Мудрый Юрист

Здравоохранению прописали средство от кризиса

"Фармацевтический вестник", 2009, N 12

Необходимость государственного контроля за использованием бюджетных средств, мониторинг ценообразования на ЛС, фиксирование оптовых и розничных надбавок, а также пересмотр ряда перечней обсуждали на заседании Комитета Госдумы, состоявшемся 25 марта. Правительственной программе антикризисных мер на 2009 г., в которой определено, что социальные обязательства государства перед населением, принятые до начала кризиса, будут выполнены в полном объеме, была дана положительная оценка.

На заседание комитета были приглашены руководители департаментов Минздравсоцразвития России: Ольга Кривонос, Диана Михайлова, Владимир Зеленский и зам. руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова. Представленная программа антикризисных мер сохраняет все защищенные статьи финансирования, т.е. сохраняется объем финансирования по заработной плате, питанию, расходам на медикаменты, коммунальные услуги и др. Кроме того, приоритетным остается оказание доступной и качественной медицинской помощи, не сокращается и программа государственных гарантий. "Очень важно, что в приоритете по-прежнему остается вся социальная сфера", - отметила, открывая заседание комитета, его председатель Ольга Борзова.

Как сообщил директор Департамента развития медицинского страхования Владимир Зеленский, в рамках программы антикризисных мер правительства предусматривается поддержка субъектов РФ за счет средств Федерального ФОМС и федерального бюджета на выполнение территориальных программ госгарантий: "Но при этом мы будем также требовать от субъектов Федерации выполнения определенного набора мероприятий, таких как недопущение снижения объемов медицинской помощи и расходов на медпомощь". По его словам, в настоящее время осуществляются расчеты по выделению от 30 до 50 млрд. руб. на предоставление дополнительных дотаций в территориальные фонды ОМС для покрытия дефицита территориальных программ ОМС, который на настоящий момент составляет 160 млрд. руб.

В 2009 г. норматив финансовых затрат по программе обеспечения необходимыми лекарственными средствами составлял 465 руб. на человека (общий объем средств 28,3 млрд. руб.). С 1 апреля 2009 г. этот норматив предусмотрено увеличить до 480 руб. Помимо этого, в конце 2008 г. все регионы получили дополнительное финансирование в размере 12,2 млрд. руб. на реализацию этой программы. "Таким образом, в результате суммирования всех средств, выделенных на программу, норматив финансовых затрат достиг 639 руб. При этом следует сказать, что на 1 января 2009 г. оставили за собой право пользоваться этой программой с набором социальных услуг по лекарственному обеспечению 5075 тыс. жителей Российской Федерации", - сообщила директор Департамента развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники Минздравсоцразвития России Диана Михайлова.

"Несмотря на неоднозначность ситуации с лекарственным рынком в федеральном сегменте программы нам удалось не только сохранить цены 2008 г., но и на 15% их снизить", - добавила она.

Объем финансовых средств по лекарственному обеспечению высокозатратных нозологий на второе полугодие предусмотрен в размере 18 млрд. руб. "Эта программа реализуется на условиях софинансирования, поскольку действует Постановление Правительства N 890. Однако регионы стараются возложить обеспечение этой группы больных в полном объеме на федеральный бюджет, а в своих бюджетах не предусматривают средства для закупки лекарственных средств", - констатировала Диана Михайлова. По ее словам, в регионах мы наблюдаем уменьшение выделения бюджетных ассигнований как по Постановлению N 890, так и по Программе обеспечения лекарствами больных, страдающих социально значимыми заболеваниями.

На фармацевтическом рынке в 2008 г. по сравнению с двумя предыдущими годами идет рост объема потребления во всех секторах (как коммерческом, так и государственном) за счет реализации двух программ. Причем соотношение сохраняется с преобладанием коммерческого сектора. На госпитальный сектор и сектор государственных закупок приходится одна четверть всего объема фармацевтического рынка.

По утверждению Дианы Михайловой, ситуация, сложившаяся на фармрынке в начале 2009 г., обусловлена ростом валютной корзины. В целом это отражает общую экономическую ситуацию не только в стране, но и в мире. Анализ показал, что наибольший рост цен на препараты отмечен в Северо-Западном, Южном и Центральном федеральных округах. Гораздо меньше цены выросли в Уральском и Сибирском федеральных округах. Это говорит о том, как органы исполнительной власти на местах отслеживают и контролируют оптовые и розничные предельные надбавки - такие полномочия переданы в органы исполнительной власти субъектов.

На сегодняшний день, отмечает Диана Михайлова, рост цен наблюдается как в розничном, так и дистрибьюторском оптовом сегменте: "Однако если цены производителей повысились в среднем на 5%, то наибольший прирост отмечается как раз в розничном сегменте".

Согласно программе антикризисных мероприятий, разработанных Минздравсоцразвития России, предлагается ввести обязательную регистрацию цен на препараты, входящие в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Порядок регистрации цен на данные препараты определен Постановлением Правительства N 782.

"К сожалению, только 20% производителей регистрируют цены на сегодняшний день в Росздравнадзоре. Значит, из заявительного характера этот процесс надо сделать обязательным. Причем отечественные производители должны показать при регистрации цены себестоимость лекарственного средства, а по импортным лекарственным средствам должна быть разработана методика сравнительных цен по Европе и сравнительных цен на аналогичные лекарственные средства, которые уже зарегистрированы. Такое поручение уже дано первым вице-премьером Федеральной службы по тарифам. Вторая мера - предлагается уже на уровне регионов контролировать торговые надбавки в оптовом и розничном сегменте рынка. В перечне поручения первого вице-премьера Игоря Шувалова определено, что эти наценки должны быть минимизированы", - сказала Диана Михайлова.

"У нас средние торговые надбавки составляют 15-20%. Однако в связи с тем, что товаропроводящая цепочка достаточно длительная - до аптеки, которая закупает лекарственные средства, может быть несколько посредников, и каждый из них считает своим священным долгом заложить свою максимальную наценку. А эта наценка должна быть фиксированной независимо от того, сколько посредников будет участвовать", - уверена зам. руководителя Росздравнадзора Елена Тельнова. "Следующие меры, которые мы предложили, - это проведение мониторинга цен (функция будет закреплена за Минздравсоцразвития России и Росздравнадзором), пересмотр ряда перечней, в частности - минимального ассортимента лекарственных средств, что позволит сохранить доступность лекарственного обеспечения, а также разработка законодательных актов по улучшению обеспечения медикаментами сельского населения. Свою задачу в реализации антикризисных мер, мы видим, прежде всего, в усилении контрольных мероприятий на всех уровнях. И первое - это контроль за рациональным использованием бюджетных средств", - подчеркнула Елена Тельнова.

Сейчас много говорится о необходимости развивать отечественную фармпромышленность, для чего нужно упростить регистрацию лекарственных средств и другие процедуры. Однако, по мнению Елены Тельновой, "развивать отечественную промышленность необходимо, давая ей госзаказ, с тем, чтобы она работала на здравоохранение". В то же время "контроль за качеством лекарственных средств не должен сокращаться".

"У нас произошел беспрецедентный случай, когда компания и завод, который работает по системе GMP, т.е. современнейший завод, перепутал лекарственные препараты. На сегодня в одном препарате находится другой препарат, который сейчас изымается. Однако уже имеется два случая с летальным исходом, - привела в качестве примера случай Елена Тельнова. - Это все говорит о том, что ни в коем случае нельзя сокращать контроль качества. От этого могут пострадать и здравоохранение в целом, и каждый из жителей в частности".

Далее Елена Тельнова остановилась на вопросе доступности лекарств не только для льготников, но и для граждан, которые приобретают препараты за деньги. В связи с этим, по ее словам, необходимо проведение мониторинга цен в коммерческом секторе, совершенствование нормативных актов.

Что касается обязательной регистрации цен на лекарственные средства, то, по мнению зам. председателя Комитета Госдумы по здравоохранению Сергея Колесникова, существует опасность получить "предельно забюрократизированную процедуру", которая может привести к остановке отечественного производства лекарств. Кроме того, депутат предложил Минздравсоцразвития "выйти с пожеланием, чтобы региональные власти включили в систему мониторируемых важнейших показателей цены на лекарства".

Ольга Борзова предложила поддержать проект программы антикризисных мер Правительства РФ с учетом того, что финансирование основных направлений медицинской помощи сохранено: "Это было сделать непросто, так как наше уважаемое Министерство финансов предлагало, чтобы сфера здравоохранения отдала определенные миллиарды и секвестрировала национальный проект "Здоровье".

Как следует из заключения Комитета Госдумы по охране здоровья на программу антикризисных мер, в настоящее время представляется особенно важным провести оптимизацию расходов на здравоохранение и повысить эффективность использования имеющихся ресурсов. В условиях кризиса необходимо сохранить достигнутый уровень лекарственного обеспечения и реализовать комплекс мер по стабилизации цен на лекарства.

Т.ПАНФИЛОВА