Мудрый Юрист

О внедрении элементов ювенальной юстиции в систему правосудия

Вельянинов В.Н., председатель Пермского краевого суда.

26 декабря 2007 г. в Москве состоялось заседание Президиума Совета судей Российской Федерации, на котором были рассмотрены вопросы совершенствования судебной системы РФ и перспектив ее развития до 2023 года. На Президиум Совета судей РФ Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации представил Программу развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования системы организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года.

Одной из основных целей и задач Программы является улучшение положения в области защиты прав несовершеннолетних, развитие ювенальной юстиции, в результате чего в Российской Федерации предполагается последовательное оздоровление семейных отношений, уменьшение правонарушений в воспитании детей и снижение преступности среди несовершеннолетних [4].

По мнению Председателя Верховного Суда России В.М. Лебедева, создание ювенальных судов соответствует Конституции РФ и федеральному законодательству [12].

В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы, основной целью которой является повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций, внедрение примирительных процедур (восстановительной юстиции), внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в том числе вытекающих из уголовных и административных правоотношений, является одной из задач развития судебной системы, от успешного решения которых зависит нагрузка на судей, качество осуществления правосудия и, как следствие, экономия бюджетных ресурсов [6].

Сегодня в отдельных регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Таганрог, Саратов, Н. Новгород, Пермь, Брянск, Тюмень, Волгоград, Иркутск и др.) в судебную систему стали вводиться элементы ювенальной юстиции, приближенные к мировым стандартам [5, 9].

В Пермском крае проживает 549969 детского населения. В последние 3 года наблюдается снижение детской преступности с 5615 преступлений в 2005 г. до 4796 в 2007 г. Снижается удельный вес подростковой преступности с 10,4% в 2005 г. до 9,4% в 2007 г. и ранее судимых участников преступлений (с 10,4% в 2005 г. до 9,4 в 2008 г., с 986 в 2005 г. до 688 в 2008 г.) [11]. Вместе с тем показатели преступности несовершеннолетних остаются одними из самых высоких в Приволжском федеральном округе. Поэтому проблемы снижения и профилактики подростковой преступности, отработки соответствующих ювенальных, восстановительных технологий действительно актуальны для Пермского региона.

В чем мы видим смысл восстановительного правосудия?

Во-первых, в том, чтобы учесть индивидуальные особенности и причины совершения преступления несовершеннолетним и попытаться повлиять на устранение этих причин.

Во-вторых, осознание самим преступником того, что он совершил. Осознание не на уровне словесных заверений, а внутренне и искренне. К сожалению, вся система судебного разбирательства предполагает оправдывание подсудимым своих действий. Восстановительное правосудие ставит совершившего преступление в другой режим понимания ситуации. Он должен понимать, что его поведение - не норма.

В-третьих, осознавший свою проблему человек должен получить помощь для выхода из ситуации - консультативную, психологическую, организационную, финансовую. У нас есть все специалисты: социальные работники, психологи, психиатры, педагоги, но вместе пока не получается работа вокруг конкретного человека. Каждое ведомство ведет свое направление работы. Восстановительное правосудие позволяет более тесно выстраивать отношения тех или иных структур [6].

На сегодняшний день в России проблема создания системы ювенальной юстиции особенно актуальна, т.к. нет ряда взаимодействующих с органами предварительного расследования и судом профилактических и реабилитационных органов и учреждений, оказывающих восстановительную помощь несовершеннолетнему правонарушителю, которые работали бы с несовершеннолетними обвиняемыми, подсудимыми, с их семьями. Решение вопроса затруднено, поскольку отсутствует надлежащая материальная база, а также соответствующее нормативное обеспечение.

В каком году возникла идея и начата реализация пилотного проекта в Пермской области (ныне - края)?

В 2002 году центр "Судебно-правовая реформа" (г. Москва) при поддержке администрации Пермской области начал реализацию пилотного проекта в соответствии с Законом Пермской области от 15.04.2002 N 98-17 "Об утверждении Областной целевой программы "Семья и дети Прикамья" на 2002 - 2005 гг." [2]. В рамках данной Программы была разработана подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", один из разделов которой был посвящен организации и проведению в Пермской области пилотного проекта на основании концепции восстановительного правосудия. На координационном межведомственном совещании было принято решение о внедрении проекта на территории городов Пермь и Лысьва. Он был направлен на конкретизацию в определенных городах модельных форм работы с несовершеннолетними обвиняемыми и подсудимыми (г. Лысьва), а также с несовершеннолетними, совершившими преступления до достижения возраста уголовной ответственности (г. Пермь).

Вместе с тем идеи ювенальной юстиции воспринимались с определенными трудностями, переломной точкой в процессе становления ювенальной юстиции в России стало заседание Комиссии по правам человека при Президенте РФ с участием Президента, Председателя Верховного Суда РФ и Генерального прокурора РФ (ноябрь 2004 г.). Идеи ювенальной юстиции были поддержаны.

Многие судьи также не понимали и не воспринимали данную идею, считая, что достаточно специализации судей, за которыми закрепляется рассмотрение дел о преступлениях несовершеннолетних. Необходимо было формировать представление, что эффективное применение воспитательных мер воздействия к несовершеннолетним возможно лишь в условиях взаимодействия суда и ряда социальных и правоохранительных служб (судебные социальные работники, службы воспитательного надзора, психологические службы и др.). В государстве должна появиться целая система ювенальной юстиции, а не просто отдельно взятые специализированные суды, которые обособленно не решат весь комплекс проблем по вопросам исправления и воспитания несовершеннолетнего правонарушителя [6]. Целостная система органов и учреждений ювенальной юстиции призвана обеспечить защиту прав несовершеннолетних на всех этапах уголовного судопроизводства.

Большое внимание уделялось разъяснительной работе:

Непосредственная работа по возобновлению проекта внедрения элементов ювенальной юстиции в Пермском крае началась с 2005 года - был создан Межведомственный совет по развитию системы ювенальной юстиции в Пермском крае, наряду с представителями органиков исполнительной и представительной власти в него были включены заместитель начальника Управления Судебного департамента и председатель Пермского областного суда.

По решению Межведомственного совета была сформирована рабочая группа по созданию системы ювенальной юстиции в Пермской области (ныне - в Пермском крае), перед которой была поставлена задача выработать порядок создания и механизм работы "пермской модели" восстановительного правосудия и внедрения ее в работу. В состав рабочей группы вошли представители органов и учреждений, чьи профессиональные обязанности связаны с обеспечением прав детей, поддержания здорового генофонда края: представители Комитета по защите прав детей администрации Пермской области, представители аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермской области, директора и сотрудники психолого-медико-социальных центров, представители Комитета по молодежной политике, а также работники комиссии по делам несовершеннолетних, органов прокуратуры и ГУВД, судья ныне Пермского краевого суда, начальник отдела организационно-правового обеспечения деятельности судов Управления Судебного департамента в Пермском крае.

В качестве "пилотных территорий" по внедрению восстановительных технологий было принято решение избрать Индустриальный район г. Перми и город Лысьва, поскольку именно в данных районах тема ювенальной юстиции изучалась и анализировалась достаточно давно инициативной группой, состоящей из представителей администрации района и социальных работников.

В августе 2006 г. совместно с областным судом администрацией Пермского края МОО "Центр "Судебно-правовая реформа" были разработаны и согласованы с главами администраций Индустриального района г. Перми и г. Лысьвы Программа взаимодействия Индустриального районного суда г. Перми и Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам Индустриального района по использованию элементов ювенальной юстиции в работе с несовершеннолетними правонарушителями и Программа взаимодействия суда г. Лысьва и администрации Лысьвенского муниципального района по использованию элементов ювенальной юстиции в работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Основным направлением данных экспериментальных Программ в области развития ювенальной юстиции является подключение к работе суда следующих специалистов: помощника судьи, психолога, ведущего восстановительных программ, специалиста по социальной работе.

Представлялось, что такая работа позволит максимально полно изучить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, оценить социальный и психологический статус правонарушителя, разработать наиболее эффективную программу его дальнейшей реабилитации. Возможность привлечения к деятельности суда ресурсов социальных и психологических служб, существующих на территории, позволит в целом повысить эффективность выносимых приговоров и сделать работу суда максимально соответствующей международным правовым стандартам.

В целях реализации проекта "Внедрение элементов ювенальной юстиции в деятельность субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних" Управлением Судебного департамента в Пермском крае были выделены дополнительные ставки помощников судей в Лысьвенский городской суд и Индустриальный районный суд г. Перми.

С 27 по 29 сентября 2006 г. в Пермском крае силами отдела по вопросам семьи, материнства и детства Департамента развития человеческого потенциала Пермской области правительства Пермского края, президентом МОО "Центр "Судебно-правовая реформа" Р. Максудовым был проведен проектный семинар по реализации социального проекта "Внедрение восстановительных технологий в деятельность субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних", который охватил несколько направлений по обозначенной теме, были приглашены представители различных органов и учреждений, чья деятельность связана с профилактикой правонарушений. В работе данного семинара по теме: "Реализация элементов ювенальной юстиции в судах г. г. Перми и Лысьвы" приняли участие задействованные в проекте помощники судей и сами судьи Индустриального и Лысьвенского судов, специализирующиеся на рассмотрении уголовных дел, преступления по которым совершены несовершеннолетними. В ходе работы семинара был выработан план совместных действий помощников судей и ведущих программ восстановительного правосудия (специалисты Центра в Индустриальном районе и работники КДН и ЗП МУ "КЦСОМ" г. Лысьвы) и определены окончательные критерии осуществления отбора уголовных дел, в рамках которых участники проекта пытаются внедрить элементы восстановительных технологий в судах.

С 6 декабря 2006 г. в соответствии с Программой взаимодействия Индустриального районного суда г. Перми и Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам Индустриального района по использованию элементов ювенальной юстиции в работе с несовершеннолетними правонарушителями помощником судьи Е. Богдановой в Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам Индустриального района было передано 10 характеризующих материалов на несовершеннолетних подсудимых, отобранных в соответствии с установленными критериями отбора.

После получения от помощника судьи характеризующих данных социальные работники Центра, психологи выходят по месту жительства подсудимых и потерпевших с предложением принять участие в проекте, разъясняют права и обязанности лиц, участвующих в проекте, проводят беседы с законными представителями подсудимых. В ходе установления контакта выясняется степень готовности несовершеннолетнего к участию в Программах (признает ли вину, раскаивается в содеянном, способен ли к возмещению вреда или иным образом загладить причиненный ущерб и т.п.).

Работа по внедрению элементов ювенальной юстиции сопряжена с решением ряда проблем, которые необходимо было решать в ходе эксперимента, среди них:

Предварительный анализ эффективности проведенных восстановительных Программ в 2006 - 2008 гг. позволяет говорить о том, что наблюдается устойчивая тенденция к улучшению ситуации, изменению поведения подростков, взаимоотношений с одноклассниками и в семье. Конечно, здесь большую роль играет и профилактическая работа специалистов школ и других учреждений. Очень важна согласованность деятельности разных специалистов, профессиональное сопровождение ребенка после совершения правонарушения, педагогическая коррекция и социально-психологическая помощь [8, с. 165].

В целом в судах Пермского края за 2 года с момента начала эксперимента получены следующие результаты:

И хотя имеющаяся на сегодняшний день уголовно-правовая политика в отношении несовершеннолетних правонарушителей позволяет говорить о целесообразности и эффективности проводимых проектов, вместе с тем действующее уголовно-процессуальное законодательство России не предусматривает каких-либо изъятий из общего порядка привлечения несовершеннолетнего лица к уголовной ответственности. В любом случае при совершении подростком преступления уголовное дело должно быть возбуждено, и если только в ходе предварительного расследования или в ходе судебного разбирательства будет установлена возможность исправления несовершеннолетнего без применения к нему уголовного наказания, уголовное дело или уголовное преследование может быть прекращено.

Таким образом, отсутствие в России нормативно-правовой базы, позволяющей субъектам системы профилактики несовершеннолетних правонарушителей еще до момента возбуждения уголовного дела, во взаимодействии и самостоятельно (без прокурора, следователя, дознавателя) собрать основания для принятия решения о возможности исправления виновного лица без применения уголовного наказания, является, пожалуй, главным фактором, тормозящим процесс внедрения примирительных процедур в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

Следует отметить, что проблема подростковой преступности находится на стыке ведомств, причем ведомств различного уровня и подчиненности. Пока неотработанным направлением является внедрение восстановительных технологий в деятельность следственных органов, пенитенциарных учреждений. Отсутствие федерального законодательства ставит под вопрос внедрение ювенальных технологий в деятельность силовых структур. Представляется, что при наличии собранных характеризующих данных, определив социальный портрет несовершеннолетнего преступника, имея альтернативу в уголовно-процессуальном законодательстве, уполномоченные органы смогут более эффективно оперировать и видами меры пресечения, и ходом процесса расследования: реже применять в отношении несовершеннолетних меру пресечения в виде ареста, выделять из группы отдельных соучастников и т.п. По такому пути пошли государства, где создана система ювенальной юстиции.

Так, в Германии специально уполномоченный орган путем непосредственного общения с несовершеннолетним, его родителями, преподавателями, ближайшим окружением, при помощи анализа и сбора соответствующих документов, позволяющих составить полное представление о личности подростка, его социально-психологическом портрете, готовят для судьи по делам несовершеннолетних специальный отчет и дают суду рекомендации о приемлемых в данном конкретном случае мерах воздействия. В России подобные службы отсутствуют.

В каком направлении сегодня движется правосудие относительно детства?

Очевидно, что движется не в сторону усиления, ужесточения наказания, а в сторону гуманизации отношений с оступившимися детьми, потому что общество, в том числе российское, понимает, что вина - не ребенка. Причина, повлекшая деструктивное поведение, лежит в социальных условиях, в семье, а если так, то общество должно предоставить шанс ребенку восстановиться как личности. Это может быть другая семья - замещающая, какой-либо общественный институт. Главное - обеспечить возможность вернуться к нормальной жизни, если такую жизнь ему не гарантировала кровная семья.

В деятельности судов на территории Пермского края прослеживается линия более гуманного отношения к несовершеннолетним. Статистические данные показывают, что происходит снижение числа несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. При осуществлении правосудия очень важно соблюдать принцип индивидуализации и учитывать причины совершения преступления [6].

В настоящее время, учитывая позитивные результаты работы двух судов Пермского края, работа в данном направлении продолжена в семи судах Пермского края (Индустриальный район г. Перми, г. Лысьва, г. Кудымкар, г. Кунгур, г. Краснокамск, Суксунский район, г. Чусовой):

Таким образом, поскольку деятельность ювенальных судов эффективна и необходима, существует необходимость скорейшего создания системы ювенальной юстиции в России. Для этого следует решить ряд проблем:

Литература

  1. Закон Пермской области от 15.04.2002 N 98-17 "Об утверждении областной целевой программы "Семья и дети Прикамья" на 2002 - 2005 гг.".
  2. Закон Пермского края от 09.03.2006 N 2891-653 "Об Областной целевой программе "Семья и дети Прикамья" на 2006 - 2010 годы".
  3. Концепция Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 гг.
  4. Альманах "Вопросы ювенальной юстиции". Выпуск 3 / Российский благотворительный фонд "Нет алкоголизму и наркотикам" (НАН). 2002. С. 80.
  5. Борисевич Г.Я., Соболева Л.А. О необходимости внедрения элементов ювенальной юстиции в правоприменительную и социальную практику России // Вестник Пермского университета. 2007. N 8(13). С. 190.
  6. Вельянинов В.Н. Реализация в Пермском крае пилотного проекта "Внедрение элементов ювенальной юстиции в деятельность субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних" // Судебный вестник Нижегородской области. 2007. N 2(11). С. 6.
  7. Воронова Е.Л. Становление правосудия по делам несовершеннолетних (ювенальной юстиции) в Ростовской области: опыт взаимодействия ювенального суда и социальных служб // Вопросы ювенальной юстиции. 2005. N 1(4). С. 23.
  8. Восстановительная ювенальная юстиция в России. Модели работы в регионах. МО "Центр "Судебно-правовая реформа". М., 2008. С. 165.
  9. Карнозова Л.М., Максудов Р.Р. Практические инициативы по созданию элементов ювенальной юстиции в России: идеи, формы реализации, препятствия. Москва: Общественный центр "Судебно-правовая реформа", 2004. С. 5 - 6, 9 - 12.
  10. О положении детей в Пермском крае: Ежегодный доклад, 2007 год / Автор-составитель: Т.В. Черемных. Пермь, 2008.
  11. Права детей: Сборник документов Совета Европы и Организации Объединенных Наций / Перевод с англ.; Составитель - Общественная правозащитная организация "Гражданский контроль". Серия "Права человека". СПб., 2002.
  12. РИА "Новости" (www.rian.ru), проверено 13.05.2003.