы, бухгалтеры ждали принятия нормативного правового акта, развивающего нормы Трудового кодекса РФ о направлении работников в служебные командировки. Правомочие по принятию такого акта было закреплено за Правительством РФ только с октября 2006 года с момента вступления в силу Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". В соответствии с частью второй статьи 166 Трудового кодекса РФ особенности направления работников в служебные командировки <*> устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

<*> Далее по тексту - командировки.

13 октября 2008 г. Правительство РФ своим Постановлением N 749 утвердило Положение об особенностях направления работников в служебные командировки как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств <**> (опубликовано в "Российской газете". N 218. 17.10.2008).

<**> Далее по тексту - Положение.

Поскольку согласно пункту 6 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (с изм. от 28.06.2005) акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования, датой начала действия указанного Постановления Правительства РФ является 25 октября 2008 г.

До вступления в силу вышеназванного Постановления Правительства РФ работодатели при направлении работников в командировки помимо главы 24 Трудового кодекса РФ были вынуждены руководствоваться Инструкцией Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" и самостоятельно определять, в какой именно части она не противоречит трудовому законодательству Российской Федерации.

В настоящей статье рассмотрим, какие же принципиальные изменения произошли в сложившемся порядке направления работников в служебные командировки после принятия нового нормативного правового акта.

Начнем с того, что в Положении дано однозначное толкование поездки работника в командировку по распоряжению работодателя или уполномоченного им лица в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, - она также признается командировкой. Надо сказать, что до этого сложившаяся практика направления работников в командировки в обособленное подразделение командирующей организации основывалась скорее на логике закона, а не на конкретных предписаниях. Трудовой кодекс РФ исходит из того, что служебной командировкой признается любая поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (часть первая статьи 166). При этом в соответствии с частью второй статьи 57 Трудового кодекса РФ место работы называется в числе обязательных условий трудового договора.

Разъяснение понятия "место работы" содержится в Рекомендациях по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме, утвержденных Постановлением Минтруда России от 14.07.1993 N 135: под местом работы понимается предприятие, на которое принимается работник. Следовательно, поездка работника для выполнения служебного поручения вне предприятия, на котором работник работает по трудовому договору, подпадает под понятие "служебная командировка". Однако такая логика все же была не столь однозначна - с точки зрения Гражданского кодекса РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту; филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (статья 55 Гражданского кодекса РФ). При этом представительства и филиалы не являются юридическими лицами, то есть это все же одно и то же предприятие. Кроме того, возвращаясь к статье 57 Трудового кодекса РФ, в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, в трудовом договоре указывается место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения. То есть Трудовой кодекс РФ оперирует понятием "другая местность". А значит, полностью обоснованным считалось направление работника в командировку в филиал или представительство, расположенные в другой местности. Результатом такого законодательного оперирования нормами стало то, что территориальное удаление места выполнения служебного поручения от постоянного места работы зачастую понималось как обязательный элемент служебной командировки, несмотря на то, что не имело четкого нормативного закрепления.

Эта коллизия была устранена в рассматриваемом Положении - в нем нет упоминания о другой местности, и теперь любая поездка работника, направляемого в командировку в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, однозначно признается командировкой.

Надо отметить, что ключевым здесь все же остается понятие "поездка". Поездка означает перемещение на любом из видов транспорта. А если представительство или филиал находятся на противоположной стороне улицы? Здесь уже следует исходить из норм статьи 168 Трудового кодекса РФ, которая предусматривает, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Это означает, что в том случае, когда не имеют места ни проезд, ни наем жилого помещения, ни расходы, связанные с проживанием вне места жительства (суточные), - нет оснований для применения норм статьи 168 Трудового кодекса РФ.

Далее. Положением был закреплен еще один элемент сложившейся практики, не имевший ранее однозначного толкования: "В командировки направляются работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем".

Поскольку порядок направления в служебную командировку регламентируется Трудовым кодексом РФ, это дает основание относить командировку к трудовым отношениям, то есть к отношениям, основанным на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности) за плату, о подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Следовательно, гарантии и компенсации при направлении в служебные командировки, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, распространяются только на работников организации, состоящих в трудовых отношениях с работодателем на основании заключенных трудовых договоров.

Что касается граждан, заключивших с организацией договоры гражданско-правового характера и направляемых в поездки, то их поездки будут квалифицироваться как поездки за счет организации и нормы статей главы 24 Трудового кодекса РФ к ним не применимы. При этом денежные средства, выплачиваемые таким гражданам, включаются в суммы вознаграждения по договорам гражданско-правового характера.

Все эти выводы теперь закреплены в расширении понятия "командировка" в Положении, действие которого распространяется на работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем.

Принципиальной новеллой, вводимой Положением, является снятие ограничения продолжительности командировки, установленного вышеназванной Инструкцией Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР", согласно которой срок командировки работников по общему правилу не может превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути; срок командировки рабочих, руководителей и специалистов, направляемых для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, не должен превышать одного года.

После вступления в силу Положения срок командировки определяется самим работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения. Однако это не означает полное отсутствие упоминания о сроке в служебном задании - он все же должен быть ограничен, в том числе указанием на определенное событие (например, "до наступления...", "до завершения..." или "вплоть до..."). Иными словами, командировка не может быть бессрочной.

Еще одним новшеством в соответствии с рассматриваемым Положением является более подробная регламентация порядка направления в командировку.

Так, теперь работодателю на нормативно-правовом уровне предписывается определить цель командировки и указать ее в служебном задании, утверждаемом в установленном порядке. Необходимо сказать, что, несмотря на то, что согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. на 03.11.2006) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, многие организации до настоящего времени не составляли служебные задания, ограничиваясь только приказом (распоряжением) о направлении в командировку и (или) командировочным удостоверением. При этом налоговые органы относились к отсутствию служебных заданий лояльно, если в подтверждение производственного характера командировки представлялись отчет работника, составленный по простой форме, и документы, подтверждающие служебный характер поездки и выполнение поручения работодателя. Таким образом, обязательность составления служебного задания упорядочивает налоговые правоотношения при оформлении командировок.

Здесь же следует отметить, что в отличие от ранее действовавшего порядка, когда работодатель по своему усмотрению наряду с командировочным удостоверением мог оформить командировку приказом (распоряжением), теперь он лишен права такого выбора: при направлении работника в командировку ему на основании решения работодателя, изложенного в приказе (распоряжении), оформляется командировочное удостоверение, подтверждающее срок его пребывания в командировке (дата приезда в пункт (пункты) назначения и дата выезда из него (из них)).

Тут же прямо указаны исключения из этого правила: направление работника в командировку за пределы территории Российской Федерации производится по распоряжению работодателя без оформления командировочного удостоверения, кроме случаев командирования в государства - участники Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы.

Из этого можно сделать вывод, что, несмотря на отсутствие прямого указания на необходимость составления приказа (распоряжения) о направлении в командировку (речь идет только о решении работодателя), все равно необходимо некое выражение решения в организационно-распорядительном документе, служащем основанием для надлежащего оформления командировки. Возвращаясь к положениям Федерального закона "О бухгалтерском учете", подчеркнем, что таковым является приказ (распоряжение) о направлении работника (группы работников) в командировку, составленный по унифицированным формам Т-9 или Т-9а, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (примерный образец заполнения указанных форм приведен в разделе "БУМАГИ" на стр. 71, 73). Кроме того, документы о командировках, в том числе приказ (распоряжение) работодателя, являются документами, на основании которых производится возмещение расходов, связанных с командировками, а следовательно, бухгалтерии для учета таковых необходимы документы, составленные надлежащим образом.

С точки зрения кадрового делопроизводства издание приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку является привычным, а с точки зрения табельного учета - целесообразным: еще с момента выхода Основных положений по учету труда и заработной платы в промышленности и строительстве (письмо Госкомтруда СССР от 27.04.1973 N 75-АБ/89/10-80) установилось, что учет времени рабочих и служащих, находившихся в командировках, осуществляется в табеле на основании приказов (распоряжений), а также командировочных удостоверений.

Наконец, не следует забывать и налоговое законодательство, в соответствии с требованиями которого документальным подтверждением командировочных расходов является в том числе приказ о командировке (см. статью 252 Налогового кодекса РФ).

Само командировочное удостоверение оформляется в одном экземпляре по унифицированной форме Т-10, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (примерный образец заполнения указанной формы приведен в разделе "БУМАГИ" на стр. 68), подписывается работодателем, вручается работнику и находится у него в течение всего срока командировки.

В соответствии с Положением порядок и формы учета работников, выбывающих в командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы, должны определяться Минздравсоцразвития России (соответствующим нормативным правовым актом). С большой долей вероятности можно предположить, что данным нормативным правовым актом будут утверждены новые формы журналов учета работников, прибывающих и выбывающих в командировки. До принятия указанного акта работодателям придется руководствоваться все той же Инструкцией Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР", которой утверждены формы регистрации лиц, выбывающих в командировки и прибывающих в командировки.

Эти журналы позволяют фиксировать нахождение в служебных командировках как собственных сотрудников, так и работников, прибывших из других организаций.

По общему правилу ведение журналов осуществляет работник, который назначается приказом (распоряжением) руководителя организации. Издания такого приказа (распоряжения) не требуется, если обязанности по ведению журналов возложены на определенного служащего в соответствии с заключенным трудовым договором либо должностной инструкцией. Этот же работник, как правило, производит отметки в командировочных удостоверениях.

Согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 (с изм. на 29.04.2008), оформление командировочных документов и регистрация работников, прибывающих в командировку, являются должностными обязанностями заведующего канцелярией. В то же время регистрация лиц, прибывших в служебные командировки, относится и к должностным обязанностям начальника хозяйственного отдела. На практике же обязанности по учету (регистрации) работников, выбывающих в командировку, и работников, прибывающих в командировку, возлагаются на работников службы кадров или административных подразделений.

Положением также закреплено, что все расходы, связанные с командировкой (расходы по проезду, по найму жилого помещения, иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации), определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. При этом под иными расходами могут пониматься, например, расходы на провоз багажа. В случае закрепления отдельных расходов, подлежащих возмещению, в коллективном договоре или локальном нормативном акте работодатель обязан возместить их в порядке, определенном тем же коллективным договором или локальным нормативным актом, даже если они произведены без его отдельного разрешения.

Во избежание возможных споров разрешение работодателя желательно оформить в письменной форме в приказе (распоряжении) о направлении в командировку или ином документе, оформляющем направление работника в командировку. "С ведома работодателя", по нашему мнению, означает, что виды и размеры дополнительных расходов не согласовывались с работодателем перед командировкой, а были произведены работником самостоятельно, но в их обоснование представлены подтверждающие документы, которыми работодатель был уведомлен о характере и размерах расходов и по которым от него поступило распоряжение о возмещении расходов работнику.

Такой же порядок возмещения расходов относится и к командировкам на территории иностранных государств, в том числе государств - участников СНГ. При этом очевидно, что исключение из правила составляют государственные органы и организации, финансируемые из бюджетов различных уровней, в отношении которых установлен иной порядок регулирования. Впрочем, при установлении вышеназванных размеров расходов в локальном нормативном правовом акте работодатели, скорее всего, будут продолжать руководствоваться:

Еще одним новшеством, вводимым Положением, является ограничение работника в желании оставаться в месте командировки при наличии возможности ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства - отныне он может оставаться в месте командирования не по своему желанию, а только по соглашению с работодателем. Точнее, он, конечно, может оставаться по собственной инициативе, но в этом случае работодатель не обязан компенсировать ему расходы по найму жилого помещения (поскольку суточные при наличии возможности ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства не выплачиваются, работник будет действовать на свой страх и риск).

Во избежание возможных споров работодателю целесообразно издать приказ (распоряжение), содержащий перечень близлежащих местностей, из которых в связи с условиями транспортного сообщения, характером выполняемого задания, а также необходимостью создания работнику условий для отдыха не предусматривается ежедневное возвращение из места командировки.

Во многих комментариях нового Положения об особенностях направления работников в служебные командировки содержится утверждение, что в связи с исключением из расходов прямого запрета на компенсацию проезда на такси теперь работодатели могут предъявлять к налоговому вычету и такие расходы. Однако, на наш взгляд, все не столь однозначно. Дело в том, что, поскольку расходы по проезду включают расходы по проезду транспортом общего пользования, остается определиться с тем, что, собственно, признается таким транспортом.

Возмещать расходы по проезду на такси работодатели, конечно, могут, но вот признает ли налоговая инспекция такие расходы правомерными при исчислении налогооблагаемой базы.

В соответствии со статьей 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров:

Судебная практика свидетельствует о неоднозначности решения данного вопроса.

Так, например, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в своем Постановлении от 27.04.2007 N А05-11584/2006-31 определил, что затраты сотрудников на оплату услуг такси, которыми они пользовались в командировке, могут быть учтены при исчислении налога на прибыль. При этом доводы налогового органа о том, что такси не относится к транспорту общего пользования, а также, что услуги были оказаны не по доставке работников к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, а по перевозке до аэропорта, были отклонены судом, который указал, что хотя спорные затраты нельзя отнести к командировочным расходам, перевозка сотрудников осуществлялась в производственных целях, следовательно, затраты можно отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, перечень которых в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ не является исчерпывающим.

В то же время суды первой инстанции нередко под такси подразумевают легковой автомобильный транспорт (таксомотор индивидуального пользования), но не транспортные средства общего пользования, определяющими критериями которых является осуществление ими перевозки пассажиров по определенным маршрутам с остановками в определенных пунктах (см., например: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.02.2004 N Ф04/723-51/А70-2004).

При этом в отношении обязательности применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с пассажирами большинство судов исходят из того, что положениями Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" такая обязанность не поставлена в зависимость от того, являются соответствующие транспортные средства транспортом общего пользования или нет (то есть допускается перевозка пассажиров "необщественным" транспортом при наличии контрольно-кассовой техники?).

Нет определения транспорта общего пользования и в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ). В соответствии с ним перевозки легковыми такси являются одним из видов перевозок пассажиров (статья 5), а также отмечается, что перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме (статья 31).

Таким образом, в отсутствие в законодательстве четких определений транспорта общего пользования и такси невозможно вести речь об однозначном разрешении включения расходов на такси в командировочные расходы.

Принципиальным нововведением является отмена ограничения продолжительности возмещения расходов по найму жилого помещения (кроме случаев, когда командированный работник находится на стационарном лечении) и выплаты суточных работнику в случае его временной нетрудоспособности, удостоверенной в установленном порядке. Ранее период таких выплат ограничивался 2 месяцами.

В отношении командировок на территории иностранных государств в Положении более детально регламентирован порядок их оплаты. Так, оплата и (или) возмещение расходов работника в иностранной валюте, связанных с командировкой за пределы территории Российской Федерации, включая выплату аванса в иностранной валюте, а также погашение неизрасходованного аванса в иностранной валюте, выданного работнику в связи с командировкой, должны осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. на 22.07.2008). Согласно части 3 его статьи 15 физические лица - резиденты и физические лица - нерезиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте 3000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты.

В числе расходов, которые работодатель может нести в связи с командировками на территории иностранных государств, новым Положением также признаются:

а) расходы на оформление заграничного паспорта, визы и других выездных документов;

б) обязательные консульские и аэродромные сборы;

в) сборы за право въезда или транзита автомобильного транспорта;

г) расходы на оформление обязательной медицинской страховки;

д) иные обязательные платежи и сборы.

Такое положение ранее распространялось только на федеральных государственных гражданских служащих и было закреплено Указом Президента РФ от 18.07.2005 N 813 "О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих" (с изм. от 06.12.2007).

Теперь же если у работника, в отношении которого работодатель принял решение о направлении в загранкомандировку, нет заграничного паспорта, то его оформлением занимается сам работодатель или же работнику впоследствии возмещаются все произведенные расходы. За выдачу общегражданского заграничного паспорта, а также за внесение в него каких-либо изменений (за исключением продления его срока действия) взимается государственная пошлина.

Подтверждением произведенных расходов на оформление загранпаспортов являются квитанции об уплате государственной пошлины.

Если консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы были произведены работником, то они по общему правилу подлежат возмещению работнику на основании представленных им документов (квитанций, счетов, др.).

Работодателю следует учитывать, что документы, подтверждающие командировочные расходы работника за границей, должны иметь построчный перевод на русский язык (пункт 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (с изм. на 26.03.2007)).

Законодательством отдельных иностранных государств в качестве обязательного условия для въезда граждан России на свою территорию предусмотрено наличие у российских граждан полиса медицинского страхования. Информацию о том, полисы каких российских страховых организаций принимаются к рассмотрению, можно получить в консульских отделах посольств и генеральных консульствах (консульствах) государств, в которые планируется направление работников в командировки.

При въезде граждан Российской Федерации в отдельные государства медицинское страхование осуществляется на добровольной основе. При этом, поскольку выездные документы за рубеж не могут быть оформлены без медицинской страховки, работодатель несет бремя по оплате таких расходов.

Также новой является норма Положения, согласно которой работнику, выехавшему в командировку на территорию иностранного государства и возвратившемуся на территорию Российской Федерации в тот же день, суточные в иностранной валюте выплачиваются в размере 50% нормы расходов на выплату суточных, определяемой коллективным договором или локальным нормативным актом, для командировок на территории иностранных государств.

Даты пересечения Государственной границы Российской Федерации при следовании с территории Российской Федерации и на территорию Российской Федерации согласно Положению определяются по отметкам пограничных органов в паспорте. То есть основанием для компенсации расходов и выплаты суточных, кроме перевозочных документов, является копия заграничного паспорта (при предъявлении оригинала) с отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения Государственной границы Российской Федерации.

Однако рассматриваемое Положение не содержит пояснений, каким образом подтверждается пребывание работника в командировке в стране с безвизовым режимом (если это не страна СНГ), когда командировочное удостоверение не оформляется. В этой связи представляется, что при отсутствии соответствующих отметок о пересечении границы Российской Федерации доказательствами могут служить любые документы, удостоверяющие факт выполнения служебного задания вне Российской Федерации.

Наконец, новым Положением за работником закреплена обязанность по составлению по возвращении из командировки в течение 3 рабочих дней отчета в письменной форме о выполненной работе в командировке и согласованию его с руководителем структурного подразделения. Надо сказать, что краткий отчет так или иначе уже дается в письменной форме в служебном задании, составленном по форме Т-10а, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, в графе 12 - ведь его составление и так является необходимым условием оформления командировки.

В принципе, не исключено, что согласование отчета может выражаться в визе руководителя структурного подразделения на самой форме Т-10а (примерный образец заполнения формы приведен в разделе "БУМАГИ" на стр. 67) либо посредством введения дополнительной графы в унифицированную форму (в унифицированную форму можно включить дополнительные реквизиты на основании Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденного Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20). Однако поскольку работодателю может понадобиться более детальный, чем позволяет унифицированная форма, отчет о ходе командировки, то подробный отчет может составляться отдельно.

По общему правилу в детальном отчете конкретизируются результаты командировки, а также приводится следующая информация:

Здесь же необходимо напомнить, что теперь невыполнение работником обязанности по составлению отчета о выполненной работе в командировке в установленные сроки может рассматриваться как дисциплинарный проступок и послужить основанием для применения дисциплинарного взыскания.

* * *

В заключение следует отметить, что, несмотря на то, что с введением Положения об особенностях направления работников в служебные командировки были даны ответы на многие вопросы и оформление командировок стало в большей степени отвечать современным требованиям, практика применения его норм может внести свои коррективы и обнаружить новые, нерешенные проблемы.