Мудрый Юрист

Правовое регулирование рекламной деятельности в сфере предпринимательства

Рекламное дело в России только формируется, и поэтому очень часто допускаются этические ошибки и даже серьезные нарушения. Реклама - это не просто искусство, а искусство продавать. Она затрагивает имущественные интересы граждан, и поэтому необходима четкая регламентация рекламной деятельности. Российское законодательство имеет источник правового регулирования - Федеральный закон "О рекламе" и, кроме того, ряд нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные стороны рекламной деятельности: Законы РФ "О банках и банковской деятельности", "О защите прав потребителей" и т.д.

Главная цель любого рекламного сообщения - привлечь внимание потребителя к конкретному товару, услуге или фирме, сформировать доброжелательное отношение к ним. Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний и технических средств - как реклама - непосредственно в момент ее представления, независимо от формы или от используемых средств распространения. Реклама также является информацией для потребителей, поэтому к ней применяются все правила, касающиеся информации и ответственности за предоставление ненадлежащей информации, закрепленные в Законе о защите прав потребителей. Наиболее опасным является случай распространения заведомо ложной рекламы - это реклама, с помощью которой рекламодатель умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы, и в настоящее время предусмотрена уголовная ответственность за распространение такой информации. Необходимо также выявлять случаи распространения скрытой рекламы, под которой понимается использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также распространение иными способами скрытой рекламы, т.е. рекламы, которая оказывает воздействие на восприятие потребителя, в том числе путем использования специальных видеовставок, что тоже не допускается.

В случае установления факта нарушения законодательства РФ о рекламе нарушитель обязан осуществить контррекламу в сроки, установленные федеральным антимонопольным органом, вынесшим решение об осуществлении контррекламы. При этом нарушитель несет расходы по контррекламе в полном объеме. К тому же за нарушение законодательства о рекламе могут быть привлечены юридические или физические лица - индивидуальные предприниматели (рекламодатели), ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о рекламе не предусмотрена. В России также ведутся работы в области саморегулирования рекламы, и непосредственное участие в этом принимают сами участники рекламной деятельности. Одним из главных условий эффективности саморегулирования в сфере рекламы является выработка этических кодексов рекламы. Такие кодексы, различающиеся детальностью регламентации отдельных видов деятельности и жесткостью норм, разработаны практически во всех странах, где есть органы саморегулирования. Также существует Международный кодекс рекламной практики, принятый Международной торговой палатой в 1937 г. и регулярно обновляющийся.

Российское законодательство о рекламе предусматривает правовую основу деятельности по саморегулированию рекламы в России. Эффективность систем и развитость саморегулирования зависят от общих правовых традиций, в том числе от государственного регулирования рекламной деятельности.

Развитие рыночных отношений немыслимо без рекламы. Реклама стала необходимым условием функционирования предприятий различных форм собственности и является неотъемлемой частью жизни. Из всего набора рыночных инструментов российский бизнес быстро освоил и стал широко использовать рекламу. Это связано с тем, что в системе маркетинговых коммуникаций реклама является наиболее доступным методом стимулирования продаж.

Таким образом, в России наиболее остро стоит проблема распространения ненадлежащей рекламы. Для ее решения необходимо ужесточить контроль за деятельностью рекламных агентств, усовершенствовать систему органов, уже осуществляющих контроль в этой сфере. Кроме того, в доработке нуждается законодательство, регламентирующее рекламную деятельность, а именно Закон "О рекламе", поскольку отдельные положения Закона содержат упущения, касающиеся ответственности за распространение ненадлежащей рекламы.

Важнейшей составляющей системы контроля рекламной деятельности является государственное регулирование. Оно достигается как созданием широкой законодательной базы, так и формированием исполнительных органов разных уровней, осуществляющих контроль. Антимонопольные органы ведут активную работу в сфере регулирования рекламной деятельности и уже добились ряда положительных результатов.