Мудрый Юрист

Жизнь по правилам. Корпоративным

"Медицинский вестник", 2009, N 10

Что такое корпоративная культура и зачем она нужна лечебному учреждению? Работа любого ЛПУ и так строго регламентируется профессиональными нормами, многочисленными должностными инструкциями. К чему еще формировать свод корпоративных правил поведения и взаимодействия сотрудников между собой, с руководством и пациентами?

Корпоративная культура существует в любой организации независимо от ее размеров и сферы деятельности. В любом обществе есть свои принципы, нормы, правила, порядки и ритуалы, которыми управляются члены группы. В одних организациях корпоративная культура развивается неосознанно и соблюдается негласно, в других базируется на целом своде законов, обязательных к исполнению.

Фактор лояльности

Создавая свою клинику, владельцы редко задумываются о необходимости формирования корпоративной культуры. Начинающие руководители зачастую рассуждают так: "Создам клинику, оснащу ее новейшим оборудованием, наберу профессионалов, организую работу. Если специалисты будут иметь высокую квалификацию, клиника будет работать эффективно".

Практика показывает, что это далеко не так, говорит И.Ю.Ермакова, руководитель специализации "Менеджмент в индустрии красоты и медицинском бизнесе" инновационно-образовательной компании "РМА" Государственного университета управления.

Рожденная в коллективе

Идеи, правила, нормативы, табу - все это составляет корпоративную культуру. Так, по словам И.Е.Рыбальченко, основными составляющими корпоративной культуры являются миссия учреждения, цели, ценности, корпоративные стандарты работы персонала.

В государственной клинике, развивающей платные услуги, в первую очередь стараются создать комфортные условия для пациента. За палату повышенной комфортности, которая не гарантируется средствами ОМС, легально и бесспорно ЛПУ может получить доплату.

Наиболее оптимальный вариант формирования основ корпоративной культуры - это процесс, в котором участвует весь персонал. Но прежде необходимо провести определенную подготовительную работу, ознакомить коллектив ЛПУ с основными понятиями. Сотрудники должны понять, что принципы и нормы корпоративной культуры призваны создавать особую атмосферу, комфортную для персонала и пациентов. Эта атмосфера в свою очередь влияет на уровень удовлетворенности пациентов и на эффективность работы сотрудников, а значит, отражается как на личной успешности каждого члена коллектива, так и на конкурентоспособности организации в целом, подчеркивает С.М.Луговая.

На втором этапе, советует эксперт, сотрудникам следует предложить самостоятельно сформулировать корпоративные правила своей клиники: как бы они хотели строить отношения с коллегами, руководством, клиентами и организацией в целом. Работу лучше проводить в группах методом "мозгового штурма". Участники должны также изложить на бумаге по пунктам, какое поведение они считают недопустимым, что будет мотивировать выполнение принятых норм поведения. Для этого необходимо определить, какой вид наказания за то или иное нарушение следует назначать, - так формируются корпоративные запреты. Собрав воедино всю информацию и дополнив ее недостающими положениями (если сотрудники упустили что-то важное), разрабатывается в итоге система корпоративных ценностей, свод правил, сгенерированных внутри организации. Корпоративная культура, рожденная самим коллективом, не вызывает отторжения и внедряется довольно быстро и безболезненно. Принятые совместно корпоративные нормы сотрудники будут стараться выполнять сами и добровольно контролировать их соблюдение коллегами.

"Свой - чужой"

Эксперты советуют: проводя собеседование с потенциальным сотрудником, стоит сразу же позаботиться о том, чтобы соискатель заранее получил, возможно, более полную информацию о корпоративной культуре клиники и решил для себя: подходят ли ему предложенные правила игры. Если новый сотрудник в период испытательного срока не принял организационно-корпоративные правила клиники, его не надо удерживать и пытаться перевоспитывать. Такой человек может стать той "паршивой овцой, которая портит все стадо".

Формирование корпоративной культуры - процесс длительный и сложный. Ее носителями, естественно, являются сами сотрудники, но в какой-то момент она преобразуется в корпоративный дух, свойственный именно этому лечебному учреждению. По словам И.Ю.Ермаковой, корпоративная культура, являясь принципиально важным элементом функционирования клиники, становится "реальным фактором повышения ее конкурентоспособности".

Е.ГРИГОРЬЕВА,

Н.МАСКИНА