Мудрый Юрист

Усиление контроля ФАС России

"Московские аптеки", 2009, N 11

Нормативные акты, регламентирующие проверки Федеральной антимонопольной службы (ФАС России)

Соколовская Елена

Руководитель группы по антимонопольному регулированию юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры"

ФАС России имеет право на плановые и внеплановые проверки в выездной форме. Основанием для проведения плановой проверки является истечение 3 лет со дня:

О проведении плановой проверки проверяемое лицо уведомляется не позднее 3 рабочих дня до начала ее проведения.

Основанием для проведения внеплановой проверки являются:

О проведении внеплановой проверки проверяемое лицо уведомляется не позднее, чем за 24 часа до начала ее проведения, за исключением проведения внеплановых проверок соблюдения требований ст. 11 Закона о защите конкуренции (запрет на антиконкурентные соглашения и согласованные действия).

Срок проведения проверки - не более 1 месяца. В исключительных случаях (проведение экспертизы, перевод документов и др.) срок может быть продлен на 2 месяца.

В сфере контроля за соблюдением порядка ценообразования в фармацевтическом бизнесе ФАС России вправе контролировать применение цен на лекарственные средства производителями, организациями оптовой и розничной торговли, занимающими доминирующее положение на рынке.

Формы злоупотребления доминирующим положением на рынке включают в себя:

При проведении проверки ФАС России имеет право:

Обращаться в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий:

Проводить оперативно-розыскные мероприятия:

Критерии доминирующего положения

Доля на рынке определенного товара одной компании составляет:

доля юридического лица на рынке неизменна или меняется незначительно;

оценка размера долей конкурентов на этом товарном рынке;

доступ на товарный рынок новых конкурентов затруднен;

Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35% (далее - Реестр) (приказ ФАС N 95 от 26.03.08). Реестр состоит из федерального и регионального разделов (Реестр можно найти на сайте ФАС России: http://www.fas.gov.ru/competition/454.shtml).

Контроль ФАС России за деятельностью фармацевтических компаний подразумевает проведение анализа:

ФАС России и ее территориальными органами проводится ежеквартальный мониторинг цен на 100 наиболее востребованных препаратов (включенных в перечень ЖНВЛС и не входящих в этот перечень) в аптеках, занимающих доминирующее положение, по состоянию на 1-е число каждого квартала начиная с 1 января 2009 г.

Цены на лекарства анализируются на предмет монопольно высокой цены и нарушения порядка ценообразования.

Ответственность за злоупотребление доминирующим положением

В случае установления факта злоупотребления компанией своим доминирующим положением на рынке ФАС России вправе:

о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;

об изменении условий договоров;

на юридических лиц - от 1 до 15% размера годовой выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более 2% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 тыс. руб.

Существует возможность освобождения от административной ответственности лицам, первым выполнившим все условия, указанные в примечании ст. 14.32. КоАП РФ (за исключением координации экономической деятельности). Координация экономической деятельности - согласование действий компаний третьим лицом, не входящим в одну группу ни с одной из таких компаний.

ФАС России вправе наложить запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия.

Запрещаются соглашения и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию ("горизонтальные") - часть 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции (запреты per se: поддержание цен, раздел рынка по территории, объему продажи и покупки товаров, составу продавцов или покупателей и др.).

Запрещаются "вертикальные" соглашения, если они приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, а также запрещают покупателю товара продавать товар конкурентов.

Запрещается координация экономической деятельности участников рынка, если такая координация приводит или может привести к поддержанию цен, разделу рынка по территории, объему продажи и покупки товаров, составу продавцов или покупателей и др.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.09 N 583 "О допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами" установлены общие исключения в отношении соглашений между покупателями и продавцами, которые действуют в течение 5 лет (условия, при которых соглашение признается допустимым, и условия соглашения, которые не могут быть признаны допустимыми).

По материалам конференции

"Юридические аспекты деятельности

фарморганизаций в России"

подготовила

Е.ПИГАРЕВА