Мудрый Юрист

Актуальные проблемы иммиграции в Российской Федерации миграционная картина современной России

Симанович Л.Н., декан юридического факультета Серпуховского филиала НИЕВ, кандидат юридических наук.

На протяжении всей истории нашей страны взаимоотношения иностранных работников на территории Руси - России были приоритетным направлением внешней политики государства. В периоды правления Петра I и Екатерины II, а также в период Союза Советских Социалистических Республик взаимоотношения нашей страны и иностранцев стояли на первом месте.

В период правления Петра I осуществилась попытка первого законодательного привлечения иностранной рабочей силы в нашу страну - им был издан манифест о привлечении иностранцев на службу в Россию. Во времена правления Екатерины Великой появляется второй нормативный документ, регламентирующий привлечение иностранцев в нашу страну: 22 июля 1763 г. она издала новый манифест о вольностях иностранцев. Если во времена правления Петра I засилье иностранцев носило больше технологический характер, то во времена правления Екатерины II - идеологический характер.

Россия вышла на второе место в мире по числу прибывающих мигрантов (первое место по-прежнему за США). И в ближайшее время поток иностранной рабочей силы в нашу страну будет увеличиваться.

В настоящее время в Российской Федерации, как и во всем мире, существует проблема, связанная с большим количеством иностранной рабочей силы, причем не всегда квалифицированной. Большая часть этой силы находится на территории Российской Федерации на нелегальном положении.

Изменения геополитической обстановки создали условия для устойчивой тенденции к ежегодному увеличению объемов миграции иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации. По данным Федеральной миграционной службы, в 2004 г. на территорию страны въехало более 18 млн. человек, из них около 3 млн. человек остались проживать на ней законно. В основном - выходцы из стран с нестабильной внутриполитической, экономической, экологической, сложной демографической обстановкой.

В 2005 - 2007 гг. на территорию Российской Федерации ежегодно въезжало более 20 млн. человек.

Это серьезно осложняет оперативную ситуацию на территории субъектов Российской Федерации, приводит к росту социальной напряженности, повышению криминальной активности лиц, мигрирующих на территорию страны. Отмечаются случаи формирования этнических организованных преступных групп, их сращивание с российским и зарубежным криминалом. Нелегальные иммигранты на рынке труда создают угрозу экономическим основам национальной безопасности страны. В результате формирования теневого рынка труда значительные финансовые потоки циркулируют вне контроля государства, нанося тем самым финансовые потери стране и создавая социальную напряженность в обществе.

Россия стала участницей мирового рынка труда, который характеризуется растущим экспортом и импортом иностранной рабочей силы. Его масштабы достигли небывалых размеров и определяют, по существу, основную часть международной миграции населения. Так, в 1996 г. численность трудящихся-мигрантов оценивалась западными экспертами в более чем 35 млн. человек против 3,2 млн. в 1960 г. А по оценке ученых, в мире в настоящее время трудящихся-мигрантов и членов их семей насчитывается около 90 млн.

Самый крупный из региональных рынков сложился в Москве. На долю столицы приходится около 20% всех трудовых иммигрантов. На рынке труда Москвы представлен широкий спектр государств, импортирующих рабочую силу. Бесспорным лидером на московском рынке труда является Украина, занимающая первое место и поставляющая ежегодно около трети всех иностранцев-рабочих. Причиной, как правило, служат экономическая ситуация, безденежье, неспособность прокормить семью в странах-импортерах иностранной рабочей силы. Заработная плата в Москве в 3 - 4 раза выше, чем на Украине, а в строительстве даже в 7 - 10 раз. Иностранные рабочие заполняют вакансии, на которые неохотно идут россияне.

В 2008 г. Москва запросила в ФМС России 355 тыс. разрешений на прием на работу иностранных граждан. Но год еще не кончился, а в Москве на сегодня выдано 363 тыс. миграционных карт.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, иностранцы в России сейчас в основном заняты на строительстве (38,7%), в торговле (30,5%) и промышленности (8,7%). В столичном строительном комплексе уверяют, что потребность в рабочих кадрах в этой отрасли к 2015 г. удвоится.

Наряду с ростом легальной трудовой иммиграции, в том числе и из стран дальнего зарубежья (Турции, Китая, Северной и Южной Кореи, бывшей Югославии, Германии, США и др.), в последние годы еще большие масштабы приобрела нелегальная иммиграция. В последние два десятилетия наблюдается неуклонный рост нелегальной миграции во всем мире. В США, например, нелегальных иммигрантов от 2 до 15 млн. человек, в Европе - от 1,3 до 3 млн., в Японии - от 300 тыс. до 1 млн.

По ряду оценок, только в Москве и Московской области в 1997 г. нелегально работали свыше 400 тыс. человек из стран ближнего зарубежья. В 1999 г. в Москве было 72 тыс. зарегистрированных иностранных рабочих и 350 тыс. - незарегистрированных. Москву признали европейской столицей нелегальных рабочих-иммигрантов.

Основными поставщиками нелегальных иммигрантов в Россию являются Украина, Казахстан, Молдавия, Азербайджан, Армения, Таджикистан. Иммигранты из дальнего зарубежья - это выходцы из бедных стран Азии и Африки: экономические иммигранты - китайцы и вьетнамцы; политические иммигранты - беженцы, ищущие убежища в России, - афганцы, жители Сомали, Эфиопии, Анголы и др.

За десять месяцев 2008 г. из 300 тыс. иностранцев, получивших разрешение на работу в Москве, официально трудоустроились 100 тыс. Остальные пополнили ряды нелегальных иммигрантов.

С января 2007 г. иностранцам запрещено торговать лекарствами, алкоголем, другой спиртосодержащей продукцией. К 2009 г. доля приезжих в розничной торговле вообще будет сведена к нулю.

Однако торговая деятельность является далеко не самым главным способом быстрого обогащения иммигрантов. По сообщению заместителя начальника управления по борьбе с организованной преступностью ГУВД Московской области подполковника Александра Кирсанова, в одном только Подмосковье действуют около 60 этнических преступных группировок. По его сведениям, чеченцы и ингуши в Подмосковье совершают ограбления, среднеазиатские организованные преступные группировки занимаются сбытом наркотиков. Схожая картина отмечена в других регионах. В Волгоградской области этнические преступные группировки тоже специализируются в разных сферах: грузинские - совершают квартирные и автомобильные кражи, армянские - распространяют наркотики, азербайджанские - грабят и разбойничают, таджикские - насилуют, узбекские - подделывают документы...

Наплыв преступных элементов из числа мигрантов за последние 15 лет достиг критического уровня.

Еще одна серьезная проблема, связанная с мигрантами, - это здоровье приезжающих рабочих. Главный санитарный врач Москвы Николай Филатов по этому поводу говорит следующее: "Как показывает и доказывает сама жизнь, постоянное пребывание столь большого числа "заморских гостей" ставит под угрозу эпидемиологическую безопасность столицы, здоровье людей... На каждую тысячу мигрантов приходится 8 инфицированных. СПИД, сифилис, туберкулез - список можно продолжить. Почти 65% приезжих заражены различными формами гепатита... За последние 3 года было зафиксировано 6 вспышек инфекционных заболеваний".

Ситуацию усугубляет то, что в действующем законодательстве пока не определен срок получения медицинского освидетельствования. Но, пожалуй, главным законодательным пробелом можно считать отсутствие четких требований к качеству медицинского обследования. Подавляющее большинство приезжающих на работу иностранцев зачастую покупают медицинское освидетельствование в частных клиниках. "А в результате за грифом "Абсолютно здоров" нередко стоят СПИД, сифилис, туберкулез".

Российская Федерация является весьма привлекательным государством для лиц, ищущих убежища. По данным ФМС России, с 1997 г. по 1 февраля 2008 г. в Российской Федерации рассмотрены ходатайства о признании беженцами 23665 иностранных граждан - выходцев из 75 государств мира, 8629 из них были признаны беженцами. За этот период численность беженцев сократилась с 239014 до 456 человек, в основном по причине их интеграции в российское общество путем приобретения российского гражданства либо получения разрешения на постоянное проживание в Российской Федерации. Процент признания беженцами в последние годы составляет в среднем 2 - 8% от всего количества обратившихся. В настоящее время более 70% обратившихся являются выходцами из Афганистана.

Российская Федерация предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства убежище на своей территории в силу обязательств, взятых в связи с присоединением в 1992 г. к Конвенции 1951 г. о статусе беженцев и Протоколу 1967 г.

Процедура определения правового положения лиц, ищущих убежища, предоставление защиты беженцам осуществляются на основании Федерального закона "О беженцах", которым установлен порядок признания иностранных граждан и лиц без гражданства. В настоящее время действует редакция, принятая в 1997 г. с последующими дополнениями и изменениями.

По данным ФМС России, в период с 2001 г. по 1 февраля 2008 г. рассмотрены заявления о предоставлении временного убежища 4108 иностранных граждан и лиц без гражданства - выходцев из 51 государства, 2035 из них было предоставлено временное убежище. В настоящее время на учете территориальных органов ФМС России состоят 1045 человек из 24 государств, имеющих временное убежище, 1005 из них являются выходцами из Афганистана. Процент предоставления временного убежища в последние годы составляет 20 - 40%.

Существует большая проблема - иностранные граждане, ищущие убежища, неравномерно распределены на территории Российской Федерации.

По данным ФМС России, 90% лиц, ищущих убежища, сосредоточены преимущественно в столичном регионе; 62% всех ходатайств в Российской Федерации принимается и рассматривается в г. Москве, 14% - в Московской области, 6% - в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, остальные 18% рассматриваются в 25 субъектах Российской Федерации. Из-за этого в столице имеют место определенные сложности с организацией приема и рассмотрения ходатайств о признании беженцем.

ФМС России разрабатывает проект новой редакции Федерального закона "О беженцах", принятие которого позволит почти в два раза сократить сроки и трудоемкость рассмотрения ходатайства. В законопроекте будет предусмотрена возможность перераспределения лиц, ищущих убежища, по субъектам Российской Федерации. Но пока этот механизм законодательством не предусмотрен, возможно, распределение будет осуществляться путем квотирования, что в любом случае потребует выделения значительных средств из федерального бюджета.

ФМС России оказывает иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища в Российской Федерации, содействие в переселении в третьи страны, в добровольной репатриации на родину.

С 2000 г. по 1 февраля 2008 г. с территории Российской Федерации переселено в третьи страны 2987 человек. С 2003 г. репатриировано на родину 537 человек, в том числе 501 выходец из Афганистана.

Актуальные проблемы иммиграции в России:

Причинами негативных тенденций в иммиграции являются:

  1. Отсутствие целостной государственной миграционной политики. Не существует четкой систематизированной политики для решения всех проблем, связанных с пребыванием иностранных граждан на территории Российской Федерации. В качестве примера можно привести иностранных граждан, ищущих убежища: они неравномерно распределены на территории Российской Федерации. Необходимо принятие федерального закона, который предусматривал бы возможность перераспределения лиц, ищущих убежища, по субъектам Российской Федерации.
  2. Несовершенство действующего миграционного законодательства. Прежде всего, неадекватность миграционного и трудового законодательства реалиям современного рынка труда, приводящим в совокупности к неэффективности и сбоям миграционной политики в целом. Существование в ощутимых масштабах неформального и теневого секторов экономики, поддерживающих повышенный спрос на низкооплачиваемую рабочую силу.
  3. Отсутствие эффективной системы социальной поддержки иммиграции. Несмотря на принятое Правительством Российской Федерации Постановление "О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации" от 24 марта 2003 г. N 167, существует проблема практического отсутствия минимально развитой социальной и жилищно-бытовой инфраструктуры.
  4. Необеспеченность условий для интеграции иммигрантов в российское общество, например возможности отправлять религиозные и культурные потребности, психологически комфортно адаптироваться в новом социуме, ощущать толерантное отношение со стороны российских граждан, а также других необходимых для налаживания нормальной жизни условий.

Решением данных проблем могло бы стать:

  1. совершенствование государственной социальной и миграционной политики;
  2. изменение действующего миграционного законодательства;
  3. эффективное противодействие нелегальной иммиграции;
  4. привлечение квалифицированных иностранных специалистов в страну;
  5. интеграция и адаптация иммигрантов в российское общество, а также разработка мер по формированию у населения Российской Федерации толерантного отношения к ним.

Литература

  1. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. М.: Новая правовая культура, 2002.
  2. Трунов И.Л. Права иностранных работников в России. М., 2006.
  3. Прудников А.С., Самойлов В.Д. Деятельность Федеральной миграционной службы. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2007.
  4. Рыжов К. Все монархи мира. Россия (600 кратких жизнеописаний). М.: Вече, 2001.
  5. Микушина М.Н. Труд иностранных граждан в России. Сборник нормативных документов (по состоянию на 20 января 2007 г.). Новосибирск, 2007.
  6. Хропанюк В.Н. ТГП: Учебное пособие. М., 2001.
  7. Черданцев А.Ф. ТГП. М., 2001. 432 с.
  8. В Москве потерялись 200 тысяч иностранцев // Московский комсомолец. 2007.
  9. Где гуляют 200 тысяч гастарбайтеров? // Москвичка. 2007. N 22(733). 20 - 26 июня.
  10. Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ.
  11. Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ.