Мудрый Юрист

Шанс установить правила игры

"Медицинский вестник", 2009, N 12

Пытаясь нивелировать последствия финансового кризиса, российское правительство разработало программу антикризисных мер. В чем ее суть и что значат "антикризисные меры" для здравоохранения? "Кризис - это шанс установить правила игры! В центре антикризисного плана должен быть человек", - считает помощник председателя Счетной палаты РФ профессор Владимир ГРИШИН. О своих антикризисных предложениях он рассказал в интервью корреспонденту "MB" Сергею Литвиненко.

Вполне реально сделать полностью бесплатной медицинскую помощь всем детям и подросткам, беременным женщинам. То же самое - для пенсионеров и инвалидов, а потом и для работающих граждан. Детям необходимо обеспечить бесплатность стоматологической помощи и слухопротезирования, размещая заказ, в том числе, и в частном секторе. К оказанию помощи необходимо активнее привлекать потенциал медслужбы РАО РЖД.

Хорошей альтернативой этой мере было бы, скажем, двукратное увеличение тарифов на медуслуги в первичном звене. Это не поздно сделать и сейчас: увеличьте тариф, увяжите его с объемом и качеством работы, оплачивайте работу ЛПУ только через систему ОМС и дайте возможность коллективу поликлиники самому распределять заработанные(!) деньги с применением КТУ. Так, развивая первичное звено, в том числе за счет закупок оборудования в рамках нацпроекта, мы добьемся того, чтобы пациент обращался в поликлинику как в центр здоровья, а врач понимал, что за каждым пришедшим к нему на прием человеком идут реальные деньги.

Несколько лет изучаю и говорю про медицинские персональные счета (принцип "деньги следуют вместе с пациентом") - выделение каждому гражданину фиксированной суммы на безналичную оплату медицинской помощи (экономическая суть - родовый сертификат). Это дает хоть какую-то определенность и возможность гражданам планировать расходы, а государству - ресурсы. У каждого (и пациента, и медиков, и финансистов) возникает осознание экономического наполнения социальных обязательств государства в медицинской сфере. В этом случае можно и про здоровый образ жизни говорить. Пока же у нас, с одной стороны, - врач без денег, с другой - пациент без средств. Как медицинскую помощь-то оказывать?!

Кстати, ряд территорий при расчетах потребности в финансах уже применяет предлагаемый мною механизм медицинских счетов.

Возможен и такой метод: берем 10 тысяч отечественных и зарубежных новых технологий по диагностике и лечению пациентов, финансируем их, внедряем повсеместно и спрашиваем за это. Назовем это принципом "деньги следуют за новациями". Так же можно внедрять в отрасли организационно-экономические новшества.

По данным страховщиков, порядка 5000 ведомственных ЛПУ работают в системе ДМС. Можно хоть завтра всех их снять с бюджетной подпитки и перевести в статус автономных учреждений, пусть выживают... Сегодня же они, живя за государственный счет, оказывают платные услуги (называя их ДМС).

После создания Минздравсоцразвития РФ надо бы провести и последовательную реструктуризацию сети учреждений двух объединенных министерств в соответствии с интенсивностью лечебного процесса, уровнями и этапами медико-социальной помощи.

Это задача службы скорой помощи и этим, безусловно, надо заниматься. Но в чем антикризисность указанной программы? Диспансеризация? Так ведь диспансерное наблюдение вообще является функциональной обязанностью врача. Хорошо, осмотрели массу пациентов, а дальше что?

Программы по борьбе с туберкулезом, совершенствование помощи при онкозаболеваниях, развитие службы крови... Это задачи на долгие годы, там иные причины и подходы к реализации. Неясно, в какой форме получит развитие нацпроект "Здоровье". Нет срочности и в информационных прожектах.

А сейчас с бюджетом проблемы, взносы поступают плохо, доходы населения тают. Значит, люди, потеряв возможность платить за услуги, ринутся за бесплатной медпомощью в государственные больницы и поликлиники. Придут, а им скажут: денег нет. А где деньги? На них куплено оборудование или ведется стройка...

В системе ОМС необходимо внедрить "ручное управление финансами", может быть, даже отказаться от законодательного закрепления субвенций по территориям. Сегодня центр попал в зависимость от регионов, которые требуют субвенций "согласно списку", зачастую не выполняя бюджетных обязательств местного уровня.

Следует посмотреть и на систему управления здравоохранением, на количество и качество различных организаций вокруг и внутри отрасли (зачем нам несколько НИИ по организации здравоохранения, да еще факультеты и кафедры этого профиля). Предстоит сократить текущие расходы и Федеральному фонду ОМС. Например, на научные разработки и подготовку кадров (что именно мы изучаем и преподаем, если до сих пор неясно, какую модель внедряем?).

Нелогична запись в антикризисной программе о приоритетной помощи территориям, обеспечивающим выполнение программы госгарантий. Правильнее было бы оказывать помощь тем, кто больше в ней нуждается.

Не мешает вернуться к трехсторонним соглашениям, укрепляющим вертикаль управления: территория - Федеральный фонд ОМС - министерство, по которым все стороны берут на себя обязательства, и только в случае их выполнения получают средства или оборудование из центра (даже установленные законом).

Нужны организационно простые, понятные пациентам и медикам, легко реализуемые, адресные, экономичные и эффективные меры, непременно сокращающие платность и повышающие доступность медицинской помощи всем слоям населения.

Мне довелось принимать решения в экономически трудное время. Кризис дает шанс установить новые правила игры. Искусство управленцев - использовать этот шанс.

Корреспондент "MB"

С.ЛИТВИНЕНКО