Мудрый Юрист

К вопросу о содержании понятия "квалифицированная юридическая помощь"

Плетень А.С., старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Хабаровской государственной академии экономики и права.

Статья посвящена раскрытию содержания термина "квалифицированность", используемого законодателем для качественного определения содержания конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи. Приводятся международные нормы, нормы Закона об адвокатуре, правовые позиции Конституционного Суда РФ, а также различные доктринальные точки зрения по исследуемому вопросу. Данный анализ позволяет сформулировать объективные требования, предъявляемые к юридической помощи, для признания ее квалифицированной.

The article is devoted to the term "qualified" used by the legislator to determine the content of constitutional right to receive qualified legal assistance. The author cites international norms, norms of the law on the advokatura, legal positions of the RF Constitutional Court and various doctrinal viewpoints on the issue. The analysis enables objective requirements for legal assistance to be formulated in order to deem it to be qualified <*>.

<*> Pleten A.S. On the concept "qualified legal assistance".

В настоящее время существуют различные точки зрения по поводу понятия и содержания термина "квалифицированность". Проведя анализ существующих по данному вопросу мнений, представляется возможным сформулировать и определить необходимые и достаточные требования, предъявляемые к юридической помощи, для признания ее квалифицированной.

Следует отметить, что каких-либо четких единых требований ко всем лицам, оказывающим квалифицированную юридическую помощь, закон не предъявляет. Нормативно как квалифицированная юридическая помощь определяется лишь адвокатская деятельность (ст. 1 Федерального закона об адвокатской деятельности и адвокатуре <1>, далее - Закон об адвокатуре), однако юридическую помощь могут оказывать и представители, не являющиеся адвокатами, но имеющие юридическое образование: нотариусы, юристы. И все же существует мнение, что квалифицированная юридическая помощь может оказываться только адвокатами.

<1> Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

Право на квалифицированную юридическую помощь является конституционным, соответственно с ним корреспондирует обязанность государства создать определенные условия по его реализации. В настоящее время такие условия государством созданы, в частности Законом об адвокатуре, в котором государство установило достаточно серьезные профессиональные требования к адвокатам. Таким образом, ответственность за деятельность адвокатов, за квалифицированность оказываемой ими помощи государство полностью разделяет. Однако в то же время гарантировать деятельность иных представителей юридической профессии государство не может, поскольку их деятельность государством регламентирована лишь отчасти. Учитывая все это, некоторые исследователи понятия "адвокатская деятельность" и "квалифицированная юридическая помощь" признают равнозначными <2>.

<2> См., напр.: Альбрант Н.В. Конституционное право на получение адвокатской помощи в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2005. С. 62 - 65.

Между тем высказываются и мнения, что понятия "квалифицированная юридическая помощь" и "адвокатская деятельность" соотносятся как общее и частное. В данном случае надо иметь в виду, что квалифицированная юридическая помощь может оказываться в различных формах. В юридической помощи граждане нуждаются не только в случаях обращения в суд или в случаях задержания по подозрению в совершении преступления, но и в обыденной жизни, когда требуется удостоверить какое-либо имущественное право, сделку, защитить права и законные интересы путем совершения нотариальных действий, получить юридическую консультацию, выбрать вариант поведения с учетом действующего законодательства и т.п.

Здесь можно согласиться с О.В. Невской, которая пишет, что для решения вопроса об отнесении юридической помощи к разряду квалифицированной необходимо выяснить два момента: кто и как ее оказывает <3>. По вопросу о том, кто может быть признан субъектом оказания квалифицированной юридической помощи, существуют различные точки зрения. Выше уже было отмечено, что определение в качестве таких субъектов только адвокатов представляется неверным. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. <4> норма ст. 59 АПК РФ была признана не соответствующей Конституции РФ, поскольку в ней было закреплено, что выступать в арбитражном суде в качестве представителей могут только штатные сотрудники организации либо адвокаты. Потому что помимо адвокатов субъектами оказания юридической помощи являются и частнопрактикующие юристы. Посредством оказания правовых услуг может быть реализовано их конституционное правомочие на предпринимательскую деятельность, свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии (ст. 34; ч. 1 ст. 37 Конституции РФ).

<3> Невская О.В. Что такое квалифицированная юридическая помощь? // Адвокат. 2004. N 11. С. 23.
<4> По делу о проверке конституционности ч. 5 ст. 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 15-П // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3282.

Итак, квалифицированную юридическую помощь может оказать только квалифицированный специалист - лицо, обладающее специальными познаниями в области права, т.е. юрист. Подтверждением наличия у лица специальных познаний в области права, его способности оказывать квалифицированную юридическую помощь могут служить диплом о высшем юридическом образовании и иные документы о юридическом образовании, а также документы, подтверждающие наличие у данного лица опыта работы по юридической специальности либо прохождение им соответствующей стажировки.

В целом данные требования носят формальный характер. И, как замечает А.А. Воронов, такие формальные признаки не являются гарантией получения квалифицированной юридической помощи.

Так, хотя наличие юридического образования у лица, оказывающего юридическую помощь гражданам, является обязательным, его недостаточно для оказания квалифицированной юридической помощи. В этой части законодателю и правоприменителю предоставляется возможность с учетом правовой ситуации, отечественного и зарубежного опыта выработать единую позицию в вопросе о критериях, используемых для оценки способности оказывать квалифицированную юридическую помощь по отдельным категориям дел и для защиты определенных категорий лиц <5>.

<5> Воронов А.А. Некоторые проблемы реализации российской адвокатурой функции по оказанию квалифицированной юридической помощи // Адвокатура. Государство. Общество: Сборник материалов III Всероссийской конференции / Отв. ред. С.И. Володина, Ю.С. Пилипенко. М., 2006. С. 21 - 23.

Отсутствие единых требований к квалификации лиц, оказывающих юридическую помощь, приводит к тому, что весь процесс оказания юридической помощи не проверяется государством. Поэтому осуществление контроля за качеством юридической помощи также необходимо отнести к требованиям, предъявляемым к субъектам оказания квалифицированной юридической помощи и к их деятельности. Данные требования могут предъявляться в форме сдачи специального экзамена, включающего не только теоретические, но и практические вопросы, стажировки, опыта работы и т.д. Так, приобретение адвокатского статуса складывается из трех основных аспектов: высшее юридическое образование либо ученая степень по юридической специальности, стаж работы по юридической специальности и решение соответствующей квалификационной комиссии, принимаемое на основании сдачи квалификационного экзамена.

Однако в мае 2007 г. нормы Закона об адвокатуре, устанавливающие, что одним из условий приобретения статуса адвоката является сдача претендентом квалификационного экзамена квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, рассматривались Конституционным Судом РФ на предмет соответствия Конституции Российской Федерации <6>. В частности, по мнению заявителя, оспариваемые законоположения, ставя приобретение гражданином статуса адвоката в зависимость от результатов сдачи им квалификационного экзамена соответствующей комиссии, нарушают его право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, равенство граждан, их объединений перед законом, свободу деятельности общественных объединений.

<6> См.: Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Соколова Андрея Алексеевича на нарушение его конституционных прав положениями Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации": Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2007 г. N 364-О-О // Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. 2007. N 20.

Однако Конституционный Суд РФ указал, что Конституция Российской Федерации не содержит указания на критерии, соблюдение которых свидетельствует о должном уровне квалификации лиц, оказывающих гражданам юридическую помощь; определение таких критериев относится к компетенции законодателя, который при этом должен исходить из необходимости обеспечения задач правосудия, имеющих публично-правовой характер, конституционного принципа состязательности и равноправия сторон и обязанности государства обеспечить каждому квалифицированную юридическую помощь.

Таким образом, законодатель, устанавливая основания приобретения статуса адвоката, может предусмотреть особые требования к лицам, претендующим на приобретение такого статуса, в том числе касающиеся способов определения их квалификации, что само по себе не противоречит Конституции Российской Федерации и ее статьям 6 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 37 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3), 56 (часть 3).

Кроме того, установление подобных требований согласуется с п. 2 ст. 1 Конвенции МОТ N 111 1958 г. относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией <7>.

<7> О дискриминации в области труда и знаний: Конвенция Международной организации труда 1958 г. N 111 // Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. N 44. Ст. 448.

Однако, как указывалось выше, в настоящее время требования о сдаче квалификационного экзамена предъявляются только к адвокатам. Поэтому сегодня весьма положительно расценивается существовавшая некогда практика лицензирования деятельности по оказанию юридических услуг (получившая свое распространение среди юристов - не адвокатов). Речь идет о Постановлении Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг" <8>, которым была сделана попытка упорядочить деятельность по оказанию юридической помощи. При лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг предъявлялись четкие требования к лицам, желающим осуществлять такую деятельность (высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет), а также была предусмотрена ответственность за осуществление соответствующей деятельности без лицензии или с нарушением условий ее действия. "Лишь за два года Минюст России и органы юстиции в субъектах Федерации выдали 7 тыс. лицензий, также был создан отдел лицензирования юридических услуг" <9>. Подобная практика существует и в ряде зарубежных стран. Например, в США, для того чтобы заниматься юридической практикой, необходимо получить патент адвоката. Однако в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" <10>, согласно которому юридическая деятельность не подлежит лицензированию, указанное Положение было отменено. Ю.И. Стецовский пишет, что данное решение было радикальным, и согласиться с ним вряд ли возможно, поскольку отказ в выдаче препятствовал оказанию правовых услуг неподготовленными лицами. Лицензия в определенной степени дисциплинировала юриста <11>.

<8> О утверждении Положения о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1550. Утратило силу.
<9> Стецовский Ю.И. Адвокатура и государство. М., 2007. С. 381 - 382.
<10> О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33. Ст. 3430.
<11> Стецовский Ю.И. Адвокатура и государство. М., 2007. С. 382 - 383.

Следует также иметь в виду, что не всякая юридическая помощь, которая оказывается лицом, имеющим специальные познания в области права, будет являться квалифицированной. Поэтому и существует еще один критерий, по которому можно судить, является юридическая помощь квалифицированной или нет. Этот критерий относится не к субъекту, оказывающему юридическую помощь, а непосредственно к его деятельности по оказанию этой помощи. Такая помощь должна быть оказана юридически грамотно, качественно. Ценность гарантии, закрепленной в ч. 1 ст. 48, состоит не столько в том, что каждый может сослаться на предоставляемое Конституцией право бесплатной юридической помощи, сколько в том, что законодательство, регламентирующее предоставление такой помощи, может быть оспорено на предмет соответствия Конституции, если эта помощь окажется неэффективной <12>. Международная практика в большей степени здесь использует термин "эффективная юридическая помощь". При этом большие трудности возникают при определении показателей, по которым можно судить о том, что помощь была оказана юридически грамотно, качественно, эффективно.

<12> Лейбо Ю.И. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина" / Под ред. К.А. Экштайна. М., 2000. С. 321.

Полагаем, что при разрешении вопроса о качестве юридической помощи необходимо руководствоваться стандартами качества такой помощи, установленными как в международных правовых актах, так и в законодательстве Российской Федерации.

Основными международными правовыми актами, в которых устанавливаются стандарты качества юридической помощи, являются Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке) <13> и Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа, 7 сентября 1990 г. в Гаване) <14>. В Российской Федерации стандарт качества оказываемой квалифицированной помощи закреплен прежде всего в Законе об адвокатуре. Из содержания указанных нормативных правовых актов вытекает, что стандарт качества юридической помощи состоит в том, что лицо, ее оказывающее, должно надлежащим образом осуществить защиту прав, свобод и интересов граждан и обеспечить им доступ к правосудию <15>.

<13> Советская юстиция. 1991. N 20. С. 19.
<14> Бюллетень международных договоров. 2001. N 3.
<15> Невская О.В. Что такое квалифицированная юридическая помощь? // Адвокат. 2004. N 11. С. 25.

По мнению авторского коллектива под руководством Ф.М. Рудинского <16>, требование эффективности юридической помощи предполагает введение и специального термина - "минимальные стандарты квалифицированной юридической помощи". Последние должны в себя включать: наличие юридического образования у лица, оказывающего юридическую помощь; предъявление к лицу, оказывающему отдельные виды юридической помощи, специальных требований (квалификационный экзамен, стаж и т.д.); юридическая помощь должна быть оказана активно.

<16> Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики / Под ред. Ф.М. Рудинского. М., 2006. С. 399.

Кроме того, необходимо помнить о том, что юридическая помощь может называться качественной, квалифицированной только в том случае, если при ее оказании не были нарушены нормы законодательства и профессиональной этики юриста. В частности, можно говорить о том, что неквалифицированной является юридическая помощь, оказанная адвокатом с нарушением норм Кодекса профессиональной этики адвоката <17>. Как правило, такие нормы получают непосредственное закрепление в законодательстве. Так, в соответствии с п. 1 ст. 8 Кодекса профессиональной этики адвоката при осуществлении профессиональной деятельности адвокат честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполняет обязанности, активно защищает права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законодательством средствами, руководствуясь Конституцией РФ, законом и указанным Кодексом. Аналогичная норма содержится в подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре. Если данная этическая норма будет нарушена адвокатом при оказании юридической помощи, можно констатировать, что эта помощь была оказана неквалифицированно. Вместе с тем, если адвокат допускает фамильярные отношения с доверителем, нарушая тем самым норму адвокатской этики, закрепленную в п. 5 ст. 10 Кодекса профессиональной этики адвоката, но при этом защищает права, свободы и законные интересы своего доверителя всеми возможными способами, юридически грамотно, вряд ли можно говорить о том, что оказанная им юридическая помощь была оказана неквалифицированно.

<17> Кодекс профессиональной этики адвоката: принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. // Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. 2003. N 3.

Бесспорно, что говорить о квалифицированной юридической помощи можно будет только при соблюдении всех вышеназванных критериев, равно как бесспорно и то, что все эти критерии должны быть заложены в нормативном правовом акте <18>.

<18> Возможно закрепление критериев квалифицированности в соответствующем регламенте, в частности по аналогии с Примерным регламентом деятельности Регионального центра содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений высшего профессионального образования (письмо Рособразования от 4 апреля 2006 г. N 14-17-7/03), Регламентом проведения организационных мероприятий в Аппарате Москомспорта (Приказ Москомспорта от 5 сентября 2002 г. N 617А (в ред. от 6 марта 2003 г.)) и др.

По мнению Г.М. Резника, квалифицированной в соответствии с мировой практикой может считаться помощь, оказываемая специалистами по праву - как минимум лицами, имеющими юридическое образование, при обязательном соблюдении профессиональных стандартов и этических норм, поддерживаемых профессиональным контролем. Вне этих стандартов и норм юридическая помощь квалифицированной признана быть не может. Оказание квалифицированной юридической помощи - публичная функция государства. Поэтому оказание квалифицированной юридической помощи не может быть по самой природе предпринимательской деятельностью, направленной на извлечение прибыли. Следовательно, оказание юридических услуг любыми лицами, вне каких бы то ни было профессиональных стандартов, нарушает конституционные нормы о правовом государстве, равенстве граждан и квалифицированной юридической помощи <19>.

<19> Резник Г.М. К вопросу о конституционном содержании понятия "квалифицированная юридическая помощь" // Адвокат. 2007. N 4. С. 25 - 27.

Здесь уместно отметить, что данная мысль не раз звучала в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Так, в Постановлении от 28 января 1997 г. N 2-П было обозначено, что, "гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, в том числе в уголовном судопроизводстве, и во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии" <20>. Подчеркивая необходимость принятия соответствующего нормативного акта, Конституционный Суд прямо указал, что "критерии квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве... устанавливает законодатель путем определения соответствующих условий допуска тех или иных лиц в качестве защитников".

<20> По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Б.В. Антипова, Р.Л. Гитиса и С.В. Абрамова: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1997 г. N 2-П // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. N 1.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе граждан С.В. Бородина, В.Н. Буробина, А.В. Быковского и др. на нарушение их конституционных прав ст. 7, 29, 182 и 183 УПК РФ от 8 ноября 2005 г. в очередной раз было отмечено: "Государство соответственно обязано обеспечить не только подготовку квалифицированных юридических кадров и определить квалификационные требования в отношении лиц, оказывающих юридическую помощь, но и создать надлежащие условия гражданам для реализации этого конституционного права, а лицам, оказывающим юридическую помощь, в том числе адвокатам, - для эффективного осуществления их деятельности..." <21>.

<21> По жалобе граждан С.В. Бородина, В.Н. Буробина, А.В. Быковского и других на нарушение их конституционных прав статьями 7, 29, 182 и 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 г. N 439-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2006. N 2.

В данном Определении еще раз указано на пробельность законодательства, регламентирующего общие требования, предъявляемые к субъектам оказания квалифицированной помощи и к их деятельности.

Причем между представленными решениями Конституционного Суда прошло порядка восьми лет, однако проблема все так же остается нерешенной.

Итак, для признания юридической помощи квалифицированной необходимо руководствоваться всей совокупностью рассмотренных критериев. Так, она должна оказываться специальными субъектами - юристами. Квалифицированной будет помощь, предоставленная качественно, с соблюдением норм действующего законодательства.

Кроме того, учитывая, что такая помощь гарантируется государством, целесообразно наладить контрольные функции последнего, в том числе через механизм введения специальных экзаменов, стажировок. Бесспорно, что лучшим вариантом решения данной проблемы станет законодательное оформление всех критериев квалифицированной юридической помощи.