Мудрый Юрист

Росздравнадзор приговорил фармрынок к госрегулированию

"Фармацевтический вестник", 2009, N 36

В ходе проходившей 28-30 октября Всероссийской конференции "ФармМедОбращение 2009" основное внимание участников было привлечено к вопросам государственного регулирования в сфере обращения ЛС и ИМН. О нововведениях в этой сфере рассказывали представители Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ, Федеральной службы по тарифам, а также Росздравнадзора, отметившего в рамках конференции 5-летие деятельности.

В 2009 г. завершился очередной этап внедрения новой системы технического регулирования. По сообщению начальника Управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ Михаила Рахманова, на сегодняшний день Госдума приняла девять технических регламентов, внесен на ее рассмотрение 21 проект технических регламентов. В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" до 01.01.2010 г. должны быть приняты 16 технических регламентов, в т.ч. о безопасности ЛС и ИМН. Кроме того, по словам г-на Рахманова, в ближайшее время планируется подготовить предложения по внесению изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" в части установления схем обязательного подтверждения соответствия Правительством РФ, в т.ч. учитывающих специфику подтверждения соответствия инновационной продукции.

Экономическим аспектам инновационных процессов в системе лекарственного обеспечения было посвящено выступление зав. кафедрой организации лекарственного обеспечения с курсом фармакоэкономики ММА им. И.М.Сеченова Розы Ягудиной. Она, в частности, отметила, что рассматриваемая проблема за последнее время приобрела особую актуальность, поскольку инновационные препараты используются в большинстве новых медицинских технологий, что позволяет существенно увеличить продолжительность жизни, к примеру, онкологических больных и больных сахарным диабетом.

Что касается проблемы доступности лекарственного обеспечения, то наиболее острым в настоящий момент является вопрос регулирования цен на ЛС. Характеризуя существующую систему госрегулирования цен, зам. руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова обозначила ее основные недостатки: необязательность регистрации цен; различные подходы к формированию торговых надбавок в субъектах РФ; серьезные проблемы при формировании стартовых цен при проведении аукционов, связанные с недостатком информации. Кроме того, отсутствует механизм контроля за сформированными ценами, в т.ч. контроль достоверности представленной информации. Несмотря на это, по словам Елены Тельновой, "фармрынок обречен на государственное регулирование". Необходимость государственного контроля обусловлена, по мнению г-жи Тельновой, следующими причинами. Во-первых, решение о приобретении препарата не зависит от потребителя, т.к. лекарство назначается врачом или рекомендуется фармацевтом либо провизором. При этом врачи склонны рекомендовать пациентам препараты, имеющие, с их точки зрения, наибольшую клиническую эффективность безотносительно к уровню цен. Во-вторых, при назначении препаратов огромное значение приобретает маркетинговая работа фирм. В-третьих, в условиях, когда доход аптеки определяется стоимостным объемом проданных препаратов, фармработники заинтересованы в реализации более дорогих ЛС. В-четвертых, потребитель не располагает необходимой информацией о ценах на необходимый ему препарат, а желание выздороветь побуждает его приобретать дорогие лекарства.

Кроме того, подчеркнула Елена Тельнова, серьезные изменения на валютном рынке, начавшиеся в IV квартале 2008 г., не могли не отразиться на потребительских ценах, в т.ч. на ценах на ЛС. Самый большой всплеск был отмечен в I квартале 2009 г., когда, поданным Росздравнадзора и Росстата России, произошло значительное повышение цен на препараты массового спроса. В то же время Елена Тельнова согласилась с мнением директора по маркетинговым исследованиям ЦМИ "Фармэксперт" Давидом Мелик-Гусейновым, отметившим, что "благодаря значительному росту цен на лекарства мы практически не почувствовали кризиса в фармотрасли". Однако в целом это не устраняет необходимость совершенствования системы государственного регулирования цен на ЛС, констатировала Елена Тельнова. Острота этой проблемы, по ее словам, обусловлена рядом причин, в числе которых появление признаков финансового кризиса на фармрынке, преобладание импортных препаратов, сырьевая зависимость отечественной фармпромышленности, несовершенство существующей системы ценообразования, отсутствие действенной системы контроля закупок лекарств для государственных нужд, а также отсутствие преференций для отечественных производителей. На устранение части этих недоработок, по словам Елены Тельновой, направлено Постановление Правительства РФ N 654 от 08.08.2009 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства". В частности, подчеркнула зам. руководителя Росздравнадзора, "введение протоколов согласования цен и мониторинг цен позволят сделать систему ценообразования на лекарственные средства более открытой".

Также, по словам начальника Управления по регулированию цен на продукцию оборонного комплекса и социально значимые товары и услуги Федеральной службы по тарифам Игоря Бодягина, в настоящее время идет активная доработка методики определения органами исполнительной власти субъектов РФ предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на ЖНВЛС. В частности, обсуждаются поступившие из регионов предложения не устанавливать размер надбавки в зависимости от стоимости препарата.

Т.ПАНФИЛОВА