Мудрый Юрист

Характеристика субъекта регистрации незаконных сделок с землей

В данной статье автор рассматривает состав преступления ст. 170 УК РФ, а также особенности квалификации данного вида преступного деяния.

Преступление, предусмотренное ст. 170 УК РФ, является специальным случаем должностного злоупотребления и относится к должностным преступлениям. Таким образом, субъект данного преступления - специальный.

Одним из распространенных определений специального субъекта преступления является определение В.В. Устименко, согласно которому "специальный субъект - это лицо, обладающее наряду с вменяемостью и возрастом уголовной ответственности также иными дополнительными признаками, указанными в законе или прямо вытекающими из него, ограничивающими круг лиц, которые могут нести ответственность за данное общественно опасное деяние" <1>.

<1> Устименко В.В. Специальный субъект преступления. Харьков, 1989. С. 10 - 11.

В большинстве случаев признаки специального субъекта полностью раскрываются в диспозиции той или иной статьи Уголовного кодекса РФ. Что касается ст. 170 УК РФ, то она содержит лишь один признак субъекта преступления - то, что им является должностное лицо.

Определение должностного лица содержится в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ. При этом согласно примечанию данное определение распространяется только на статьи гл. 30 УК РФ "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления". Поэтому с позиции уголовного закона мы не имеем права распространять данное определение на ст. 170 УК РФ, так как она находится в другой главе УК РФ, а применение уголовного закона по аналогии не допускается. Поскольку в УК РФ не содержится иного определения должностного лица, возникает пробел права, который необходимо устранить либо путем внесения в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ изменений, которые позволят распространять определение должностного лица на весь УК РФ, либо путем дополнения ст. 170 УК РФ примечанием, содержащим определение должностного лица - субъекта регистрации незаконных сделок с землей. Поскольку должностные лица, которые имеют возможность совершить запрещенные ст. 170 УК РФ деяния, в силу своей компетенции обладают всеми признаками должностного лица, содержащимися в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ, целесообразнее, на наш взгляд, распространить данное определение на весь УК РФ.

Согласно указанному примечанию должностными лицами являются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Для характеристики субъекта регистрации незаконных сделок с землей указанные в данном определении признаки недостаточны, поскольку субъектом данного преступления может выступить не любое должностное лицо, а только то, в чью компетенцию входит осуществление соответствующих действий. Поэтому для полной характеристики признаков субъекта данного преступления необходимо прибегнуть к систематическому толкованию законодательства.

Особенностью преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, является то, что оно имеет альтернативный состав. Уголовная ответственность наступает за совершение одного из трех предусмотренных в статье деяний: регистрации заведомо незаконных сделок с землей, искажения учетных данных Государственного земельного кадастра или умышленного занижения размеров платежей за землю. В любом случае субъект данного преступления будет обладать такими признаками, как вменяемость, достижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также то, что все они являются должностными лицами. Но в зависимости от того, какими деяниями характеризуется объективная сторона регистрации незаконных сделок с землей, субъект преступления будет обладать также специфическими признаками.

Так, регистрация заведомо незаконных сделок с землей может быть осуществлена только тем должностным лицом, в компетенцию которого входит регистрация сделок с землей. Согласно п. 1 Положения "О Федеральной регистрационной службе", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 451, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация). Следовательно, полномочия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют должностные лица Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов, которые называются государственными регистраторами. Только государственные регистраторы могут быть субъектами преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, в случае, когда оно совершается путем регистрации заведомо незаконных сделок с землей.

Если преступление, предусмотренное ст. 170 УК РФ, совершается путем искажения учетных данных Государственного земельного кадастра, субъектом преступления может выступать только должностное лицо, в компетенцию которого соответственно входит осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества. Согласно п. 1 Положения "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 451, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость). Таким образом, субъектом преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, в форме искажения учетных данных Государственного земельного кадастра являются должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов, которые в соответствии с возложенными на них служебными обязанностями ведут Государственный земельный кадастр.

К уголовной ответственности за умышленное занижение размеров платежей за землю также можно привлекать только тех лиц, в компетенции которых находится установление тех или иных платежей.

Согласно налоговому законодательству РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму земельного налога самостоятельно. Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму земельного налога также самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Что же касается налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, то сумма налога, подлежащая ими уплате в бюджет, исчисляется налоговыми органами.

В связи с этим по поводу признаков субъекта преступления, предусмотренного ст. 170 УК РФ, совершаемого путем занижения размеров платежей за землю, в теории уголовного права однозначного мнения не сложилось. Так, согласно одной из позиций субъектом ответственности за занижение платежей за землю могут быть должностные лица предприятий, учреждений и организаций, ответственные за представление в налоговые органы расчета земельного налога <2>.

<2> См., например: Уголовное право. Особенная часть / В.Д. Иванов. М., 2002. С. 141 - 142.

Данное мнение справедливо критикуется в связи с тем, что "по своей направленности ст. 170 УК РФ имеет в виду ответственность должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства в области земельных отношений. Поэтому уклонение от уплаты налога на землю, совершенное должностными лицами организации, влечет ответственность по ст. 199 УК РФ" <3>.

<3> Путилин А.В. Уголовная ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей: Дис. ... к.ю.н. Краснодар, 2006. С. 130.

Рассматриваемое преступление чаще всего совершается в соучастии, "по заказу". В таких случаях при квалификации необходимо учитывать положения ч. 4 ст. 34 УК РФ, согласно которой лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса, участвовавшее в совершении преступления, предусмотренного этой статьей, несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника.