Мудрый Юрист

Влияние миграционных процессов на динамику и уровень преступности (по материалам липецкой области)

Дук Ю.И., старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса ЕГУ им. И.А. Бунина.

Сущность сложных социальных процессов и их криминологическое значение могут быть правильно поняты лишь с учетом положений целого комплекса смежных научных дисциплин. Среди этих наук важное место принадлежит демографии - науке о населении.

Действительно, демографические процессы стоят сейчас очень остро, если не сказать катастрофически. За 2004 - 2005 гг. население России сократилось на 1,7 млн. человек, и ученые предрекают, что через полвека население России может сократиться на треть, так как практически четырнадцатый год подряд число умерших превышает число родившихся. В то же время средняя смертность у нас составляет 16 человек на 1 тыс. населения, причем мужская смертность в 4 раза выше, что в основном связывают с алкоголизмом. Существуют проблемы с трудоспособностью, 60% населения у нас в стране - это старики, дети и инвалиды <1>.

<1> Соколов М. Как не потерять 20 миллионов? // Российская газета. 2005. 22 декабря.

Отрицательные последствия социально-демографических процессов представляют собой различного рода производные от этих процессов социальные явления (факты, обстоятельства), которые во взаимодействии с другими явлениями могут порождать антиобщественное поведение, способствовать правонарушениям или затруднять борьбу с преступностью либо осложнять работу по предупреждению преступлений и иных нарушений закона.

Эти отрицательные последствия могут возникать (а также складываться) на всех уровнях: индивидуальном, групповом и, наконец, на уровне общества в целом. По своему характеру отрицательные последствия могут быть: экономическими, демографическими, социальными (в узком смысле слова), культурными, организационными, психологическими и т.д.

Цепь явлений, связывающих социально-демографические процессы и преступность, состоит, как правило, из многих звеньев, которые в определенной последовательности соединяются в "криминогенный механизм" <2>.

<2> Бабаев М.М. Теоретические основы криминологического исследования социально-демографических процессов в СССР: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1975. С. 36.

Важная задача криминологической науки состоит в выяснении механизма криминогенного действия отрицательных последствий социально-демографических процессов. Демографические процессы - лишь часть общего комплекса социальных процессов современности. Соответственно, отрицательные последствия демографических процессов представляют собой только часть комплекса обстоятельств, влияющих на обстоятельства, динамику и структуру преступности.

Интенсивные социально-демографические процессы с их разнообразными отрицательными последствиями оказывают двоякое воздействие на объективные и субъективные элементы социальной жизни, с которыми связаны возникновение антиобщественных поступков и изменения в динамике преступности. Среди комплекса этих явлений и процессов интерес вызывает процесс миграции населения.

Во-первых, своим сложным содержанием, многоплановостью, характером социальной обусловленности, наконец, своей структурой миграция населения выделяется среди других демографических процессов (рождаемости и смертности, урбанизации и динамики населения и др.). Следовательно, анализ миграции населения дает в руки исследователю не только достаточно большой по объему, но и чрезвычайно разнообразный по существу материал, что особенно важно для обоснования самых широких криминологических выводов.

Во-вторых, процессы миграции населения сами являются причиной, приводящей к изменениям в динамике и характере течения других демографических процессов.

В-третьих, последствия миграции населения, изменения, наступающие в связи с этим процессом, затрагивают самые разнообразные сферы жизни общества (экономическую, организационно-управленческую, социально-психологическую, социально-культурную и т.д.). Поэтому с помощью анализа данного процесса криминология получает информацию, которая будет полезна при изучении многих основных проблем этой науки.

Анализ статистики преступлений в нашей стране показал, что в конце прошлого столетия и в начале нового тысячелетия постоянно наблюдается тенденция роста количества преступлений, совершаемых на территории России иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Согласно статистическим данным Главного информационного аналитического центра МВД России, за период с 1991 по 2006 г. число зарегистрированных преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, выросло с 308 до 53000.

Таблица N 1 <3>

<3> Состояние преступности в России. М.: ГИЦ МВД РФ, 2006.

Динамика роста зарегистрированных преступлений, совершаемых в России иностранными гражданами и лицами без гражданства (за 1991 - 2006 гг.)

 1991
 1992 
 1993 
 1994 
 1995 
 1996 
 1997 
 1998 
 1999 
 2000 
 2001 
 2002 
 2003 
 2004 
 2005 
 2006
 308 
 2675 
17302 
21107 
32285 
37065 
27953 
31000 
32286 
35120 
37166 
35712 
40570 
48927 
51145 
53000

М.М. Бабаев утверждает, что "существует устойчивая связь между показателями миграции населения и преступностью (коэффициент корреляции равен 0,72). Области и края РСФСР с высокими показателями интенсивности миграции населения отличаются чаще всего и повышенными показателями преступности. Однако какие-либо жесткие пропорции между показателями миграции населения и преступности отсутствуют. Ведь если бы связь между показателями миграции населения и преступности была однозначной и прямолинейной, следовало бы заключить, что преступность определяется одним-единственным или явно преобладающим фактором - миграцией населения. В общем комплексе (или, точнее, системе) причин преступности отрицательным последствиям миграции населения принадлежит место одного из факторов, роль которого зависит от интенсивности проявления других факторов. Действие последних может как бы суммироваться с действием миграции, усиливая ее криминогенное влияние. Одновременно иные, положительные факторы могут нейтрализовать или смягчать отрицательные потенции данного явления, и тогда статистическая связь между миграцией и преступностью не обнаруживается" <4>.

<4> Бабаев М.М. Теоретические основы криминологического исследования социально-демографических процессов в СССР: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1975. С. 44 - 45.

В целом по своему характеру и содержанию условия микросреды мигрантов и постоянных жителей существенным образом не различаются. Однако интенсивность влияния этих отрицательных источников более высока у мигрантов, поскольку по сравнению с постоянными жителями они проводят значительно больше времени в сфере неблагоприятных влияний.

В качестве общих выводов подчеркивается, что по основным социально-демографическим и уголовно-правовым признакам личности и по условиям социальной микросреды преступники-мигранты (по сравнению с преступниками - постоянными жителями) представляют в целом более криминогенный контингент. Подтверждена необходимость дифференцированного подхода к комплексу факторов социальной среды мигрантов и постоянных жителей. Разграничение здесь идет главным образом по признаку интенсивности действия тех или иных негативных показателей, дающему основания определить, что условия социальной среды у них хуже, чем у постоянных жителей: с одной стороны, люди на новом месте, как правило, в силу объективных причин оказываются в худших условиях, чем постоянные жители. Что касается уровня преступности мигрантов по территории страны, то он неравномерен, в том числе и внутри регионов.

Существование различий в уровне преступности в разных местностях страны не только объяснимо, но и закономерно. Преступность как социально детерминированное явление зависит от характера условий социальной жизни, складывающихся в том или ином регионе, и "чутко реагирует" на всякие изменения и различия в этих условиях.

Значительные потоки мигрантов оказывают существенное влияние на криминологическую ситуацию соответствующих районов, создают дополнительные трудности для оперативно-профилактической деятельности правоохранительных органов.

Преступность мигрантов характеризуется высокой латентностью. Она фиксируется именно как преступность мигрантов только в случае раскрытия преступлений и обнаружения виновных лиц, т.е. после того, как устанавливается, что виновный - мигрант.

Вклад мигрантов в преступность разных регионов различен. Сверхкрупные города с их широким спектром возможностей всегда были наиболее привлекательны для приезжих. В Москве, например, доля приезжих среди всех преступников достигает почти 1/3 <5>.

<5> Долгова А.И. Криминология. М., 2004. С. 340.

Анализируя сведения о преступлениях, связанных с иностранными гражданами и лицами без гражданства по субъектам ЦФО (таблица N 2), видно, что наибольшее количество преступлений совершается мигрантами в Москве и Московской области. Удельный вес преступлений, совершенных мигрантами, в исследуемом периоде в данных субъектах колеблется от 0,7% до 21%. Это подтверждает выводы о привлекательности крупных и сверхкрупных городов для мигрантов. В остальных субъектах ЦФО этот показатель колеблется от 0,3% до 3,4%, причем наивысший показатель 3,4% был зафиксирован в 2005 г. в Липецкой области. Данный показатель превышает общероссийский на 0,4%.

Таблица N 2 <6>

<6> Отдел статистической работы Управления координации и анализа ГУ МВД России по ЦФО. М., 2005.

Сведения о преступлениях, связанных с иностранными гражданами и лицами без гражданства, по субъектам ЦФО

                    Преступления совершены                 
иностранными гражданами и лицами без гражданства
 2003 
  Удельный  
вес в числе
расследуемых
преступлений
 2004 
  Удельный  
вес в числе
расследуемых
преступлений
 2005 
  Удельный  
вес в числе
расследуемых
преступлений
ЦФО              
20 999
     3,9    
25 703
     3,2    
25 412
     7,6    
Белгородская обл.
   320
     1,6    
   358
     2,9    
   386
     2,9    
Брянская обл.    
    99
     0,3    
   294
     2,0    
   343
     2,2    
Владимирская обл.
   155
     0,5    
   219
     1,5    
   273
     1,6    
Воронежская обл. 
   247
     0,6    
   327
     1,3    
   425
     2,0    
Ивановская обл.  
    83
     0,3    
   193
     1,7    
   185
     1,6    
Калужская обл.   
   236
     1,3    
   265
     2,5    
   373
     2,8    
Костромская обл. 
    48
     0,3    
    81
     1,4    
    95
     1,4    
Курская обл.     
   177
     0,9    
   430
     3,2    
   367
     2,6    
Липецкая обл.    
   176
     1,2    
   176
     2,2    
   326
     3,4    
г. Москва        
15 718
     7,6    
16 306
    21,1    
14 026
    17,8    
Московская обл.  
   559
     0,7    
 5 592
    17,6    
 6 743
    13,5    
Орловская обл.   
   109
     0,6    
    94
     1,1    
   152
     1,9    
Рязанская обл.   
    91
     0,7    
   181
     2,4    
   227
     2,6    
Смоленская обл.  
   239
     1,1    
   232
     2,3    
   394
     3,1    
Тамбовская обл.  
    65
     0,4    
   194
     1,7    
   117
     0,9    
Тверская обл.    
   190
     0,6    
   299
     2,3    
   354
     2,7    
Тульская обл.    
   167
     0,9    
   213
     1,8    
   265
     2,0    
Ярославская обл. 
   249
     0,8    
   205
     1,8    
   361
     2,5    
Россия           
40 570
     1,4    
48 927
     3,1    
51 145
     3,0    

Липецкая область относится к числу регионов, располагающих значительным экономическим потенциалом, и занимает лидирующие позиции среди других субъектов Российской Федерации в экономическом развитии. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 782 на территории области создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа. Планируется создание свыше 50 производств, где наряду с российскими участниками инвесторами выступят представители Швеции, Италии, Германии, Турции, Финляндии, Австрии, Бельгии, Нидерландов, Словении, Южной Кореи. Такое положение способствует притоку значительного количества иностранных граждан и лиц без гражданства в область.

Анализ заявленных мигрантами целей въезда в страну позволяет сделать вывод, что основная масса иностранных граждан не указывает истинных целей въезда. По данным 2005 г., зарегистрированных в Липецкой области иностранцев с частными целями въехало 55% (9886 человек), 25% (4450 человек) - для временного проживания и лишь 5% (902 человека) - в целях осуществления трудовой деятельности. Многие иностранцы, въезжающие на территорию России на законных основаниях, по истечении срока действия визы и регистрации фактически переходят в категорию нелегалов. В 2005 г. к административной ответственности в области за нарушение режима пребывания было привлечено 6516 человек. Больше всего нарушений режима пребывания допускают граждане Узбекистана, Азербайджана, Молдовы, Украины, Таджикистана, Грузии, среди представителей стран дальнего зарубежья лидируют граждане Вьетнама и Турции.

Большая часть нелегальных мигрантов участвует в трудовой деятельности в строительстве, сфере услуг и сельском хозяйстве. Менее всего их занято в промышленности. Указанными действиями наносится ущерб экономике области. Оценочная численность нелегальных мигрантов за 2005 г. составила 31 тыс. человек. Если считать, что 65% из них находятся в трудоспособном возрасте и осуществляют трудовую деятельность, то потери бюджетов всех уровней за 2005 г. составили оценочно 315 млн. руб. Нелегальная миграция развращает работодателей, эксплуатирующих нелегальных иностранных работников. Извлекая сверхприбыль, такой работодатель не соблюдает трудовое законодательство, не обеспечивает медицинское и социальное страхование, соответствующие бытовые условия, не заинтересован в поддержании на должном уровне охраны труда, не повышает уровень механизации труда, не всегда вовремя и в полном объеме выплачивает заработанную плату, чем ставит работников в бесправное положение. Извлекая незаконную прибыль, уходя от уплаты налогов, работодатель тем самым вовлекается в преступную среду, и у него появляется заинтересованность в осуществлении нелегальной миграции. В области существуют многочисленные диаспоры: азербайджанская, армянская, дагестанская и чечено-ингушская. Численность диаспор непостоянна. Так, например, численность азербайджанской диаспоры в области составляет около 17 тыс. человек. Для каждой из национальных диаспор в той или иной мере характерна своя сфера экономической деятельности. Так, армяне и грузины заняты в сфере торговли и услуг (магазины, кафе, рестораны, казино, ремонт автомобилей и т.д.). Азербайджанцы - в сфере торговли (рынки). Чеченцы и ингуши в большинстве своем заняты в сельскохозяйственном бизнесе. Дагестанцы и осетины внедрились в большой сектор экономики, начиная с бюджетной сферы и заканчивая бизнесом. Представители таджикской диаспоры ярко выраженной сферы деятельности не имеют. Они в основном привлекаются к неквалифицированному труду в строительстве и сельском хозяйстве. Практически все диаспоры поддерживают связь с этнической родиной, но наиболее интенсивно - азербайджанцы, дагестанцы, чеченцы и ингуши. По данным 2005 г., официальные трудовые мигранты составляют всего 0,2% от общего числа трудоспособного населения области и не оказывают существенного влияния на рынок труда. Кроме того, в области около 100 тыс. граждан в трудоспособном возрасте не работают. Результаты проводившихся УФМС России в Липецкой области проверок показывают, что в наибольшей степени массовое незаконное привлечение иностранной рабочей силы осуществляется в строительстве и сельском хозяйстве. Так, проверки выявили 242 нелегала в строительных организациях и 86 - в сельскохозяйственных <7>.

<7> Трубачевский А.А. Особенности миграционных процессов на территории Липецкой области // Проблемы обеспечения национальной безопасности в контексте миграционных процессов и борьбы с терроризмом: Материалы Международной научно-практической конференции (октябрь 2006 г.). Елец, 2006.

Согласно статистическим данным УВД Липецкой области, в 2005 г. криминогенная обстановка, связанная с иностранными гражданами, на территории области значительно осложнилась. Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, составило 326 (+85% к 2004 г.). 59 уголовных дел возбуждено в связи с использованием поддельных миграционных карт, 119 (почти вдвое к 2004 г.) - кражей. Иностранцами совершено 3 убийства, 9 преступлений, связанных с причинением тяжкого вреда здоровью, 11 грабежей, 4 разбоя. Количество участвовавших в преступных деяниях иностранных граждан и лиц без гражданства также возросло до 276 (+81,6% к 2004 г.). В 2006 г. из 19 570 преступлений, зарегистрированных в области, иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 306 преступлений, удельный вес составил 1,5%, за 11 месяцев 2007 г. совершено 252 преступления, и удельный вес составил 1,4%. Налицо общее снижение уровня преступности иностранных граждан и лиц без гражданства.

Таблица N 3 <8>

<8> Статистические данные УВД Липецкой области.

Структура преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Липецкой области

     2005 г.     
     2006 г.    
11 месяцев 2007 г.
Убийство           
        3        
        4       
         3        
Причинение тяжкого 
вреда здоровью
        9        
       11       
        10        
Изнасилование      
        2        
        -       
         5        
Кражи              
      110        
      130       
        63        
Грабежи            
       11        
       12       
        15        
Разбои             
        4        
        4       
        13        
Хулиганство        
        2        
        2       
         1        
Незаконный оборот  
наркотиков
       11        
       18       
        21        

Однако это снижение справедливо только для краж. Имеет место рост грабежей, разбоев, изнасилований и преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.

Подтверждение наших выводов мы нашли в исследованиях П.Н. Кобца, который утверждает, что с каждым годом увеличивается число и удельный вес особо тяжких преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства. Это указывает на значительную криминогенную опасность иностранных граждан и лиц без гражданства. Это обстоятельство негативно влияет на общее состояние криминогенной обстановки в РФ, требует особого внимания со стороны правоохранительных органов, осуществляющих профилактику преступности. Сохраняется негативная тенденция роста преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства в состоянии алкогольного опьянения. Наибольшую тревогу вызывает рост числа преступлений, связанных с наркотиками и сильнодействующими веществами, динамика которых носит просто угрожающий характер <9>.

<9> Кобец П.Н. Теоретические основы предупреждения преступлений иностранных граждан и лиц без гражданства в федеральных округах Российской Федерации: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2006. С. 124.

Риторический вопрос, миграция - это благо или зло для России, не имеет однозначного ответа. Точнее, на обе составляющие этого вопроса ответ один - да. Отсюда вытекает необходимость дифференцированного подхода к оценке проблемы миграции. В условиях резко ухудшившейся демографической ситуации миграцию можно рассматривать как один из способов решения демографической проблемы. Поэтому миграционная политика должна быть направлена на стимулирование притока трудоспособного населения с достаточно высоким уровнем образования и квалификации. Одновременно эта политика должна поставить плотный правовой и организационный заслон той стороне миграции, которая несет в себе элементы негативизма: обострению социальной напряженности, осложнению криминогенной ситуации и крайней форме ее проявления - преступности <10>.

<10> Бышевский Ю.Ю. Миграция как криминологическая проблема: Монография. Ставрополь: ГОУВПО "СевКавГТУ", 2007. С. 36, 37.

Нам кажется, что поклонники точки зрения о том, что мигранты - пока основной источник исправления демографических проблем, глубоко заблуждаются в своей позиции. Последние события во Франции в конце 2005 г. и ноябре 2007 г. должны были существенно умерить их пыл, хотя среди экспертов и демографов есть и такие, которые категорически утверждают, что в России такого быть не может, как в свое время считали, что у нас не может быть ни наркомании, ни организованной преступности.

Между тем данные ВЦИОМ по результатам проведенного исследования среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга свидетельствуют о том, что 62% россиян в этих городах считают возможным повторение французских событий не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах России (эти вопросы привлекли внимание практически 100% жителей Москвы и Санкт-Петербурга). Особенно интересно то обстоятельство, что события во Франции существенно повлияли на отношение россиян к вопросам миграции. Так, в период, предшествующий французским событиям (2005 г.), каждый второй россиянин считал явление притока рабочей силы к нам из-за рубежа положительным явлением, сейчас так считает только каждый третий <11>.

<11> Там же. С. 40, 41.

Проблема миграционных процессов, происходящих в России, заключается в том, что на сегодняшний день основную массу мигрантов составляют люди с очень низким образовательным и профессиональным уровнем. Это выходцы из Китая, Средней Азии и Закавказья. Первые "бегут" в Россию от перенаселения, вторые - от нищеты.

По словам заместителя директора ФМС РФ Вячеслава Поставнина, "с начала 2007 г. миграционный учет в России прошли 2,5 млн. иностранных граждан. Разрешение на трудовую деятельность получили 850 тыс. человек. Для сравнения: за весь 2006 г. было выдано всего 650 тыс. таких разрешений". В. Поставнин также отметил, что "в Москве с начала 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 года число лиц, вставших на миграционный учет, увеличилось в три раза. Большинство среди официально оформивших свою трудовую деятельность - выходцы из Таджикистана, Китая, Украины, Турции".

На наш взгляд, увеличение потока неконтролируемой трудовой миграции с низким образовательным и профессиональным уровнем особенно способствует возникновению в этой среде криминалитета. В этой связи следует более четко определить порядок и положения, регулирующие выдачу подтверждений на право трудовой деятельности иностранным физическим лицам; создать единую базу данных таких лиц, а также предприятий, привлекающих на работу иностранцев. Необходимо предусмотреть ответственность предпринимателей, привлекающих иностранную рабочую силу, за невыполнение условий договоров, создания необходимых условий проживания, контроля за перемещением и сроками пребывания иностранных рабочих на территории России.