Мудрый Юрист

Правила хранения и особенности учета наркотических средств и психотропных веществ

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 12

(Окончание. Начало см. "Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение" 2009, N 11)

В целях упорядочения учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ Минздравом издан Приказ от 12.11.1997 N 330 (далее - Приказ Минздрава РФ N 330). Данным Приказом, в частности, утверждены Правила хранения и учета наркотических средств, психотропных веществ и специальных рецептурных бланков в ЛПУ (далее - Правила хранения и учета в ЛПУ) и Правила хранения и учета наркотических средств и психотропных веществ в аптеках (далее - Правила хранения и учета в аптеках). В предыдущем номере журнала были рассмотрены правила хранения и учета наркотических препаратов в ЛПУ. В продолжение заявленной темы ознакомимся с правилами хранения, учета и списания специальных рецептурных бланков в ЛПУ и наркотических препаратов в аптеках.

Специальные рецептурные бланки и правила их учета в ЛПУ

Форма "Специальный рецептурный бланк на наркотическое средство и психотропное вещество" (далее - специальный рецептурный бланк) и Инструкция по его заполнению утверждены Приказом Минздравсоцразвития России N 110 <*>. Однако до настоящего времени разрешен к применению бланк учетной формы 148-1/у-04(л), установленный Приказом Минздрава России N 328 <**>, который утратил силу.

<*> Приказ Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания".
<**> Приказ Минздрава России от 23.08.1999 N 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)".

Сначала, учитывая, что новая форма бланка не отличается от ранее утвержденной, Минздравсоцразвития продлило срок использования в ЛПУ рецептурного бланка учетной формы 148-1/у-04(л) Письмом от 15.08.2007 N 6155-ВС до 31.12.2007, Письмами от 26.11.2007 N 8718-ВС и от 24.06.2008 N 4423-РХ - до 01.07.2008 и до 31.12.2008 соответственно.

В 2009 г. в Письме от 02.02.2009 N 25-1/10/2-506 Минздравсоцразвития указало, что дальнейшее продление сроков использования старых образцов рецептурных бланков является нецелесообразным. При этом Министерство отметило, что в связи с отсутствием централизованного запаса специальных рецептурных бланков на наркотическое средство и психотропное вещество допускается использование ранее утвержденных образцов указанных бланков, и предложило довести данную информацию до сведения всех руководителей территориальных органов управления здравоохранением и фармацевтической деятельностью, ЛПУ, аптечных учреждений (организаций) и других организаций, связанных с обращением лекарственных средств.

В соответствии с п.п. 10 и 11 Правил хранения и учета в ЛПУ специальные рецептурные бланки при поступлении в ЛПУ принимаются комиссией, назначенной руководителем учреждения. Приходуются они на основании акта приемной комиссии путем регистрации в пронумерованном, прошнурованном, опломбированном и скрепленном подписью руководителя журнале учета бланков. Его форма также утверждена Приказом Минздравсоцразвития России N 110. В журнале отражаются следующие обязательные реквизиты и показатели:

Вместе с этим специальные рецептурные бланки учитываются на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке 1 руб. за 1 бланк. Списание израсходованных, а также испорченных бланков строгой отчетности производится по Акту о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816) (п. 263 Инструкции N 148н <*>).

<*> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

При этом получение, хранение, учет и отпуск специальных рецептурных бланков осуществляются ответственным лицом, которое назначается приказом руководителя учреждения, а проверка состояния их хранения, учета и расходования - постоянно действующей комиссией (п. 11 Правил хранения и учета в ЛПУ).

Запас специальных рецептурных бланков установленного образца в ЛПУ на текущие нужды не может превышать месячной потребности. Храниться этот запас должен в закрытом и опломбированном сейфе, ключ от которого должен находиться у руководителя учреждения или лица, уполномоченного приказом по учреждению (п.п. 12, 13 Правил хранения и учета в ЛПУ).

Внимание! Лечащему врачу разрешается выдавать единовременно не более 10 специальных рецептурных бланков. Количество выписываемых наркотических препаратов должно указываться в рецепте прописью (п.п. 11, 12 Правил хранения и учета в ЛПУ). Ответственность за рациональное использование и сохранность рецептурных бланков несет руководитель ЛПУ (п. 14 Правил хранения и учета в ЛПУ).

Пример. Учреждением здравоохранения в рамках централизованного обеспечения получены специальные рецептурные бланки в количестве 200 шт. на сумму 2500 руб. В течение месяца материально ответственное лицо (МОЛ) выдало врачу Петровой В.Г. 10 рецептов, два из которых она выписала онкологическим больным для приобретения лекарственных препаратов. Расчеты производились за счет бюджетных средств. Цифры в примере условные.

В бухгалтерском учете будут отражены следующие проводки:

Содержание операции                 
Дебет         
Кредит        
Сумма,
руб.
Отражены расходы по приобретению    
специальных рецептурных бланков
1 401 01 226  
1 302 09 730  
2500  
Приняты к забалансовому учету       
рецептурные бланки (200 шт. x
1 руб.)
03            
(МОЛ)
200   
Произведена оплата поставщику       
стоимости полученных бланков
1 302 09 830  
1 304 05 226  
2500  
Выданы специальные рецептурные      
бланки врачу Петровой В.Г.
(10 шт. x 2 руб.)
03            
(Петрова В.Г.)
03            
(МОЛ)
20    
Списаны специальные рецептурные     
бланки, выданные онкологическим
больным (12 шт. x 2 руб.)
03            
(Петрова В.Г.)
4     

Правила хранения и учета наркотических препаратов в аптеках

Согласно п. 5 Правил хранения и учета в аптеках основной запас наркотических препаратов в аптеках, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, не должен превышать месячной потребности. Хранится он в сейфе, находящемся в специальной материальной комнате. На внутренней стороне дверцы сейфа крепится список с указанием высших разовых и суточных доз (п. 1 Правил хранения и учета в аптеках). Ключи от сейфа в течение рабочего времени находятся у провизора-технолога. После окончания рабочего дня сейф опечатывается (пломбируется), а ключи от него, печать и пломбир передаются уполномоченному материально ответственному лицу, которое по окончании работы запирает материальную комнату, где находится сейф. Причем на окнах этой комнаты должны быть металлические решетки, а дверь должна быть обита железом (п. 2 Правил хранения и учета в аптеках).

Вместе с этим сейфы и материальные комнаты, в которых хранятся наркотические препараты, должны иметь охранную светозвуковую сигнализацию. Доступ в материальные комнаты разрешается лицам, непосредственно работающим с наркотическими препаратами, что оформляется допуском из органов УВД и приказом по аптеке. При смене одного из сотрудников допуск оформляется вторично (п. 3 Правил хранения и учета в аптеках).

Внимание! Типовые требования по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации помещений для хранения наркотических препаратов установлены в Приложении 1 к Приказу Минздрава России N 330.

Выдача наркотических препаратов в ассистентскую комнату для текущей работы производится из материальной комнаты только уполномоченным материально ответственным лицом. Запасы наркотических препаратов, хранящихся в данной комнате, не должны превышать пятидневной потребности (п.п. 4, 6 Правил хранения и учета в аптеках).

В соответствии со ст.ст. 30, 39 Федерального закона N 3-ФЗ <*> при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических препаратов, любые операции, в результате которых изменяются их количество и состояние, подлежат регистрации в журнале регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - журнал регистрации). Форма данного журнала, а также порядок его ведения и хранения утверждены Постановлением Правительства РФ N 644 <**>. Ведение журнала регистрации осуществляется лицами, на которых эта обязанность возложена приказом руководителя аптеки. Указанный журнал хранится в течение 10 лет после внесения в него последней записи.

<*> Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
<**> Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 N 644 "О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров".

Контроль за ведением и хранением журналов регистрации осуществляет уполномоченное лицо не реже одного раза в месяц. В его обязанности входит проверка записей в журнале и сверка фактического наличия наркотических препаратов с их книжными остатками. По результатам проверки уполномоченное лицо делает отметку на строке, следующей после последней на момент проверки записи в журнале регистрации, с указанием даты проверки. Данная запись заверяется его подписью (п. 9 Правил хранения и учета в аптеках).

Внимание! Наркотические препараты подлежат предметно-количественному учету (п. 8 Правил хранения и учета в аптеках).

Кроме того, юридические лица, имеющие лицензию на виды деятельности, связанные с оборотом наркотических препаратов, обязаны (ст. 38 Федерального закона N 3-ФЗ):

При инвентаризации товарно-материальных ценностей аптеки (отдела аптеки) устанавливаются фактические остатки наркотических препаратов, на что составляется отдельная инвентаризационная опись. В случае выявления отклонений фактических остатков от книжных данных руководитель аптеки обязан немедленно письменно поставить об этом в известность орган управления здравоохранением или фармацевтической деятельностью субъекта РФ, который в 3-5-дневный срок должен провести служебное расследование (п. 9 Правил хранения и учета в аптеках). Форма внеочередного донесения, представляемого Минздраву, о хищении и краже наркотиков из аптечных и лечебно-профилактических учреждений приведена в Приложении 11 к Приказу Минздрава России N 330.

Наркотические препараты с истекшим сроком годности, битые, бракованные, сданные родственниками умерших больных подлежат списанию в соответствии с Положением о списании и уничтожении наркотических средств и психотропных веществ и специальных рецептов, не использованных онкологическими больными, установленным в Приложении 6 к Приказу Минздрава России N 330 (далее - Положение о списании и уничтожении).

Внимание! До момента уничтожения указанные наркотические препараты подлежат хранению на отдельной полке или в отдельном отделении сейфа (п. 10 Правил хранения и учета в аптеках).

Вместе с этим руководители учреждений должны организовать учет сданных родственниками неиспользованных рецептов и остатков наркотических препаратов, оставшихся на дому после смерти онкологических больных. Он ведется с целью предупреждения неправомерности использования наркотических препаратов. Оформление свидетельств о смерти, прием у родственников умершего больного неиспользованных рецептов и остатков лекарственных средств, содержащих наркотические препараты, производит ответственный работник, назначенный приказом по ЛПУ. Он проводит сверку расхода препарата с момента получения очередного рецепта, записанного в амбулаторную карту. Количество сданных рецептов и препаратов, их наименования и лекарственные формы (ампулы, таблетки, порошки) регистрируются в специальном журнале, пронумерованном, прошнурованном, подписанном руководителем учреждения и скрепленном круглой печатью. Форма журнала приведена в Приказе Минздрава России N 330.

Внимание! Сданные родственниками умершего онкологического больного рецепты и лекарственные препараты, содержащие наркотические средства, подлежат хранению в сейфе до их уничтожения (п. 2 Положения о списании и уничтожении).

Списание и уничтожение наркотических препаратов

Списание и уничтожение наркотических препаратов с истекшим сроком годности, битых, бракованных и сданных родственниками умерших больных осуществляются в присутствии представителей органов внутренних дел, органов управления здравоохранением и органов охраны окружающей среды в порядке, установленном Приказом Минздрава России от 28.03.2003 N 127 "Об утверждении Инструкции по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, входящих в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, дальнейшее использование которых в медицинской практике признано нецелесообразным" (далее - Инструкция N 127). Согласно положениям п.п. 1.6. и 1.7. данной Инструкции списание наркотических препаратов с последующим уничтожением в срок не позднее пяти дней осуществляется по мере накопления наркотических средств и психотропных веществ аптекой не позднее 30-го числа каждого месяца. При этом необходимость уничтожения наркотических препаратов, за исключением конфискованных или изъятых из незаконного оборота, обосновывается ответственным лицом, назначенным приказом руководителя учреждения здравоохранения, аптечного учреждения (организации). С целью списания наркотических препаратов издается приказ, в котором указываются:

Уничтожение наркотических препаратов проводится на специально оборудованных площадках (в специально подготовленных помещениях). Персонал, производящий работы по уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, должен иметь допуск к работе с наркотическими препаратами, знать физико-химические и токсические свойства уничтожаемых веществ и протекающие при их обезвреживании и уничтожении химические реакции (п.п. 2.1. и 2.2. Инструкции N 127).

При уничтожении наркотических препаратов необходимо учитывать следующие особенности (п. 2.3. Инструкции N 127):

При уничтожении наркотических препаратов комиссия составляет акт с указанием (п. 2.4. Инструкции N 127):

Форма акта на уничтожение использованных ампул из-под наркотических средств и психотропных веществ приведена в Приложении 10 к Приказу Минздрава России N 330. Количество составляемых экземпляров акта зависит от числа сторон, принимающих участие в их уничтожении.

Внимание! Передача для дальнейшего использования наркотических препаратов, в отношении которых принято решение об уничтожении, запрещается (п. 2.5. Инструкции N 127).

Бухгалтерский учет наркотических препаратов

Для учета наркотических препаратов применяется счет 0 105 01 000 "Медикаменты и перевязочные средства" (п. 64 Инструкции N 148н). Бухгалтерские проводки по отражению их движения производятся в соответствии с п.п. 60-62 Инструкции N 148н.

Поступление, безвозмездное получение наркотических препаратов, в том числе по централизованному снабжению, распоряжению (извещению), отражаются на основании первичных учетных документов (накладных поставщика и т.п.) по дебету счета 0 105 01 340 "Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств" в корреспонденции с кредитом счетов:

Операции по перемещению наркотических препаратов внутри учреждения отражаются в регистрах аналитического учета (в журнале регистрации) на основании требований-накладных (ф. 0315006 <*>) и учитываются по дебету и кредиту счета 0 105 01 340 "Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств" путем изменения материально ответственного лица. Напомним, требования-накладные на наркотические препараты выписываются на отдельных бланках для каждой группы препаратов (п. 3.1. Приложения 13 к Приказу Минздравсоцразвития России N 110).

<*> Утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
Внимание! Приказом Минздравсоцразвития России N 110 определены новые сроки хранения требований-накладных в аптечной организации. Теперь срок хранения наркотических препаратов, включенных в списки II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681, составляет 10 лет.

Израсходованные наркотические препараты списываются на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) с кредита счета 1 (2) 105 01 440 "Уменьшение стоимости медикаментов и перевязочных средств" в корреспонденции с дебетом счетов:

Редактор журнала

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

В.ЛАХМАТОВА