Мудрый Юрист

"Спешка в вопросе ценообразования недопустима"

"Фармацевтический вестник", 2009, N 36

Участники сферы лекарственного обеспечения Самарской области в течение последних 15 лет работали в условиях механизма свободного ценообразования на ЛС. На практике это означало, что формирование торговых надбавок (как в дистрибьюторском, так и розничном секторе регионального фармрынка) осуществлялось без каких-либо законодательных ограничений. Между тем, по заявлению руководства ФСТ, в ближайшее время все регионы страны при формировании оптовых и розничных цен на ЖНВЛС будут работать по единой методике. О том, к каким негативным последствиям может привести поспешное внедрение новой методики формирования цен, в беседе с корреспондентом "ФВ" рассказала президент общественной организации "Самарская областная фармацевтическая ассоциация" Лариса Янкина.

На совещании прозвучали предложения по установлению предельных размеров оптовых и розничных предельных надбавок на ЛС Перечня ЖНВЛС до 30% в совокупности. Установление таких ограничений неизбежно приведет к резкому сокращению ассортимента медикаментов в аптеках и к увеличению доли фальсифицированной продукции, поскольку система менеджмента качества ЛС требует значительных затрат на всех этапах их обращения.

Органы исполнительной власти регионов, устанавливая предельные оптовые и розничные надбавки, в большинстве случаев не имеют представления об особенностях хозяйственной деятельности субъектов фармрынка, о полном составе их затрат. И прежде чем диктовать свои условия, следовало бы непосредственно, "вживую", ознакомиться с работой оптовых фармкомпаний и аптек, в т.ч. производственных, дабы иметь четкое представление о затратах на закупку, перевозку, хранение и отпуск ЛС, обучение персонала, систему менеджмента качества.

В целях сохранения всех вышеперечисленных преимуществ и одновременно с учетом позитивных результатов проводимого Росздравнадзором мониторинга цен, фармобщественность региона считает необходимым ходатайствовать о сохранении в Самарской области в качестве эксперимента свободной системы ценообразования на ЛС.

Отдельного, особо взвешенного подхода требует к себе сельская фармация.

Кроме того, пересмотру стоит подвергнуть и минимальный ассортимент ЛС, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ N 312 от 29.04.2005. Из него стоит исключить наркотические и сильнодействующие ЛС, поскольку они могут отпускаться лишь в аптеках, имеющих в первом случае лицензию на соответствующий вид деятельности, а во втором - помещения и оборудование, отвечающее особым условиям хранения.

На наш взгляд, оба перечня должны быть сокращены до минимума, при этом несоответствие между ними должно быть устранено. Необходимо, чтобы все медикаменты из минимального ассортимента ЛС входили в Перечень ЖНВЛС. Кроме того, следует подумать и о целесообразности обеспечения минимального ассортимента ЛС в сельских аптеках. Иметь такой ассортимент на селе крайне невыгодно, да и вряд ли он необходим в полном объеме с точки зрения медицинской практики.

И, конечно же, нельзя допустить реализацию безрецептурных препаратов в торговых сетях и магазинах.

В настоящее время многие аптечные предприятия существуют в форме аптечных сетей, потому численность их сотрудников зачастую превышает 100 человек. Переход аптечных предприятий на общую систему налогообложения не только поставит под сомнение рентабельность розничной фармацевтической деятельности, особенно в условиях кризиса, но и неизбежно приведет к увеличению цен на медикаменты.

И.ВОЛГИНА