Мудрый Юрист

"Семь нозологий" хотят возвести в закон

"Менеджер здравоохранения", 2009, N 5

ПАЦИЕНТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕПУТАТЫ ГОСДУМЫ

Представители ряда общественных организаций и некоторые депутаты Госдумы выступили с инициативой разработать правовую базу для программы "Семь нозологий" и оформить ее в виде федерального закона. По их мнению, отсутствие законодательной основы сводит на нет эффективность значительных финансовых затрат на данную программу и порождает определенные проблемы при ее реализации. Члены профильного комитета Госдумы полагают, что программа "Семь нозологий" уже доказала свою состоятельность и регулировать ее работу следует при помощи приказов профильных ведомств, а не отдельного закона.

Камнем преткновения на пути реализации программы "Семь нозологий" является отсутствие необходимой нормативно-законодательной базы, которая регулировала бы ход ее исполнения, - такое совместное заявление сделали депутаты Госдумы от "Единой России" и представители пациентских организаций (Всероссийского общества гемофилии, Общероссийской общественной организации инвалидов, больных рассеянным склерозом) и Лиги защиты прав пациентов.

Они сетуют, что, несмотря на имеющееся распоряжение Правительства РФ, которое регламентирует список закупаемых по программе "Семь нозологий" лекарств и порядок их закупки, отсутствуют какие-либо документы, определяющие, кто именно имеет право получать эти лекарства, каковы механизмы их обеспечения. Президент общероссийской благотворительной общественной организации инвалидов "Всероссийское общество гемофилии" Юрий Жулев отметил: "Если программа ДЛО действует согласно Закону "О государственной социальной помощи", где прописано, какие именно категории граждан имеют право получать лекарства по этой программе, то права пациентов, страдающих семью нозологиями, нигде не зафиксированы". По его словам, такой пробел в законодательстве порождает ряд проблем, в частности нерациональное распределение лекарств среди регионов. "Если в одних регионах мы наблюдаем остатки лекарственных препаратов, то в других их нехватку. Однако перераспределить имеющиеся остатки с учетом их избытка или дефицита нельзя. Получается парадоксальная ситуация, когда, например, в Ивановской области пациенты страдают от нехватки жизненно необходимых лекарств, но при этом получить их из соседних регионов, где количество препаратов превышает потребность в них, люди не могут. Хотя и программа, и пациенты, в ней участвующие, являются федеральными льготниками", - отметил г-н Жулев. Существуют нарекания по процедуре подачи заявок на закупку лекарств от субъектов к центру. Как известно, заявки подаются каждые шесть месяцев, к ним прилагается реестр, содержащий число нуждающихся в лекарственном обеспечении людей. "Но что делать тем, кто заболел, например, через неделю или месяц после утверждения и подачи реестра? Им придется ждать полгода, чтобы быть внесенными в очередной реестр, а полгода для людей, болеющих редкими тяжелыми нозологиями, слишком долгий срок", - негодует Юрий Жулев.

Отсутствие нормативной базы по программе "Семь нозологий", говорят в пациентских организациях, ведет к тому, что льготники, участвующие в ней, никак законодательно не защищены. Лекарства они получают до тех пор, пока у государства на это есть деньги. Если больным будет отказано в лечении, отстаивать свое право на получение помощи в судебных инстанциях они не смогут, т.к. никто им, по сути, помогать не обязан.

Решить проблему призван специальный закон "О лекарственном обеспечении лиц, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями", проект которого (в распоряжении "ФВ" имеется копия) разрабатывали пациентские организации совместно с депутатами Госдумы. "Мы ведем переговоры с профильными структурами в правительстве и Госдуме на предмет подготовки и принятия в скорейшем времени данного законопроекта, - рассказал один из авторов законопроекта, депутат от фракции "Справедливая Россия", член Комитета по госстроительству Михаил Емельянов. - Однако далеко не все понимают, зачем он нужен, считая, что вопрос реализации программы "Семь нозологий" исчерпывается выделением огромных сумм. Приходится объяснять, что, несмотря на наличие средств, нет узаконенного порядка закупки, транспортировки, права собственности, не очень ясно прописаны права центра и субъекта в реализации программы". Михаил Емельянов добавляет, что реализация разрабатываемого законопроекта не требует никаких дополнительных финансовых вливаний. Тем более, как отметил его коллега из "Единой России" депутат Александр Беднов, даже выделяющиеся средства осваиваются далеко не везде: "В регионах подчас не знают ни состава, ни количества больных. Нет никакой базы данных. И это не позволяет эффективно расходовать имеющиеся средства".

Как отметили депутаты, проект закона передан ими в правительство и профильный комитет Госдумы для согласования. "Нам бы не хотелось выходить на первое чтение, не заручившись поддержкой этих структур. Мы надеемся, что к осенней сессии и принятию нового бюджета данный закон будет принят - рассчитывают законотворцы.

Идею о необходимости законопроекта, впрочем, коллеги депутатов из профильного Комитета по охране здоровья не разделяют. "Практически все пункты законопроекта повторяют уже существующие законодательные акты, и смысл его разработки в таком случае не ясен, - рассказал "ФВ" зам. председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Колесников. - Единственным не закрепленным нигде положением является создание ряда комиссий, призванных регламентировать порядок получения ЛС пациентами. Но и это ведет к раздуванию бюрократического аппарата, который усложнит процедуру получения больными необходимых лекарств. Кроме того, содержание аппарата потребует денег, а т.к. разработчики проекта утверждают, что никаких дополнительных финансовых вливаний на его реализацию не требуется, то деньги будут браться из уже утвержденного бюджета. Это приведет к сокращению объемов закупаемых ЛС". Смущает г-на Колесникова и само название законопроекта. "Под понятие "тяжелые хронические заболевания" подпадает множество болезней, которые не входят в программу "Семь нозологий". Например, те, которыми болеют почти все пожилые люди, находящиеся на поддерживающей терапии, - продолжает он. - Получается, что в случае принятия данный закон будет нарушать права пациентов, не входящих в программу "Семь нозологий". Обозначенные разработчиками проблемы, в числе которых несовершенство системы распределения ЛС, решаются с помощью нормативных актов компетентных министерств и ведомств. Для их решения не требуется издание отдельного закона. Что же касается финансирования программы, то оно закреплено в бюджете, и оспорить его, руководствуясь разрабатываемым законопроектом, нельзя".

Сергей Колесников также высказывает предположение, что данный закон является лоббистским.

Е.СМИРНОВ