Мудрый Юрист

"Рыночные механизмы не могут быть основой системы лекарственного обеспечения"

"Менеджер здравоохранения", 2009, N 11

Существующая модель управления фармотраслью привела к разрушению и деградации российской фарминдустрии: производство субстанций практически прекращено, затраты на разработки инновационных препаратов не идут ни в какое сравнение с аналогичными расходами так называемой Большой фармы и т.д. В этой ситуации государство должно взять на себя ответственность за доступность, качество, стабильность и равноправие системы лекарственного обеспечения населения. При этом определяющим в выборе вектора развития системы лекарственного обеспечения населения должен стать не закон рынка, а фундаментальный закон социальной справедливости.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. перед Россией ставится задача войти в пятерку ведущих экономик мира. Эта цель может быть достигнута только путем инновационного развития на базе высоких технологий, среди которых ключевую роль играет биотехнология.

Для начала некоторые цифры. В 2008 г. у западных компаний было закуплено лекарственных средств на 280 млрд. руб. и медицинских изделий на 54 млрд. руб. Эти же аналоги российского производства были бы на 30% дешевле, мы сэкономили бы около 110 млрд. руб. и могли бы вложить полученные средства в отечественную медицинскую и фармацевтическую промышленность. В отрасль надо вкладывать, ведь основным покупателем медицинских изделий является государство: оно приобретает 90% медицинских изделий и более 50% форм лекарственных препаратов. И пока в России сохранен научный и производственный потенциал, при определенной поддержке государства можно сделать так, что отечественная промышленность станет основным поставщиком медицинских изделий внутри страны.

Однако существующая модель управления развитием российского фармацевтического рынка привела к разрушению и деградации отечественной фармацевтической индустрии: фактически прекращено производство субстанций, отечественные производители оттеснены в нишу дешевых и устаревших лекарств, сворачиваются разработки новых лекарств.

Подготовленный Министерством промышленности и торговли России проект Стратегии развития фармацевтической отрасли до 2020 г. содержит широкий спектр компетентных предложений по созданию условий для развития локальной системы разработки и производства лекарственных средств. Вместе с тем данный проект является ярким отражением сложившейся управленческой практики, где сделана безальтернативная ставка на усиление потенциала частного бизнеса, в основе которого лежат рыночные механизмы и получение прибыли. Но рыночные механизмы не могут быть основой системы лекарственного обеспечения. Поэтому государство должно взять на себя ответственность за доступность, качество, стабильность и равноправие системы лекарственного обеспечения населения и последовательно реализовывать данные принципы во всех звеньях рассматриваемой цепочки. Не закон рынка, а фундаментальный закон социальной справедливости должен стать определяющим в выборе вектора развития системы лекарственного обеспечения населения.

Поэтому мы считаем, что фармацевтическая и медицинская промышленность должна стать государственно значимой отраслью. На практике же складывается ситуация, когда в течение последних лет деньги практически не вкладываются в НИОКР, а значит, у нас новые лекарственные препараты не разрабатываются, инновационных препаратов нет, и на 15-20 лет российская фармацевтическая промышленность отстала от западной. Если мы возьмем Большую фарму, то каждый ее участник ежегодно вкладывает в НИОКР до 100 млрд. долл. США. Наши вкладывают лишь десятки миллионов долларов.

Учитывая особенности ситуации, сложившейся в сфере производства и обращения лекарственных средств, требуется комплексный инновационный подход к организации взаимодействия всех субъектов отрасли.

На первом этапе для выработки эффективной стратегии необходим комплексный подход к проблеме: создание системы комплексного контроля над рынком, определение алгоритма принятия ключевых решений, введение механизмов контроля над деятельностью врачебного сообщества, сохранение (на первоначальном этапе) существующей системы контроля качества субстанций, усовершенствование системы государственных закупок, формирование заказа на лекарства и снижение затрат на дистрибьюторов, привлечение инвестиций и новейших технологий. На втором этапе необходимо развитие разработок и производств в России инновационных препаратов (масштабное финансирование НИР и НИОКР, в т.ч. с гарантированной закупкой разработанных препаратов).

Считаю, что сложившаяся ситуация (а именно: наличие широкого спектра системных противоречий между сложившейся в государстве практикой управления отраслевым развитием и требованиями, предъявляемыми к данной модели) диктует разработку и запуск пилотного проекта "Фарма Сити", реализация которого должна протекать, во-первых, в подчиненном четким индикативным планам режиме ручного управления, способного обеспечить необходимый уровень противодействия разрушительным факторам сложившейся управленческой системы. Во-вторых, в рамках особой системы экономического регулирования, содержащей широкий спектр преференций, способных обеспечить привлечение финансовых и технологических инвестиций, реальное взаимодействие науки и бизнеса, практическую реализацию принципа частно-государственного партнерства, в т.ч. с ведущими фармацевтическими транснациональными корпорациями.

В-третьих, на платформе активного участия государства в лице ГК "Ростехнологии" как крупнейшей государственной корпорации, сравнимой по своим ресурсам с ведущими мировыми транснациональными корпорациями, в реализуемых проектах по разработке и производству лекарственных средств.

В-четвертых, на принципах частно-государственного партнерства, реализованных непосредственно на этапе запуска, через участие в качестве партнера ГК "Ростехнологии" одной из ведущих отечественных частных инновационных компаний.

Таким образом "Фарма Сити" представляет собой набор специально созданных административных и экономических условий, привязанных к определенной локации, направленных на стимулирование создания и развития государственного и частного бизнеса в соответствии со стратегией развития отечественной фармацевтической индустрии. Базовые элементы проекта "Фарма Сити" - это ясные, прозрачные правила регулирования, набор преференций, в т.ч. в плоскости обеспечения бюджетных закупок в сфере лекарственного обеспечения, а также участие государства в виде финансовых, инфраструктурных активов.

В основу предлагаемого проекта предлагается положить опыт реализации постановления N 166 о промышленной сборке автомобилей, а также успешный международный опыт, в частности реализацию программ "863" и "Факел" в Китае, создание уникального по своей эффективности БиоСити Правительством Сингапура.

Следующая стратегически важная задача, которую предстоит решить, - это создание институтов фармакоэкономического анализа, уже много лет действующих на Западе, но не действующих в России. В результате неэффективное использование денежных средств, которые идут на лекарственное обеспечение населения, снижает эффективность государственных программ (кстати, по данным некоторых экспертов, введение только принципов фармакоэкономического анализа дает экономию бюджета 20-30%).

При этом, чтобы полностью решить проблему удовлетворения спроса населения в лекарственных средствах и медицинских изделиях, нужно вводить в лекарственное обеспечение населения принципы страхования. Это то, о чем говорил Владимир Владимирович Путин в Курске в июне 2008 г. Для всех стало очевидным: решение проблем лекарственного обеспечения населения только за счет региональных и федерального бюджетов нам не под силу.

Что дает введение принципов лекарственного страхования? Главное: мы привлечем деньги и страховых компаний, и населения. По прогнозам Минпромторга, объем рынка лекарственных средств у нас сейчас 15 млрд. руб., а к 2020 г. он увеличится до 60 млрд. руб., что практически сопоставимо с рынком Франции и Германии. Значит, инвестиционная привлекательность отрасли будет больше. Следовательно, наконец-то мы сможем решить самую главную задачу - удовлетворение спроса населения в лекарственных средствах.

И конечно же на сегодняшний день необходимо поправить нормативно-правовую базу. Нужно внести поправки в Закон "О лекарственных средствах", а также сделать новый закон (или технический регламент) о медицинских изделиях и, конечно, переделать пресловутый 94-й закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Первый зам. руководителя фракции

"Единая Россия", член Комитета Госдумы

по охране здоровья, докт. мед. наук, проф.

Т.ЯКОВЛЕВА