Актуальные проблемы иммиграции в Российской Федерации миграционная картина современной России
Симанович Л.Н., декан юридического факультета Серпуховского филиала НИЕВ, кандидат юридических наук.
На протяжении всей истории нашей страны взаимоотношения иностранных работников на территории Руси - России были приоритетным направлением внешней политики государства. В периоды правления Петра I и Екатерины II, а также в период Союза Советских Социалистических Республик взаимоотношения нашей страны и иностранцев стояли на первом месте.
В период правления Петра I осуществилась попытка первого законодательного привлечения иностранной рабочей силы в нашу страну - им был издан манифест о привлечении иностранцев на службу в Россию. Во времена правления Екатерины Великой появляется второй нормативный документ, регламентирующий привлечение иностранцев в нашу страну: 22 июля 1763 г. она издала новый манифест о вольностях иностранцев. Если во времена правления Петра I засилье иностранцев носило больше технологический характер, то во времена правления Екатерины II - идеологический характер.
Россия вышла на второе место в мире по числу прибывающих мигрантов (первое место по-прежнему за США). И в ближайшее время поток иностранной рабочей силы в нашу страну будет увеличиваться.
В настоящее время в Российской Федерации, как и во всем мире, существует проблема, связанная с большим количеством иностранной рабочей силы, причем не всегда квалифицированной. Большая часть этой силы находится на территории Российской Федерации на нелегальном положении.
Изменения геополитической обстановки создали условия для устойчивой тенденции к ежегодному увеличению объемов миграции иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации. По данным Федеральной миграционной службы, в 2004 г. на территорию страны въехало более 18 млн. человек, из них около 3 млн. человек остались проживать на ней законно. В основном - выходцы из стран с нестабильной внутриполитической, экономической, экологической, сложной демографической обстановкой.
В 2005 - 2007 гг. на территорию Российской Федерации ежегодно въезжало более 20 млн. человек.
Это серьезно осложняет оперативную ситуацию на территории субъектов Российской Федерации, приводит к росту социальной напряженности, повышению криминальной активности лиц, мигрирующих на территорию страны. Отмечаются случаи формирования этнических организованных преступных групп, их сращивание с российским и зарубежным криминалом. Нелегальные иммигранты на рынке труда создают угрозу экономическим основам национальной безопасности страны. В результате формирования теневого рынка труда значительные финансовые потоки циркулируют вне контроля государства, нанося тем самым финансовые потери стране и создавая социальную напряженность в обществе.
Россия стала участницей мирового рынка труда, который характеризуется растущим экспортом и импортом иностранной рабочей силы. Его масштабы достигли небывалых размеров и определяют, по существу, основную часть международной миграции населения. Так, в 1996 г. численность трудящихся-мигрантов оценивалась западными экспертами в более чем 35 млн. человек против 3,2 млн. в 1960 г. А по оценке ученых, в мире в настоящее время трудящихся-мигрантов и членов их семей насчитывается около 90 млн.
Самый крупный из региональных рынков сложился в Москве. На долю столицы приходится около 20% всех трудовых иммигрантов. На рынке труда Москвы представлен широкий спектр государств, импортирующих рабочую силу. Бесспорным лидером на московском рынке труда является Украина, занимающая первое место и поставляющая ежегодно около трети всех иностранцев-рабочих. Причиной, как правило, служат экономическая ситуация, безденежье, неспособность прокормить семью в странах-импортерах иностранной рабочей силы. Заработная плата в Москве в 3 - 4 раза выше, чем на Украине, а в строительстве даже в 7 - 10 раз. Иностранные рабочие заполняют вакансии, на которые неохотно идут россияне.
В 2008 г. Москва запросила в ФМС России 355 тыс. разрешений на прием на работу иностранных граждан. Но год еще не кончился, а в Москве на сегодня выдано 363 тыс. миграционных карт.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, иностранцы в России сейчас в основном заняты на строительстве (38,7%), в торговле (30,5%) и промышленности (8,7%). В столичном строительном комплексе уверяют, что потребность в рабочих кадрах в этой отрасли к 2015 г. удвоится.
Наряду с ростом легальной трудовой иммиграции, в том числе и из стран дальнего зарубежья (Турции, Китая, Северной и Южной Кореи, бывшей Югославии, Германии, США и др.), в последние годы еще большие масштабы приобрела нелегальная иммиграция. В последние два десятилетия наблюдается неуклонный рост нелегальной миграции во всем мире. В США, например, нелегальных иммигрантов от 2 до 15 млн. человек, в Европе - от 1,3 до 3 млн., в Японии - от 300 тыс. до 1 млн.
По ряду оценок, только в Москве и Московской области в 1997 г. нелегально работали свыше 400 тыс. человек из стран ближнего зарубежья. В 1999 г. в Москве было 72 тыс. зарегистрированных иностранных рабочих и 350 тыс. - незарегистрированных. Москву признали европейской столицей нелегальных рабочих-иммигрантов.
Основными поставщиками нелегальных иммигрантов в Россию являются Украина, Казахстан, Молдавия, Азербайджан, Армения, Таджикистан. Иммигранты из дальнего зарубежья - это выходцы из бедных стран Азии и Африки: экономические иммигранты - китайцы и вьетнамцы; политические иммигранты - беженцы, ищущие убежища в России, - афганцы, жители Сомали, Эфиопии, Анголы и др.
За десять месяцев 2008 г. из 300 тыс. иностранцев, получивших разрешение на работу в Москве, официально трудоустроились 100 тыс. Остальные пополнили ряды нелегальных иммигрантов.
С января 2007 г. иностранцам запрещено торговать лекарствами, алкоголем, другой спиртосодержащей продукцией. К 2009 г. доля приезжих в розничной торговле вообще будет сведена к нулю.
Однако торговая деятельность является далеко не самым главным способом быстрого обогащения иммигрантов. По сообщению заместителя начальника управления по борьбе с организованной преступностью ГУВД Московской области подполковника Александра Кирсанова, в одном только Подмосковье действуют около 60 этнических преступных группировок. По его сведениям, чеченцы и ингуши в Подмосковье совершают ограбления, среднеазиатские организованные преступные группировки занимаются сбытом наркотиков. Схожая картина отмечена в других регионах. В Волгоградской области этнические преступные группировки тоже специализируются в разных сферах: грузинские - совершают квартирные и автомобильные кражи, армянские - распространяют наркотики, азербайджанские - грабят и разбойничают, таджикские - насилуют, узбекские - подделывают документы...
Наплыв преступных элементов из числа мигрантов за последние 15 лет достиг критического уровня.
Еще одна серьезная проблема, связанная с мигрантами, - это здоровье приезжающих рабочих. Главный санитарный врач Москвы Николай Филатов по этому поводу говорит следующее: "Как показывает и доказывает сама жизнь, постоянное пребывание столь большого числа "заморских гостей" ставит под угрозу эпидемиологическую безопасность столицы, здоровье людей... На каждую тысячу мигрантов приходится 8 инфицированных. СПИД, сифилис, туберкулез - список можно продолжить. Почти 65% приезжих заражены различными формами гепатита... За последние 3 года было зафиксировано 6 вспышек инфекционных заболеваний".
Ситуацию усугубляет то, что в действующем законодательстве пока не определен срок получения медицинского освидетельствования. Но, пожалуй, главным законодательным пробелом можно считать отсутствие четких требований к качеству медицинского обследования. Подавляющее большинство приезжающих на работу иностранцев зачастую покупают медицинское освидетельствование в частных клиниках. "А в результате за грифом "Абсолютно здоров" нередко стоят СПИД, сифилис, туберкулез".
Российская Федерация является весьма привлекательным государством для лиц, ищущих убежища. По данным ФМС России, с 1997 г. по 1 февраля 2008 г. в Российской Федерации рассмотрены ходатайства о признании беженцами 23665 иностранных граждан - выходцев из 75 государств мира, 8629 из них были признаны беженцами. За этот период численность беженцев сократилась с 239014 до 456 человек, в основном по причине их интеграции в российское общество путем приобретения российского гражданства либо получения разрешения на постоянное проживание в Российской Федерации. Процент признания беженцами в последние годы составляет в среднем 2 - 8% от всего количества обратившихся. В настоящее время более 70% обратившихся являются выходцами из Афганистана.
Российская Федерация предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства убежище на своей территории в силу обязательств, взятых в связи с присоединением в 1992 г. к Конвенции 1951 г. о статусе беженцев и Протоколу 1967 г.
Процедура определения правового положения лиц, ищущих убежища, предоставление защиты беженцам осуществляются на основании Федерального закона "О беженцах", которым установлен порядок признания иностранных граждан и лиц без гражданства. В настоящее время действует редакция, принятая в 1997 г. с последующими дополнениями и изменениями.
По данным ФМС России, в период с 2001 г. по 1 февраля 2008 г. рассмотрены заявления о предоставлении временного убежища 4108 иностранных граждан и лиц без гражданства - выходцев из 51 государства, 2035 из них было предоставлено временное убежище. В настоящее время на учете территориальных органов ФМС России состоят 1045 человек из 24 государств, имеющих временное убежище, 1005 из них являются выходцами из Афганистана. Процент предоставления временного убежища в последние годы составляет 20 - 40%.
Существует большая проблема - иностранные граждане, ищущие убежища, неравномерно распределены на территории Российской Федерации.
По данным ФМС России, 90% лиц, ищущих убежища, сосредоточены преимущественно в столичном регионе; 62% всех ходатайств в Российской Федерации принимается и рассматривается в г. Москве, 14% - в Московской области, 6% - в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, остальные 18% рассматриваются в 25 субъектах Российской Федерации. Из-за этого в столице имеют место определенные сложности с организацией приема и рассмотрения ходатайств о признании беженцем.
ФМС России разрабатывает проект новой редакции Федерального закона "О беженцах", принятие которого позволит почти в два раза сократить сроки и трудоемкость рассмотрения ходатайства. В законопроекте будет предусмотрена возможность перераспределения лиц, ищущих убежища, по субъектам Российской Федерации. Но пока этот механизм законодательством не предусмотрен, возможно, распределение будет осуществляться путем квотирования, что в любом случае потребует выделения значительных средств из федерального бюджета.
ФМС России оказывает иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища в Российской Федерации, содействие в переселении в третьи страны, в добровольной репатриации на родину.
С 2000 г. по 1 февраля 2008 г. с территории Российской Федерации переселено в третьи страны 2987 человек. С 2003 г. репатриировано на родину 537 человек, в том числе 501 выходец из Афганистана.
Актуальные проблемы иммиграции в России:
- большое количество иностранных граждан на территории России;
- высокий уровень нелегальной иммиграции;
- высокий процент заболеваний среди прибывающих мигрантов;
- неразработанность в должной мере политики интеграции иммигрантов в российское общество.
Причинами негативных тенденций в иммиграции являются:
- Отсутствие целостной государственной миграционной политики. Не существует четкой систематизированной политики для решения всех проблем, связанных с пребыванием иностранных граждан на территории Российской Федерации. В качестве примера можно привести иностранных граждан, ищущих убежища: они неравномерно распределены на территории Российской Федерации. Необходимо принятие федерального закона, который предусматривал бы возможность перераспределения лиц, ищущих убежища, по субъектам Российской Федерации.
- Несовершенство действующего миграционного законодательства. Прежде всего, неадекватность миграционного и трудового законодательства реалиям современного рынка труда, приводящим в совокупности к неэффективности и сбоям миграционной политики в целом. Существование в ощутимых масштабах неформального и теневого секторов экономики, поддерживающих повышенный спрос на низкооплачиваемую рабочую силу.
- Отсутствие эффективной системы социальной поддержки иммиграции. Несмотря на принятое Правительством Российской Федерации Постановление "О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации" от 24 марта 2003 г. N 167, существует проблема практического отсутствия минимально развитой социальной и жилищно-бытовой инфраструктуры.
- Необеспеченность условий для интеграции иммигрантов в российское общество, например возможности отправлять религиозные и культурные потребности, психологически комфортно адаптироваться в новом социуме, ощущать толерантное отношение со стороны российских граждан, а также других необходимых для налаживания нормальной жизни условий.
Решением данных проблем могло бы стать:
- совершенствование государственной социальной и миграционной политики;
- изменение действующего миграционного законодательства;
- эффективное противодействие нелегальной иммиграции;
- привлечение квалифицированных иностранных специалистов в страну;
- интеграция и адаптация иммигрантов в российское общество, а также разработка мер по формированию у населения Российской Федерации толерантного отношения к ним.
Литература
- Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. М.: Новая правовая культура, 2002.
- Трунов И.Л. Права иностранных работников в России. М., 2006.
- Прудников А.С., Самойлов В.Д. Деятельность Федеральной миграционной службы. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2007.
- Рыжов К. Все монархи мира. Россия (600 кратких жизнеописаний). М.: Вече, 2001.
- Микушина М.Н. Труд иностранных граждан в России. Сборник нормативных документов (по состоянию на 20 января 2007 г.). Новосибирск, 2007.
- Хропанюк В.Н. ТГП: Учебное пособие. М., 2001.
- Черданцев А.Ф. ТГП. М., 2001. 432 с.
- В Москве потерялись 200 тысяч иностранцев // Московский комсомолец. 2007.
- Где гуляют 200 тысяч гастарбайтеров? // Москвичка. 2007. N 22(733). 20 - 26 июня.
- Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ.
- Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ.