Мудрый Юрист

Приказанному верить

"Фармацевтический вестник", 2009, N 11

Вступивший в силу 30 января 2009 г. приказ Минэкономразвития N 427, гарантирующий при госзакупках преференции для произведенной в России продукции, вызвал бурную положительную реакцию отечественных фармпроизводителей. В связи с возросшей возможностью реализовывать свою продукцию в секторе госзакупок отечественные компании смогут увеличить свою долю на внутреннем рынке в ущерб западным компаниям, главным образом дженериковым. Приказ будет действовать сравнительно недолго - срок его действия истечет к концу 2010 г. Тем не менее, этого времени может оказаться достаточно, для того чтобы многие иностранные компании приняли для себя стратегическое решение о запуске в России контрактного или собственного производства препаратов. Правда, некоторые участники рынка особо не верят в действенность созданного государством стимула и считают, что следование приказу приведет к ухудшению лекарственного обеспечения в стране.

Приказ Минэкономразвития N 427 от 05.12.2008 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд" внес изменения в ст. 13 ФЗ N 94. Действие приказа распространяется на все зарубежные страны и охватывает практически все группы товаров, в т.ч. лекарственные средства и медицинское оборудование. Приказ вступил в силу 30 января 2009 г. и будет действовать вплоть до 31 декабря 2010 г.

Согласно приказу при размещении госзаказа на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд предпочтение при прочих равных условиях может быть отдано иностранному производителю лишь в том случае, если его товар по цене будет не менее чем на 15% дешевле аналогичного товара российского производства. Содержит приказ и ряд уточнений. Например, при проведении конкурса цена контракта определяется с применением повышающего 15%-ного коэффициента от начальной цены контракта к цене, предложенной в указанных заявках. Контракт заключается по цене, предложенной участником конкурса в заявке. Однако, если несколькими участниками конкурса представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, контракт заключается с участником конкурса, в заявке которого содержится предложение о поставке товаров российского происхождения.

Если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, содержащая предложение о поставке товара, происходящего из иностранных государств, контракт заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15% от начальной цены контракта.

Выход приказа вызвал бурную реакцию участников фармрынка. Идея получения преференций для отечественной продукции при проведении госзакупок очень понравилась российским производителям ЛС и разочаровала иностранных, преимущественно представителей дженериковых компаний, увидевших в тексте приказа угрозу снижения доли своей продукции в сегменте ДЛО.

Минэкономразвития не указало в приказе, какую продукцию следует считать выпущенной в России. По словам ведущего специалиста - эксперта Департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития Алексея Кузьмина, в настоящий момент экспертная группа министерства совместно с Федеральной антимонопольной службой только готовят разъяснения положений к уже действующему приказу. В разъяснениях, обещает чиновник, будет дан ответ на вопрос, что считать отечественным товаром при проведении госаукциона.

Таблица

ТОР 5 крупнейших отечественных контрактных производителей ЛС по итогам 2008 г.

          Компания           
Объем реализации продукции, 
выпущенной на контрактной
основе в 2008 г.,
млн. долл. США
   Прирост    
продаж, %
ЩЕЛКОВСКИЙ ВИТАМИННЫЙ ЗАВОД  
            63,6            
      32      
ДАЛЬХИМФАРМ                  
            38,3            
      34      
ЭЛЛАРА МЦ ООО                
            21,1            
      10      
СОТЕКС                       
            20,2            
      35      
НИИ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ХИМИИ     
            15,5            
     108      
                                              Источник: ЦМИ "Фармэксперт"

Пока разъяснения на этот счет можно найти в п. 1 ст. 31 Таможенного кодекса РФ: "Если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки в соответствии с положениями настоящей статьи". Согласно статье не отвечают критериям достаточной переработки операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки, операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка), простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, смешивание товаров, происходящих из различных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

Начальник отдела фармпромышленности и биотехнологического комплекса Минпромторга Дмитрий Колобов считает, что признаку "сделано в России" продукция будет соответствовать в том случае, "если важные стадии технологического процесса - изготовление готового лекарственного средства и упаковка - проводятся на территории РФ". "Производство просто упаковки на территории страны не означает, что это отечественное лекарство. В перспективе мы надеемся и на локализацию производства субстанций, в первую очередь высокотехнологичных (более шести стадий химического синтеза), т.к. по таким продуктам с учетом курсовой разницы мы уже выравниваемся со странами Китая и Индии", - отметил г-н Колобов.

Алексей Кузьмин говорит, что выход приказа связан с изменениями в Федеральном законе N 94-ФЗ о госзаказе, в соответствии с которыми по поручению правительства это министерство вправе устанавливать приоритет товарам, работам, услугам российского происхождения. Таким образом, целью издания приказа является в первую очередь поддержка отечественных производителей, и только при проведении аукционов. Дополнительным преимуществом данного приказа, по словам чиновника, является экономия бюджетных средств. Однако дополнительным эффектом от приказа может стать более масштабное развитие контрактного производства ГЛС, а также закрепление зарубежных дженериковых компаний, заинтересованных в развитии в России, через открытие собственных предприятий или покупку действующих заводов, считают эксперты.

О готовности стать ближе к России говорят и некоторые зарубежные производители. "Мы всегда верили в огромный потенциал России, и сегодня ее рынок является одним из приоритетных для нашей компании, - говорит президент группы Novartis в России, генеральный директор российского представительства Sandoz Алтан Демирдере. - Хочу отметить, что мы рассматриваем возможности увеличения и укрепления своего присутствия в России, и именно поэтому в настоящее время руководство компании ведет переговоры с Правительством РФ о наиболее оптимальном подходе к этому вопросу".

О пробуждении интереса иностранных компаний к контрактному производству ЛС в России говорит генеральный директор одного из крупнейших контрактных производителей - компании "Сотекс" Дмитрий Голуб. Правда, он не верит, что приход иностранцев в Россию таким путем окажется масштабным: "Мы ощутили заметное увеличение интереса к этой теме со стороны зарубежных производителей. Однако вряд ли стоит ожидать масштабных шагов в данном направлении. Для повышения конкурентоспособности отечественного производства, на мой взгляд, наиболее актуальным в настоящее время является формирование доказательной базы клинической эффективности современных лекарственных средств. В настоящее время мы не планируем резкого увеличения контрактного производства лекарственных средств".

Некоторые иностранные производители считают, что приказ N 427 оказался преждевременным. "Принятие такого документа без параллельного введения требований GMP в стране, где большая часть отечественных производств не соответствует международным стандартам качества и безопасности производства, в очередной раз приведет к нарушению прав и интересов пациентов. Кроме того, мы приходим к несправедливой ситуации, когда иностранная компания, имеющая статус российского производителя, вынуждена больше, нежели отечественное предприятие, инвестировать в производство из-за высоких внутрикорпоративных стандартов контроля качества, при этом условия участия в тендерных закупках у них одинаковые", - резюмирует глава представительства компании Teva в России Денис Четвериков.

Е.СМИРНОВ