Мудрый Юрист

О таможенной пошлине как одном из основных видов таможенных платежей в системе налогов и сборов Украины

Батарин А.А., студент 4-го курса Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации, лаборант кафедры налогового права.

Статья "О таможенной пошлине как одном из основных видов таможенных платежей в системе налогов и сборов Украины" посвящена изучению законодательного закрепления и определению места таможенной пошлины в системе налогов и сборов Украины. Рассматривается природа понятия "пошлина", субъект, объект, ставки таможенной пошлины. Особое внимание уделяется порядку определения таможенной стоимости товаров при пересечении Государственной границы Украины.

Украинская система налогов и сборов, взимаемых в связи с пересечением товаров через таможенную границу Украины, отличается от российской. Важным отличием является то, что таможенная пошлина на Украине, согласно Закону Украины "О системе налогообложения" <1>, включена в перечень общегосударственных налогов и сборов. Российский же законодатель таможенную пошлину исключил из системы налогов и сборов. В ст. 318 Таможенного кодекса РФ приведен перечень таможенных платежей, в который наряду с такими налогами, как НДС и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и таможенными сборами включены также обязательные неналоговые платежи: ввозная и вывозная таможенные пошлины, которые взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством России <2>.

<1> Закон Украiни вiд 25 червня 1991 року N 1251-XII "Про систему оподаткування" // Вiдомостi Верховноi Ради (ВВР). 1991. N 39. Ст. 510.
<2> Таможенный кодекс РФ // Российская газета. N 106. 03.06.2003.

Говоря о таможенной пошлине, стоит заметить, что, несмотря на имеющиеся доктринальные разработки дефиниций "сбор" и "пошлина", Конституция РФ оперирует только понятием "сбор". Так, в ст. 72 Конституции РФ указывается на "установление общих принципов налогообложения и сборов". Очевидно, не желая допускать терминологических расхождений с текстом Основного Закона Российской Федерации, законодатель также не ввел в Налоговый кодекс понятие пошлины <3>. Подобного рода ситуация сложилась и в тексте Конституции Украины, в диспозиции ст. 67 которой закреплено, что "каждый обязан уплачивать налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом" <4>. Таким образом, Основной Закон Украины также не оперирует понятием "пошлина".

<3> Крохина Ю.А. Налоговое право России. М., 2008. С. 38.
<4> Конституцiя Украiни вiд 28 липня 1996 року // ВВР. 2005. N 2. Ст. 44.

Несмотря на то что общее определение понятия "пошлина" как в конституциях России и Украины, так и в налоговом законодательстве этих государств отсутствует, пошлину следует относить к квазиналогам, т.е. обязательным неналоговым платежам, которые отличаются от налогов и сборов (налоговые платежи) тем, что у них отсутствуют какие-либо соответствующие юридические признаки. В данном случае факт использования в их наименованиях терминов "пошлина" или "сбор" юридического значения не имеет, потому не должен приниматься во внимание <5>.

<5> Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2006. С. 55.

В систему платежей в доходную часть бюджета входит достаточно стойкая группа поступлений от осуществления государственными органами юридически значимых действий. Они занимают особое место в системе фискальных платежей. С одной стороны, они весьма схожи с налоговыми платежами как с точки зрения истории возникновения, так и по механизму взимания; с другой - в отличие от налогов, подобные платежи имеют четко выраженный условный характер, что не присуще налогам.

На Украине таможенная пошлина входит в систему таможенных платежей, которые представляют собой все виды сборов, отчислений, платежей при пересечении таможенной границы государства. Систему таможенных платежей можно поделить на две группы:

  1. основные - обязательные платежи, которые взыскиваются в большинстве случаев при пересечении таможенной границы субъектами, которые не характеризуются специфичными особенностями: пошлина (таможенная); таможенные сборы за таможенное оформление; непрямые налоги, взыскиваемые в подобных случаях (НДС, акцизный сбор);
  2. дополнительные - таможенные платежи, взыскиваемые с плательщиков за дополнительно предоставленные услуги или действия, либо характеризующие плательщика, который отличается специфичными особенностями (сборы за хранение товаров, сборы за таможенное сопровождение грузов, сборы за выдачу лицензий, плата за участие в таможенных аукционах и т.д.).

Таким образом, таможенная пошлина на Украине является одним из главных видов таможенных платежей и имеет форму обязательного взноса, взимаемого таможенными органами. Таможенная пошлина - это вид таможенного платежа, взимаемая с товаров, перемещаемых через Государственную границу Украины (которые вывозятся или следуют транзитом) <6>.

<6> Кучерявенко М.П. Податкове право Украiни. Академiчний курс. К., 2008. С. 547 - 550.

Плательщиками таможенной пошлины являются лица, которые ввозят (вывозят) или перемещают товары через таможенную границу государства. Спецификой плательщика является то, что им может быть как владелец товара, так и уполномоченное лицо (декларант) <7>.

<7> Под декларантом следует понимать физическое или юридическое лицо, осуществляющее таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украины.

Объект таможенной пошлины представляет собой таможенную стоимость перемещаемых товаров, относительно которых должна начисляться пошлина.

Определение таможенной стоимости до сих пор по-прежнему остается очень сложной проблемой для участников внешнеэкономической деятельности. Острота данной ситуации с течением времени не снижается. На сегодняшний день прослеживается явная тенденция к пересмотру таможенной стоимости, заявленной декларантом, в сторону увеличения. Как правило, это приводит к увеличению расходов для импортера, что, в свою очередь, приводит к удорожанию импортируемого товара.

Таможенная стоимость является расчетной величиной, используемой для начисления налогов и сборов, ведения таможенной статистики, а также для расчета штрафов и санкций в определенных случаях <8>.

<8> Фоменко В. Обжалование таможенной стоимости // Таможенное обозрение. 2008. N 8. С. 42.

В соответствии со ст. 266 ТК Украины существует шесть методов определения таможенной стоимости, которые используются последовательно от первого к шестому:

  1. по цене соглашения относительно товаров, которые импортируются;
  2. по цене соглашения относительно идентичных товаров;
  3. по цене соглашения относительно подобных (аналогичных) товаров;
  4. на основе отнимания стоимости;
  5. на основе добавления стоимости;
  6. резервный.

Основным методом определения таможенной стоимости товаров является метод по цене соглашения относительно товаров, которые импортируются. Если основной метод не может быть использован, применяется последовательно другой. При этом каждый следующий метод применяется, если таможенная стоимость товаров не может быть определена путем применения предшествующего метода. Методы отнимания и добавления стоимости могут применяться в любой последовательности по усмотрению декларанта <9>.

<9> Митний кодекс Украiни // ВВР. 2002. N 38 - 39. Ст. 288.

Важным является то обстоятельство, что таможенная пошлина рассчитывается не плательщиком, а органами таможенной службы. Начисление таможенной пошлины на товары и иные предметы, подлежащие таможенному обложению, проводится на базе их таможенной стоимости.

Кабинет министров Украины своим Постановлением N 1766 от 20 декабря 2006 г. утвердил перечень документов, которые могут подтверждать сведения о таможенной стоимости товара. В п. 11 утвержденного порядка указано, что для подтверждения таможенной стоимости товаров по требованию таможенного органа декларант должен подать следующие документы:

  1. договор с третьими лицами, связанный с договором (контрактом) о поставке товаров, таможенная стоимость которых определяется;
  2. счета об осуществлении платежей в пользу продавца;
  3. счета об уплате комиссионных, брокерских (посреднических) услуг, связанных с исполнением условий договора (контракта);
  4. соответствующую бухгалтерскую документацию;
  5. лицензионный или авторский договор (контракт);
  6. каталоги, спецификации, прейскуранты (прайс-листы) фирмы - производителя товара;
  7. копию грузовой таможенной декларации страны-отправителя;
  8. выводы о качественной и стоимостной характеристиках товара, подготовленные специализированными экспертными организациями;
  9. сертификат о происхождении товара;
  10. сведения о качественной характеристике товара;
  11. информацию внешнеторговых и биржевых организаций о стоимости товара и (или) сырья <10>.
<10> Постанова Кабiнету Мiнiстрiв Украйни вiд 20 грудня 2006 року N 1766 "Про затвердження Порядку декларування митноi вартостi товарiв, якi перемiщуються через митний кордон Украiни, та подання вiдомостей для II пiдтвердження" // http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=1766-2006-%EF.

Стоит отметить, что на практике представление вышеперечисленных документов является проблематичным, а в некоторых ситуациях невозможным, поскольку некоторые из них представляют собой коммерческую тайну отправителя товара и не могут быть представлены украинскому получателю товара. Чаще других документов таможенные органы требуют каталоги продавца товаров, а также экспортную декларацию из страны продавца. Таким образом, на первый план выходит критерий достаточности сведений для обоснования таможенной стоимости (комплектности документов) <11>.

<11> Фоменко В. Указ. соч. С. 43.

Начисленные суммы таможенной пошлины обязательно указываются в грузовой таможенной декларации и подлежат уплате плательщиком с текущего счета (если пересечение государственной границы невозможно без уплаты таможенной пошлины) или путем выписки векселей (если импорт или экспорт разрешен с отсрочкой платежа сроком до 90 дней).

Таможенная пошлина уплачивается таможенному органу Украины, а за товары и иные предметы, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, - предприятиям связи. Порядок предоставления отсрочки и рассрочки по уплате таможенной пошлины устанавливается Государственной таможенной службой Украины и вносится в Государственный бюджет Украины.

Ставки таможенной пошлины едины на всей территории Украины и условно их можно классифицировать:

  1. по способу начисления:

а) адвалорные - ставки, начисляемые в процентах к таможенной стоимости налогооблагаемых товаров;

б) специфические - ставки, начисляемые в установленном денежном размере на единицу товара;

в) комбинированные - ставки, совмещающие в себе адвалорные и специфические способы начисления таможенной пошлины;

  1. по направлению перемещения товара:

а) экспортные (вывозные) - начисляются на товары при их вывозе за границу таможенной территории Украины;

б) импортные (ввозные) - взимаются таможней при поступлении иностранных товаров на внутренний рынок Украины;

в) транзитные - взимаются таможней при транзите товара через таможенную территорию Украины;

  1. по назначению:

а) антидемпинговые - устанавливаются при ввозе товара на территорию Украины по цене более низкой, нежели их цена в стране, которая ввозит данный товар;

б) компенсационные - ставки таможенной пошлины, применяемые к ввозимым товарам, относительно которых использовался механизм субсидий, что соответственно занизило их цену;

в) специальные - ставки таможенных пошлин, которые защищают таможенную территорию от ввоза товаров, угрожающих отечественным производителям (аналогичных или непосредственно конкурирующих).

Некоторые авторы также относят к категории ставок таможенной пошлины "по назначению" сезонные ставки, которые временно устанавливаются на некоторые виды товаров (как правило, на срок не более 6 месяцев) <12>.

<12> Крисоватий А.I., Десятник О.М. Податкова система. Тернопiль, 2006. С. 159 - 163.

На Украине также установлен так называемый единый сбор, который был введен Законом "О введении единого сбора, который взимается в пунктах пропуска через Государственную границу Украины" от 4 ноября 1999 г. Единый сбор устанавливается относительно транспортных средств, которые пересекают Государственную границу Украины, и взимается за осуществление в пунктах пропуска через Государственную границу Украины таможенного при транзите грузовых и транспортных средств, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного, радиологического и экологического контроля, а также за проезд транспортных средств и иных самоходных машин и механизмов на дорогах Украины.

Ставки единого сбора устанавливаются в евро и взимаются в гривнах по курсу Национального банка Украины на день уплаты сбора; при этом сами ставки не могут быть изменены на протяжении бюджетного года. Важно также, что ставка сбора не может превышать стоимость затрат, связанных с осуществлением контроля <13>.

<13> Закон Украiни вiд 9 листопада 1999 року - 1212-XIV "Про единий збiр, який справляеться у пунктах пропуску через державний кордон Украiни" // ВВР. 1999. N 51. Ст. 454.

Украинский законодатель установил в Таможенном кодексе санкции в виде штрафа на граждан в размере от 100 до 500 не обложенных налогами минимумов доходов граждан, а на должностные лица предприятий - от 500 до 1000 не обложенных налогами минимумов доходов граждан за предоставление в таможенные органы искаженных сведений с целью уклонения от уплаты налогов и сборов или уменьшение их размера или неуплату налогов и сборов в установленный срок.

Таким образом, таможенная пошлина на Украине является важнейшим фискальным инструментом государства и обеспечивает стабильные денежные поступления в бюджетную систему Украины.