Мудрый Юрист

Родовой сертификат: ошибки в распределении средств, полученных в оплату услуг, оказанных женщине в период родов

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 4

Средства, получаемые государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в рамках реализации программы государственных гарантий на оплату талонов N 2 родовых сертификатов (услуг по медицинской помощи, оказываемой женщине в период родов), должны расходоваться строго по целевому назначению. Несовершенство законодательства часто приводит к ошибочной трактовке нормативных актов и способствует возникновению разногласий между учреждениями и проверяющими их органами. В статье автор освещает отдельные конфликтные ситуации, возникающие во время проверок целевого расходования средств, полученных в качестве оплаты услуг, оказанных женщине в период родов, по талонам N 2 родовых сертификатов.

Нормативная база

Оплата медучреждениям услуг по медицинской помощи, оказываемой женщинам в период родов и послеродовой период, на основании талонов родовых сертификатов осуществляется с 2006 г. Вопросы, касающиеся порядка расходования средств, получаемых учреждениями здравоохранения в качестве оплаты талонов родовых сертификатов, регламентируются Минздравсоцразвития. Так, порядок и условия оплаты вышеупомянутых услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения утверждены Минздравсоцразвития:

В свою очередь, порядок расходования средств, связанных с оплатой услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период родов и последовой период, государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, определен Минздравсоцразвития:

Кроме этого, Правительством РФ утверждены правила финансового обеспечения расходов, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период родов:

Обобщенный анализ вышеперечисленных документов свидетельствует о том, что средства, получаемые учреждением в оплату талонов родовых сертификатов, перечисляются при представлении им в региональное отделение ФСС всех необходимых документов (счетов или счетов-фактур, реестра талонов N 2 родовых сертификатов). При этом у учреждения должна быть лицензия на осуществление медицинской деятельности, включая работы и услуги по специальности "акушерство и гинекология", и договор <*>, заключенный между учреждением здравоохранения и региональным отделением ФСС (п. 7 Порядка оплаты N 5, п. 8 Порядков оплаты N 33 и N 11н).

<*> Типовые формы договоров утверждены Постановлениями Правительства РФ от 30.12.2005 N 852 (на 2007 г.) и от 29.12.2007 N 987 (на 2008-2010 гг.).
Внимание! Подпунктом "д" п. 2 разд. II Типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 987, предусмотрена обязанность учреждения здравоохранения информировать региональное отделение ФСС об окончании срока действия лицензии на осуществление медицинской деятельности не позднее месяца до окончания срока ее действия. При этом период переоформления лицензии не влияет на порядок оплаты родовых сертификатов (Письмо Минздравсоцразвития России от 05.12.2007 N 02-18/07-12439, Постановление Президиума ВАС РФ от 19.07.2007 N 1936/07).

Средства, полученные в оплату услуг по оказанию стационарной медицинской помощи женщинам в период родов и послеродовой период, на основании приказа руководителя медучреждения направляются:

Вопросы распределения данных средств весьма актуальны и приводят к многочисленным конфликтам между учреждениями и проверяющими органами. Ниже мы поговорим об этом подробнее, но сначала рассмотрим, какие задачи ставят перед собой контролирующие органы при проверке использования указанных средств.

Задачи проверки

Задачи проверки целевого характера использования средств, поступивших в учреждения в качестве оплаты талонов родовых сертификатов, следующие:

Предмет спора

Использование средств, полученных в качестве оплаты талонов N 2 родовых сертификатов, на выплаты работникам младшего медперсонала, административно-управленческого аппарата, планово-экономической, эксплуатационно-технических служб. Направление средств, получаемых учреждением от оказания женщинам услуг в период родов, на оплату труда работников младшего медицинского персонала, косвенно принимающих участие в оказании женщинам медицинской помощи в период родов и послеродовой период, часто расценивается проверяющими как нецелевое использование средств. Их позиция основывается на Письме Минздравсоцразвития России от 20.04.2006 N 2007-ВС. Из него следует, что средства, предусмотренные на оплату труда медицинских работников, распределяются руководителем учреждения здравоохранения в соответствии с положением об оплате труда, утвержденным в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, и направляются только на оплату труда медицинских работников (врачей, медсестер), непосредственно оказавших медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов.

Вместе с тем по этому вопросу имеется положительная для учреждений здравоохранения арбитражная практика (Постановление ФАС ДО от 05.02.2008 N Ф03-А04/07-1/6305). Так, по мнению суда, санитарки и сестры-хозяйки относятся к младшему медперсоналу и оказывают простую медицинскую помощь. Следовательно, выплаты, произведенные учреждением работникам этой категории за счет средств, полученных в качестве оплаты талонов родовых сертификатов, не являются нарушением законодательства. ФАС ДО не согласился с доводом ФСС о том, что только на оплату труда таких медицинских работников, как врач и медсестра, могут расходоваться указанные денежные средства, поскольку это непосредственно не следует из имеющихся на момент рассмотрения дела нормативных актов. При этом Письмо N 2007-ВС не было зарегистрировано и опубликовано в установленном законом порядке, поэтому правомерно не принято судом во внимание.

Вместе с тем использование средств, полученных в качестве оплаты талонов родовых сертификатов, на заработную плату иных работников (например, административно-управленческого аппарата, планово-экономической, эксплуатационно-технических служб) не допускается, поскольку это противоречит законодательству. В нем речь идет непосредственно о медицинских работниках (п. 4 Порядков расходования N 50 и N 51н, п. 10 Правил финансирования N 852).

Затраченные не по целевому назначению средства должны быть восстановлены на расчетном счете учреждения и использованы в дальнейшем на оплату соответствующих расходов или возвращены внебюджетному фонду.

Обращаем внимание читателей на то, что рассмотренная выше ситуация была взята из актов проверок родильных домов, которые проводились по жалобам работников медучреждений. Причиной их недовольства было распределение средств, получаемых учреждением в качестве оплаты талонов N 2 родовых сертификатов. По мнению работников, в результате распределения указанных средств их интересы были ущемлены и выплаты им производились в меньшем, чем это предусмотрено законодательством, размере. Написанные сотрудниками в вышестоящие организации жалобы способствовали проведению расследования в учреждении.

Во избежание подобных конфликтных ситуаций, которые могут иметь весьма неприятные последствия, руководителям учреждений рекомендуем принять исчерпывающие меры по разъяснению своим работникам различий в оплате труда медицинского персонала. Кроме того, принцип распределения денежных средств, получаемых в качестве оплаты талонов родовых сертификатов, советуем закрепить во внутреннем локальном акте "Положение об оплате труда", принятом в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ. Вместе с тем контрольные органы в большей степени склоняются к мнению, что в основу распределения средств по родовым сертификатам должны быть положены критерии оценки деятельности работников.

Оплата талонов родовых сертификатов при оказании женщине платных услуг в период родов и послеродовой период. По поводу этой ситуации в 2007 г. было немало споров. Рассмотрим подробнее их причину.

В п. 17 Порядка оплаты N 5 <*>, действовавшего в 2006 г., во исполнение ст. 17 Федерального закона от 22.12.2005 N 173-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" было сказано, что не подлежат оплате услуги по медицинской помощи, оказанной учреждениями здравоохранения женщинам в период беременности и родов, заключившим с ними договоры об оказании медицинской помощи в период беременности и родов на платной основе. В Письме Минздравсоцразвития России от 07.06.2006 N 2989-ВС разъяснено, что согласно Определению ВС РФ от 25.07.2002 N КАС02-373 государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, предоставляемый в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 461, включает необходимые виды медицинской помощи, оказываемой бесплатно. Указанной Программой предусмотрено, что амбулаторно-поликлиническая помощь в период беременности и родов оказывается государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения бесплатно в рамках обязательного медицинского страхования, в связи с чем она включает тот минимальный объем медицинской помощи, который необходим для ее надлежащего оказания.

<*> Информация, содержащаяся в данном пункте, есть также в п. 17 Порядка оплаты N 33 и п. 18 Порядка оплата N 11.

Таким образом, оказание любой медицинской помощи на платной основе является основанием для отказа в оплате региональным отделением ФСС талонов на услуги по оказанию медицинской помощи женщинам в период родов. Контрольные органы, выявляя факт получения денежных средств на оплату талонов N 2 родовых сертификатов женщин, которым медицинская помощь в период родов была оказана за деньги, требуют возврата выделенных средств на счета регионального отделения ФСС.

Вместе с тем возникает вопрос о правомерности оплаты талонов родовых сертификатов при оказании учреждением платных бытовых услуг. В Письме N 2989-ВС Минздравсоцразвития разъяснено, что оказание бытовых сервисных услуг родильными домами женщинам в период родов, например предоставление палаты повышенной комфортности, услуг персональной сиделки и т.д., не является основанием для отказа в оплате талонов N 2 родовых сертификатов. Эта позиция действовала в 2006 г.

В 2007 г. подобных разъяснений не содержали ни письма, ни приказы Минздравсоцразвития. Вместе с тем из п. 17 Порядка оплаты N 33 следовало, что не подлежат оплате и направлению в региональные отделения ФСС талоны родовых сертификатов за услуги, оказанные учреждениями здравоохранения на платной основе, в том числе в рамках договоров добровольного медицинского страхования. Органы ФСС в 2007 г. трактовали этот пункт буквально и считали, что, в случае если женщине во время родов были оказаны дополнительные платные услуги (предоставление палаты повышенной комфортности, дополнительный осмотр врача), талоны родовых сертификатов оплате не подлежат. Отметим, Порядок оплаты N 33 был опубликован в официальных изданиях в середине марта 2007 г., а юридическая сила документа распространялась на правоотношения, возникающие с 01.01.2008. Официальной позиции по поводу оплаты талонов родовых сертификатов при оказании женщине бытовых сервисных услуг за плату не было, поэтому многие бухгалтеры, руководствуясь прошлогодней практикой, предъявляли такие талоны к оплате. Все это и способствовало появлению многочисленных конфликтных ситуаций, которые решались в суде.

В 2008 г. позиция ФСС по данному вопросу изменилась. В п. 5 Письма от 01.02.2008 N 02-18/07-791 разъяснено, что в 2007 г. при оказании учреждениями здравоохранения бытовых сервисных услуг талоны родовых сертификатов подлежат оплате. Судьи согласны с позицией чиновников (Постановления ФАС СЗО от 18.04.2008 N А44-2192/2007, от 03.04.2008 N А21-5247/2007, ФАС УО от 06.11.2008 N Ф09-8052/08-С2, ВАС РФ от 19.09.2008 N 11259/08).

Что касается оплаты услуг за женщину страховой медицинской организацией в рамках договоров добровольного медицинского страхования либо иными юридическими лицами, то ситуация такова. Договоры, оплата по которым производится каким-либо лицом в рамках добровольного медицинского страхования, относятся к договорам об оказании медицинской помощи, заключенным на платной основе. Это служит основанием для отказа в оплате ФСС талонов родовых сертификатов, если предметом договора добровольного медицинского страхования не является оказание исключительно бытовых сервисных услуг (п. 17 Порядков оплаты N 5 и N 33, п. 18 Порядка оплаты N 11н).

Бухгалтерский учет операций со средствами, полученными в качестве оплаты талонов родовых сертификатов

Поскольку бухгалтеры нередко допускают ошибки при отражении операций по получению средств в качестве оплаты талонов родовых сертификатов и их расходованию, мы посчитали целесообразным привести корреспонденцию счетов по данному вопросу, которую представили в форме таблицы.

        Содержание операции        
   Дебет    
   Кредит   
  Пункты   
Инструкций
N 25н<*>
N 148н<**>
Начислен доход учреждением         
здравоохранения при передаче к
оплате в региональное отделение ФСС
талонов родовых сертификатов
2 205 10 560
2 401 01 180
140/151
Зачислены средства на счет         
учреждения от регионального
отделения ФСС
2 201 01 510
2 205 10 660
140/151
Начислена заработная плата         
медицинскому персоналу,
оказывающему помощь женщине в
период беременности, родов,
послеродовой период и ребенку в
течение первого года жизни
2 401 01 211
2 302 01 730
183/199
Начислен ЕСН                       
2 401 01 213
2 302 02 730
187/203
Начислены платежи по страхованию от
несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний
2 401 01 213
2 302 06 730
187/203
<*> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, утратила силу с 01.01.2009.
<**> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Зам. главного редактора журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Т.СИЛЬВЕСТРОВА