Мудрый Юрист

Изменения в правовом статусе РПЦ в годы войны

Правовое положение Русской православной церкви в предвоенное время и в период Великой Отечественной войны определялось Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. "О религиозных объединениях", которое хотя и подвергалось в дальнейшем уточнению, редактированию и дополнению, но в целом сохранялось как действующее вплоть до 80-х годов XX в. Оно законодательно закрепило тот факт послереволюционной истории, что религиозное общество вправе заниматься только удовлетворением религиозных потребностей верующих, преимущественно в рамках молитвенного здания, и что следует вытеснить религиозные объединения из всех сфер общества, где до этого они имели право действовать, и вообще запретить им какой-либо "выход" в общество. По сути, религиозные общества превращались в некие резервации для граждан, исповедующих те или иные религиозные убеждения. Одновременно деятельность религиозных организаций, и в частности удовлетворение религиозных потребностей, была обставлена множеством ограничительных и регламентирующих условий <1>.

<1> Якунин В.Н. Правовое положение Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) // История государства и права Советской России. N 1. 2003. С. 17 - 19.

В соответствии с Постановлением ВЦИК РСФСР 1929 г. все церкви и сектантские общины должны быть зарегистрированы в райсоветах депутатов трудящихся <2>.

<2> Государственный архив Белгородской области (ГАБО). Ф. 88. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 4.

В связи с этим необходимо зарегистрировать все действующие церкви, служителей религиозного культа, членов церковного совета и церковных "двадцаток", молитвенные дома сектантов, пресвитеров сект и всех сектантов. При регистрации установить ориентации церквей и название сектантских общин (баптисты, евангелисты и т.д.) <3>. В декадный срок зарегистрировать все действующие церкви, служителей религиозного культа, молитвенные дома сектантов, руководителей сектантских общин и всех их членов. На служителей религиозного культа и руководителей сект заполнить анкеты по предлагаемой форме в двух экземплярах <4>. Членов церковного совета, церковных "двадцаток" и сектантов зарегистрировать по журналу по предлагаемой форме. При регистрации церквей и молитвенных домов точно указать местонахождение церквей и сектантских общин, сколько в общине членов, название общин, когда возникли и по чьей инициативе были созданы. Установить название общин (баптистская, евангелистская и т.д.). Для проведения регистрации выделить одного из членов исполкома и поручить ему в последующее время разрешать все вопросы, связанные с культом. Богослужения помимо церквей и молитвенных домов могут быть только с разрешения исполкома райсовета, и без разрешения исполкома никаких служб не допускать <5>. Регистрация религиозных общин православного вероисповедания, а также их исполнительных органов и служителей культа производится уполномоченными Совета <6>.

<3> ГАБО. Там же. Л. 5.
<4> Государственный архив Белгородской области (ГАБО). Ф. 88. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 4.
<5> ГАБО. Там же. Л. 12.
<6> ГАБО. Там же. Л. 13.

Характерно, что в Инструкции Совета по делам РПЦ для уполномоченных Совета на местах, утвержденной 5 февраля 1944 г., многие положения Постановления ВЦИК 1929 г. были воспроизведены почти дословно: деятельность религиозных общин и служителей культа должна строго ограничиваться культовыми целями... Ввиду того что религиозные общины не пользуются правом юридического лица, им воспрещается какая бы то ни было производственная, торговая, воспитательная, лечебная и иная деятельность. На основании Постановления ВЦИК РСФСР и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. "О религиозных объединениях" религиозное общество есть местное объединение верующих граждан, достигших 18-летнего возраста, одного и того же культа, вероисповедания, направления или толка, в количестве не менее 20 лиц ("двадцаток"), объединившихся для совместного удовлетворения своих религиозных потребностей. Верующим гражданам, которые в силу своей малочисленности не могут образовать религиозного общества, предоставляется право образовывать группу верующих. Религиозные общества и группы верующих не пользуются правом юридического лица <7>.

<7> Крикун В.Г. Государство и Церковь: идеология, политика, право: Учеб. пособие. Белгород: Кооперативное образование, 2002. С. 132.

Религиозным общинам предоставляется право: собирать добровольные пожертвования, совершать религиозные шествия вокруг храмов, являющиеся необходимой частью богослужения, если они не нарушают уличного движения, а также производить звон внутри молитвенных зданий, совершать зарегистрированному священнику в пределах его прихода отдельные религиозные обряды и требы в домах верующих.

Кроме Постановления "О религиозных объединениях" и производных от него актов правовое положение РПЦ регулировалось еще целым рядом нормативных документов: распоряжениями и постановлениями СНК СССР, Президиума ВЦИК и ЦИК СССР и союзных республик, ЦК ВКП(б), решениями съездов Советов, циркулярами и инструкциями НКВД и другими актами союзного и республиканского значения. Важным нормативным актом, определяющим правовое положение и внутреннее устройство Церкви в послевоенные годы, стало Положение "Об управлении РПЦ", принятое 31 января 1945 г. на Поместном соборе. Оно было разработано Московской патриархией еще осенью - зимой 1943 - 1944 гг. <8>.

<8> Якунин В.Н. Правовое положение Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) // История государства и права Советской России. 2003. N 1. С. 17 - 19.

Главный разработчик Положения архиепископ Саратовский Григорий (Чуков) предлагал ликвидировать прежнюю практику полной зависимости священников от исполнительных органов и приходских общин ("двадцаток"), которые допускали превышение своих полномочий, вмешивались в сферу богослужебных действий, бесконтрольно расходовали церковные средства, отстраняли настоятеля храма от участия в деятельности исполнительных органов. В своем проекте архиепископ Григорий предлагал "установить желательный строй взаимоотношений и деятельность всех органов, входящих в систему управления Русской православной церковью, устранить указанные ненормальности, вкравшиеся в практику церковно-приходской жизни". Предложения архиепископа Григория были одобрены Священным Синодом и представлены в Совет по делам РПЦ.

В то же время Совет по делам РПЦ еще в начале 1944 г. выступил с инициативой разработать проект Устава РПЦ. Однако в условиях военного времени Совет согласился с предложениями Священного Синода и архиепископа Григория ограничиться Положением "Об управлении РПЦ". Члены Совета по делам РПЦ принимали непосредственное участие в подготовке проекта Положения. 28 января 1945 г. предложения Совета по делам РПЦ по проекту Положения "Об управлении Русской православной церковью" были утверждены Постановлением СНК СССР за N 162. Согласно Положению 1945 г. в Русской православной церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда - законодательная, административная, судебная - принадлежала Поместному собору, периодически созываемому в составе епископов, клириков и мирян. Патриарх для решения назревших важных церковных вопросов мог созвать с разрешения правительства Архиерейский собор. Компетенция обоих органов в Положении не разграничивалась. Главной движущей силой управления Русской церковью по новому Положению являлся патриарх, которому были предоставлены чрезвычайно широкие полномочия. Патриарх управлял Церковью "совместно" со Священным Синодом, членами Синода являлись только архиереи. На тот момент их было шесть. Половина их - митрополиты: Киевский, Ленинградский и Крутицкий. Они считались постоянными членами Синода. Остальные три члена в епископском сане вызывались для присутствия на летнюю (март - август) и зимнюю (сентябрь - февраль) сессии по общему списку епископов. Патриарх обычно выносил на рассмотрение Священного Синода наиболее важные вопросы, касающиеся Церкви в целом. Синод был совещательным органом при патриархе, который вносил дела на рассмотрение Синода и которому принадлежало право принятия окончательного решения по ним.

Поскольку в центре всеми делами ведал патриарх совместно со Священным Синодом, центральное управление оказывалось сосредоточенным исключительно в руках епископов. По Положению 1945 г. было исключено представительство рядовых клириков и мирян в органах высшего церковного управления.

Приходская община должна была состоять не менее чем из двадцати человек, регистрироваться гражданской властью, которая должна была предоставить ей храм по соглашению с епархиальным архиереем. В Положении было предусмотрено существование коллегиальных органов управления общиной: распорядительной - "двадцатки", заменяемой после учреждения прихода приходским собранием, исполнительно-церковного совета, контрольно-ревизионной комиссии. Право создать церковный совет и ревизионную комиссию имело приходское собрание. В состав церковного совета входили: настоятель в качестве председателя и избираемые собранием староста, его помощник и казначей. Все приходское хозяйство находилось на попечении церковного совета: забота о содержании, ремонте, освещении и отоплении храма, о снабжении храма богослужебными предметами и утварью, книгами, нательными крестами, ладаном и др. Церковный совет мог распоряжаться средствами прихода и вести их учет, делать отчисления в патриархию и епархиальное управление. Ревизионная комиссия согласно Положению состояла из четырех членов прихода и постоянно наблюдала за церковным имуществом, проводила ревизии имущества, денежных сумм, произведенных расходов.

Переход на новое Положение привел к большему упорядочению управления церковным имуществом и суммами, наведению порядка в приходском хозяйстве, усилению борьбы с хищением денежных средств. Во всех церквах были заведены приходно-расходные книги, все поступающие средства вносились в Госбанк. В некоторых случаях при приеме дел настоятелями от прежних председателей церковных советов была обнаружена большая запущенность в ведении дел по церковному хозяйству. Представители местных властей во Владимирской области помогали разбираться в особенно запутанных делах, в особенности в финансовых отчетах и документации <9>. Но такое взаимодействие наблюдалось далеко не везде. После решения Поместного собора и принятия Положения была сведена к минимуму текучесть духовенства, оно стало дисциплинированнее, уменьшились случаи самозванства.

<9> Русская православная церковь в советское время (1917 - 1991 гг.): Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью / Сост. Г. Штриккер. М.: Пропилеи, 1995. С. 349 - 350.

Далеко не везде новое Положение было встречено положительно. Там, где настоятели церквей имели хорошие рабочие отношения с исполнительными органами, Положение на приходских собраниях получало одобрение и его проведение в жизнь проходило без эксцессов. Там же, где исполнительные органы продолжали смотреть на священников как на новых лиц и проводили политику "твой алтарь не ящик", возникало много ссор, а порой дело доходило и до открытой борьбы. Церковные старосты нередко заявляли, что ящика никому не отдадут, даже "через свой труп", "мы не для того открывали церковь, чтобы подчиняться настоятелю". В ряде церквей провести Положение в полном объеме было просто невозможно. Некоторых настоятелей храмов ввиду их дряхлости водили под руки, службу они вели сидя. Многие старосты не отдавали финансовую деятельность под руководство настоятелей, а старые настоятели сами не брались за это дело. Были случаи жалоб прихожан в Совет по делам РПЦ на излишне заворовавшихся настоятелей: "...хапают и хапают, противно стало в церковь ходить...", "...торговался, торговался, сколько за соборование взять, а человек умер без покаяния...".

Несмотря на трудности, почти везде в 1945 г. Положение "Об управлении Русской православной церковью" было проведено в жизнь.

В период Великой Отечественной войны благодаря изменившемуся отношению Советского государства к Русской православной церкви стало возможным проведение церковных собраний: архиерейских соборов, предсоборных совещаний, а затем и Поместного собора в 1945 г. На них решались практически все важнейшие вопросы жизнедеятельности Церкви: выборы патриарха, принятие нормативных документов и правовых актов, создание органов церковного управления.

Всего за годы Великой Отечественной войны было проведено четыре Архиерейских собора, два предсоборных совещания и Поместный собор. Их историческое значение не ограничивается замещением патриаршей кафедры и принятием Положения "Об управлении РПЦ". Соборы явились свидетельством того, что поднадзорная церковь, пережившая страшные гонения, осталась жива "и врата ада не одолели ее". Одновременно они показали крепнущую мощь Русской церкви и то, что мощь эта опирается на поддержку государства. Кроме того, соборы продемонстрировали перед международной общественностью единство православных церквей, а также реальность претензий Московской патриархии на "водительство" всем православным миром. Это было особенно важно перед лицом уже наметившейся тогда политической конфронтации между СССР и Ватиканом. Этим объясняется и то внимание, которое уделяло советское правительство подготовке соборов.

Священникам, назначенным епископом и зарегистрированным в советских органах, разрешалось совершать религиозные требы на дому у верующих. К совершению службы в церквях и молитвенных домах допускаются только зарегистрированные в советских органах священники, причем при регистрации они обязаны представлять справку о назначении их епископом данной области <10>.

<10> Государственный архив Белгородской области (ГАБО). Ф. 88. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 6 - 7.

Избрание патриарха стало важнейшим событием в истории РПЦ в послереволюционную эпоху. Она получила наконец-то возможность законного и канонического управления. Это повышало ее авторитет как внутри страны, так и на международной арене. То, что избрание произошло на Архиерейском, а не на Поместном соборе, объясняется трудностями военного времени и невозможностью проведения такого представительного собрания в условиях войны и фашистской оккупации западных территорий СССР.

Вместе с тем избрание первого епископа на соборе архиереев по церковным канонам допустимо и законно. Избрание патриарха продемонстрировало всему миру, что, несмотря на репрессии и гонения, РПЦ осталась живой и, более того, активно действующей структурой. Создание Священного Синода явилось еще одним доказательством укрепления позиций церкви. Иерархи, избранные в Синод, могли обсуждать и решать различные проблемы церковной жизни.

В годы Великой Отечественной войны положение РПЦ в советском обществе шаг за шагом укреплялось, причем не только в центре, но и на местах. Это наиболее ярко видно по количеству архиерейских хиротоний. Ведь центральное место в церковном управлении занимал епископ. Именно епископы должны были организовать церковную жизнь в епархиях, заботиться о пополнении кадров духовенства, об открытии приходов. Проведение Поместного собора 1945 г. и принятие на нем Положения "Об управлении Русской православной церковью" являлись поступательными и закономерными шагами по укреплению позиций церкви в советском обществе. Проведение выборов делегатов Поместного собора, подобных тем, которые состоялись в 1917 г., было невозможно по обстоятельствам времени, но поскольку, по учению преподобного Иоанна Дамаскина, "церковь вверена епископам", каноническая правоспособность Собора, составленного из архиереев и подобранных ими клириков и мирян, сомнению не подлежит <11>. Участники освященных соборов допетровской Руси, не имевшие епископского сана, тоже не избирались, а приглашались церковными властями и чаще всего подбирались из настоятелей кремлевских соборов, архимандритов и игуменов "степенных" монастырей.

<11> Николин Алексей, священник. Церковь и государство (история правовых отношений). М.: Издание Сретенского монастыря, 1997. С. 361.

Значение Положения 1945 г. состояло прежде всего в том, что оно поставило на правовую основу деятельность РПЦ в Советском государстве, регламентировало различные формы ее деятельности. Его принятие на Поместном соборе 1945 г. явилось важной вехой в истории церкви, послужило еще одним шагом к признанию за ней права ограниченного юридического лица.

На основании Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. "О религиозных объединениях" (ст. 11) сделки, связанные с управлением и пользованием культовым имуществом, как то: договоры о найме сторожей, о поставке дров, ремонте молитвенного здания и имущества культа, по приобретению продуктов и имущества для совершения религиозных обрядов и церемоний и тому подобных действий, непосредственно связанных с учением и обрядностью данного религиозного культа, а также по найму помещений для молитвенных собраний, могут заключаться отдельными гражданами, состоящими членами исполнительных органов религиозных обществ или уполномоченными группами верующих.

Подобные сделки не могут иметь своим содержанием договорные отношения, хотя и связанные с культом, но преследующие цели торговые и промышленные, как то: аренда свечных заводов, типографий для печатания религиозно-нравственных книг и т.д.

Вместе с тем Положение, наскоро написанное в условиях военного времени, не содержало в достаточной мере в общепринятых в православии законов, регулирующих систему церковного управления, и не давало ясного представления о правах, обязанностях и ответственности как высшей иерархии, так и рядового духовенства и мирян.

В Положении 1945 г. отразились все обычные черты советских конституций: призрачный демократизм и централизация с подчинением низших органов высшим. Призрачный демократизм превратился в призрачную соборность. Это Положение в силу своей фрагментарности и неполноты воспринималось в качестве временного. С самого начала предполагалось, что с нормализацией расстроенной войной жизни оно будет заменено постоянным уставом. Однако такой устав был принят только в 1988 г. на Поместном соборе РПЦ, когда в нашей стране и за рубежом широко и торжественно отмечалась историческая дата - 1000-летие Крещения Руси.

Список использованных источников и литературы

  1. ЦДНИ БО (Центр документации новейшей истории Белгородской области). Ф. 1. Опись 1. Дело 570. Л. 27.
  2. ЦДНИ БО. Ф. 1. Опись 1. Дело 195. Л. 1.
  3. ГАБО (Государственный архив Белгородской области). Ф. 88. Опись 1. Ед. хр. 3. Л. 1, 5, 16.
  4. Гордун С. РПЦ при святейших патриархах Сергии и Алексии // Вестник русского христианского движения. 1990. N 158. 260 с.
  5. Димитрий, архиепископ. Послания Патриарха Сергия // Патриарх Сергий и его духовное наследие. Издание Патриархии Московской, 1947. С. 79 - 80.
  6. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. 400 с.
  7. Русская Православная Церковь: комментарий / Отв. ред. М.В. Ильчев. М.: Издательство БЕК, 1999. 464 с.
  8. Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие. 1941 - 1961 гг.: Серия "Первая монография". М.: Аиро-XX, 1999. 248 с.