Мудрый Юрист

Будут знать, кого "кошмарят" внеплановые проверки малого бизнеса станут возможны только с ведома прокуратуры

"Фармацевтический вестник", 2009, N 12

Генеральная прокуратура утвердила порядок согласования внеплановых проверок малого и среднего бизнеса, к коему относится большинство участников российского фармрынка. Приказ вводится в действие 1 июля, со вступлением в силу закона N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". С 1 июля ни один контролер без ведома работников прокуратуры не сможет проверить предпринимателя. Поводом для внеплановой проверки может стать информация об угрозе вреда здоровью, окружающей среде, безопасности, о чрезвычайной ситуации либо о том, что вред причинен, причем информация не может быть анонимной. В неотложной ситуации к внеплановой проверке можно приступить сразу же, однако необходимо известить прокуратуру в течение суток. Представители регулирующих органов уверены, что фильтр в виде прокуратуры поможет оптимизировать проверки фармпредпринимателей. Однако те слабо верят, что прокурорский контроль облегчит им жизнь.

Генеральная прокуратура России обнародовала 30 марта приказ N 93 от 27.03.2009, который утверждает порядок согласования внеплановых проверок малого и среднего бизнеса. Новые полномочия возложены на органы прокуратуры принятым в декабре прошлого года Федеральным законом N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Нововведения вступают в силу с 1 июля. Таким образом, с этого момента ни один контролер без ведома работников прокуратуры не сможет проверить предпринимателя. Сводный план контрольных мероприятий предполагается публиковать в Интернете.

Приказ Генпрокуратуры регулирует порядок согласования в органах прокуратуры проведения проверок малого и среднего предпринимательства, устанавливает уровни согласования проверок прокурорами субъектов РФ, прокурорами городов, районов и иных территориальных прокуратур. В соответствии с приказом подразделения прокуратуры будут составлять сводный план проведения плановых проверок и согласовывать проведение внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно приказу Генпрокуратуры обязанности по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и согласованию внеплановых выездных проверок Генпрокуратура возложила на подразделения органов прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением федерального законодательства. Основанием для внеплановой проверки предприятий малого бизнеса со стороны территориальных прокуратур может стать информация об угрозе здоровью, окружающей среде и безопасности. "Основанием для проведения внеплановой выездной проверки, подлежащей согласованию в органах прокуратуры, является поступление в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, сведений из средств массовой информации о следующих фактах", - говорится в приказе.

Причем информация не может быть анонимной. "Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о таких фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки", - отмечается в приказе. В неотложной ситуации к внеплановой проверке можно приступить сразу же. Вместе с тем необходимо известить Генпрокуратуру в течение 24 часов. До 1 ноября с.г. ведомства должны передать планы проверок в Генпрокуратуру, сводный план будет опубликован на ее сайте до 31 декабря.

О необходимости принятия решения об отмене проверок малого бизнеса президент Дмитрий Медведев заявил еще в конце марта прошлого года на заседании президиума Госсовета в Тобольске. Как он отметил на заседании, это необходимо для того, чтобы контрольно-надзорные органы "не ходили и не вытягивали деньги с предпринимателей". По его словам, предпринимателей проверяют по 45 направлениям больше 30 ведомств - только на федеральном уровне. Значительные средства приходится тратить на прохождение проверок и оформление документов - в итоге бизнесмены теряют около 10% прибыли.

Малый бизнес ждал принятия соответствующего закона недолго. Документ с названием "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", призванный, по словам самого же г-на Медведева, прекратить "кошмарить бизнес", был подписан Президентом 26 декабря 2008 г. Согласно закону N 294 плановые проверки организаций могут проводиться не чаще, чем один раз в три года. Однако это не относится к организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере здравоохранения и социальной сфере. В отношении таких организаций плановые проверки могут производиться два раза и более в три года. Конкретный перечень видов деятельности, на которые не распространяется ограничение проведения плановой проверки один раз в три года, и периодичность проведения плановых проверок для таких организаций должны устанавливаться Правительством РФ. Ежегодный план проведения плановых проверок контролирующего органа должен доводиться до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте этого органа или иным доступным способом. Проверяемое лицо должно быть уведомлено о проведении плановой проверки не позднее чем в течение трех дней до начала ее проведения.

Новый закон разделяет проверки на документарные и выездные. Выездная проверка может проводиться только в случае, если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений и оценить соответствие деятельности проверяемого лица обязательным требованиям. Проведение проверки допускается только в присутствии руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации. Также закон устанавливает четкий перечень грубых нарушений проверяющих, при совершении которых результаты проверки признаются недействительными. Среди нарушений признаются и несоблюдение сроков проведения проверки, нарушение срока уведомления о проведении плановой проверки.

По мнению экспертов, данная мера сможет снизить давление на малые и средние предприятия, работающие на фармрынке. "Функция прокуратуры как главного координатора контрольно-проверочной деятельности и заключается в том, чтобы оптимизировать всю контрольно-надзорную деятельность в нашей стране в отношении малого и среднего бизнеса, - рассуждает начальник Управления лицензирования и правового обеспечения Росздравнадзора Сергей Максимов. - При этом нужно иметь в виду, что для сферы здравоохранения установлены особые правила. В частности, не применяются такие ограничения, как не чаще чем одна проверка в три года. На количество внеплановых проверок, основанием для которых является, как правило, сообщение о правонарушениях, эти ограничения не установлены. Нелепо устанавливать количество ограничений внеплановых проверок, если орган государственной власти получил сообщение о производстве заводом, например, незарегистрированного лекарственного средства, или все аптеки страны наполнены некачественными изделиями медицинского назначения или лекарственными средствами". Г-н Максимов полагает, что новый механизм проверок для малого и среднего бизнеса будет способствовать уменьшению объемов проверочных мероприятий, их оптимизации: "Чтобы в течение месяца разные органы власти, которые планируют осуществлять контрольную надзорную деятельность, не приходили по нескольку раз".

"Осуществление проверок с санкции прокуратуры, а также формирование публичного реестра проверок является положительным моментом для предприятий. Безусловно, это прогрессивный шаг. Не секрет, что у нас в стране малый бизнес находится под двойным административным давлением, - замечает президент ассоциации аптечных сетей "СоюзФарма" Андрей Егоров. - Речь идет не только о стандартных проверках, а также о мелких проверках и "наездах" со стороны местных служб. Я надеюсь, что приказ будет действительно работать". По словам Андрея Егорова, сейчас как отдельные аптеки, так и аптечные сети еще до вступления в силу нового закона N 294 сталкиваются с тем, что проверяющие органы отказываются вносить факт проверок в соответствующую книгу учета. "Проверяющий в случае отсутствия нарушений отказывается заносить запись в книгу проверок. Получается, что надзорные органы зря ездили и проверяли, - добавляет он. - Проверки должны проходить объективно. Они не должны быть проверками ради проверок, должны содействовать исправлению ситуации у игроков, допускающих нарушения".

Впрочем, некоторые участники рынка с трудом верят, что прокурорский контроль внеплановых проверок сильно облегчит жизнь фармбизнесу. "Как выживали, так и будем выживать. Я уверен, с проверками все равно будут приходить, возможностей сопротивляться этому у бизнеса, особенно малого, нет" - считает генеральный директор аптечной сети "Статим" Артем Левшуков.

О.МАКАРКИНА