Мудрый Юрист

Учет донорской крови и порядок осуществления контроля за ее качеством

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 4

Заготовку и переработку, а также хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов осуществляют государственные и муниципальные учреждения здравоохранения (ст. 13 Закона N 5142-1 <*>). Для выполнения этих функций в них могут быть организованы отделения переливания крови, но в основном такая деятельность ведется специализированными учреждениями - станциями переливания крови (СПК). В этой статье мы уделим внимание основным моментам, связанным с заготовкой и переработкой донорской крови, а также проведению контрольных мероприятий за ее качеством.

<*> Закон РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".

Нормативная база по учету донорской крови

Отношения, связанные с развитием донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации и обеспечением комплекса социальных, экономических, правовых, медицинских мер по организации донорства, защите прав донора, регулирует Закон N 5142-1. Так, согласно ст. 13 этого Закона заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов осуществляют государственные организации здравоохранения, в учредительных документах которых данный вид деятельности указан в качестве основного.

Кроме того, упомянутой статьей определено, что требования, предъявляемые к организациям здравоохранения (структурным подразделениям), которые осуществляют заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, утверждаются в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ N 321 <*> таким федеральным органом является Минздравсоцразвития. В настоящее время данным органом издан Приказ от 18.08.2008 N 429н "Об организации деятельности плазмоцентра", которым утверждено Положение об организации деятельности плазмоцентра и Рекомендуемые штатные нормативы его медицинского персонала.

<*> Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 321 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации".

За соблюдением учреждениями здравоохранения установленных требований осуществляется контроль федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения, в порядке, установленном Минздравсоцразвития. Порядок осуществления контроля за качеством донорской крови и ее компонентов утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 22.02.2008 N 91н (далее - Порядок N 91н).

В свою очередь, правила заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ст. 13 Закона N 5142-1). Таким органом также является Минздравсоцразвития. Однако в настоящее время единственный нормативный документ, определяющий правила организации учета крови и ее компонентов, - Инструкция по учету крови при ее заготовке и переработке в учреждениях и организациях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава СССР от 15.09.1987 N 1035 (далее - Инструкция N 1035).

Унифицированные формы первичных учетных документов для бюджетных учреждений с 01.01.2009 утверждены Инструкцией N 148н <*>. Однако специализированные формы для учета крови и ее компонентов ею не предусмотрены, поэтому он производится по формам, утвержденным Приказом Минздрава СССР от 07.08.1985 N 1055 "Об утверждении форм первичной медицинской документации для учреждений службы крови".

<*> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Учет заготовки крови

Инструкцией N 1035 предусмотрены два варианта поступления донорской крови в учреждения здравоохранения: непосредственно от доноров и от выездных бригад.

Заготовка крови непосредственно от доноров может осуществляться СПК как на платной, так и на безвозмездной основе, что требует организации раздельного учета операций по заготовке и переработке крови. То есть учет крови, полученной от доноров за плату и безвозмездно, ведется в разных журналах учета, так же как и учет операций по ее переработке. Страницы журналов учета нумеруются, прошнуровываются и скрепляются печатью учреждения и подписью главного врача.

О количестве заготовленной крови, полученной выездными бригадами от безвозмездных доноров, сообщается в Оперативном донесении о работе выездной бригады (ф. 415/у), которое заполняется начальником выездной бригады в двух экземплярах после завершения работы и утверждается главным врачом или его заместителем. Первый экземпляр донесения передается в бухгалтерию СПК, а второй остается в выездной бригаде. Донорская кровь, заготовленная выездными бригадами, сдается в отделение заготовки крови по Требованию-накладной (ф. 0315006) (п. 2.2. Инструкции N 1035), составленной в двух экземплярах. Первый экземпляр вместе с кровью передается в отделение заготовки крови СПК, а второй остается в бригаде.

Следует обратить внимание на то, что Инструкцией N 1035 предусмотрено осуществлять передачу донорской крови в отделение заготовки крови по Накладной (Требованию) (ф. 434). Однако Минздравсоцразвития в Письме от 24.05.2007 N 4185-ВС запретило применение данной формы, указав, что вместо нее нужно применять Требование-накладную (ф. 0305006), утвержденную Инструкцией N 25н <*>. В настоящее время эта Инструкция утратила силу, но в новой Инструкции N 148н Требование-накладная (ф. 0315006) также утверждена в составе унифицированных форм первичных учетных документов.

<*> Утверждена Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Учет поступившей на СПК донорской крови и ее компонентов ведется в Журналах учета заготовки: крови (ф. 411/у), плазмы методом плазмафереза (ф. 412/у) и в Журнале регистрации брака крови (ф. 418/у).

Данные из этих Журналов переносятся в Ведомость учета заготовки донорской крови (ф. 419/у), которая отражает общее количество заготовленной крови и ее движение внутри СПК. Не позднее 3-го числа текущего месяца отделение заготовки крови должно направить в бухгалтерию итоговые суммы из ведомости за прошедший месяц, подписанные заведующим отделением.

На основании этих сведений бухгалтер составляет Справку учета движения крови по форме 14-МЗ.

Донорская кровь выдается из отделения заготовки крови в другие подразделения станции по Требованию-накладной (ф. 0315006), которая выписывается в двух экземплярах под копирку. Первый экземпляр вместе с кровью передается подразделению-получателю, второй с его подписью остается в отделении заготовки крови.

Учет донорской крови в экспедиции СПК

Учет крови, поступающей в экспедицию, ведется в Ведомости учета движения крови, ее компонентов, препаратов и кровезаменителей по экспедиции (ф. 423/у). Она заполняется на основании требований-накладных.

Из экспедиции выдача крови производится как в подразделения СПК, так и в лечебно-профилактические учреждения. Выдача крови из экспедиции сопровождается выпиской требования-накладной, которая заполняется структурным подразделением СПК, в двух экземплярах. При передаче крови другим структурным подразделениям СПК один экземпляр передается подразделению-получателю, другой остается в экспедиции. В трех экземплярах требование-накладная выписывается, если кровь отпускается в лечебно-профилактическое учреждение (один экземпляр остается в экспедиции, второй передается в бухгалтерию СПК, третий - получателю). Необходимо заметить, что отпуск крови в лечебно-профилактические учреждения производится по предъявлении доверенности. Так же как и поступление крови, ее отпуск отражается в ведомости (ф. 423/у). Итоговые данные по ведомости по окончании отчетного периода предъявляются в бухгалтерию СПК.

Учет крови при ее переработке

Отделения СПК, занимающиеся производством препаратов крови, сывороток, растворов, ведут учет как поступившего сырья (материалов), так и готовой продукции. Учет осуществляется в производственных журналах, записи в которые заносятся на основании требований-накладных, технологических регламентов и результатов исследования сырья и готовых форм. Каждое отделение СПК по окончании отчетного периода составляет Ведомость учета работы (ф. 433/у, 436/у). В ней отражаются такие основные показатели, как наименование сырья и производимой продукции, единица измерения, количественные остатки на начало месяца, по приходу показываются поступление и выработка за месяц, в расходе записываются отпущенная в другие подразделения СПК продукция, количество забракованной продукции и остатки на конец месяца. Ведомость заполняется в двух экземплярах и подписывается заведующим отделением. Первый экземпляр передается в бухгалтерию СПК, второй остается в отделении.

Ведомость учета работы отделения является основанием для заполнения бухгалтерией справки учета движения препаратов по отделению для отражения операций по приходу и расходу изготовленных препаратов, сывороток, растворов (ф. 14-МЗ). Передача готовой продукции из отделения в другие подразделения СПК производится также по Требованиям-накладным (ф. 0315006).

Списание брака

На стадии переработки крови может получиться продукция, не отвечающая определенным условиям ее изготовления. То есть образуется брак. При обнаружении брака информация о нем доводится до руководителя учреждения здравоохранения для принятия необходимых мер.

Руководитель учреждения для усиления контроля за обеспечением строго обоснованного списания забракованных крови, растворов, готовых препаратов и т.д. издает приказ о назначении постоянно действующей комиссии. В ее состав могут входить: заместитель руководителя, главный бухгалтер или его заместитель, руководитель структурного подразделения, в котором допущен брак.

Постоянно действующая комиссия призвана тщательно проанализировать причины образования брака, выявить лиц, по вине которых произошел брак, определить возможность использования забракованных материальных ценностей и составить акт на списание брака, который утверждается руководителем учреждения.

Осмотр и актирование брака производятся комиссией в месте его установления. Акт составляется по каждому отдельному случаю образования брака и содержит такие данные, как наименование забракованных материальных ценностей, их количество, номер серии контролируемого препарата и количество единиц в серии, вид брака (обратимый или абсолютный), причины его образования, виновные лица.

На брак, полученный на этапе заготовки донорской крови, составляется Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230 <*>) в двух экземплярах: первый экземпляр вместе с итоговыми данными Ведомости учета заготовки донорской крови (ф. 419/у) передается в бухгалтерию, а второй остается в структурном подразделении, в котором был допущен брак.

<*> Утверждена Инструкцией N 148н.

Если брак получен на этапе переработки донорской крови, то акт составляется в трех экземплярах: первый экземпляр передается в бухгалтерию вместе с итоговыми данными ведомости учета работы отделения, второй остается в отделе технического контроля, третий - в структурном подразделении, в котором был допущен брак.

Составленные и подписанные членами комиссии акты на списание брака утверждаются руководителем учреждения (организации), который принимает решение о степени ответственности в образовании брака должностных лиц.

При выявлении случаев нарушения указанного порядка списания брака виновные в этом должностные лица привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.

В журнале регистрации брака крови (ф. 418/у) указываются количество выбракованной крови и причина, по которой произошла ее выбраковка, а также номер акта, на основании которого забракованная кровь была списана. Этот журнал ведется подразделением, ответственным за выбраковку крови.

Бухгалтерский учет поступления донорской крови

Способ ведения бухгалтерского учета донорской крови на СПК зависит от того, за счет каких средств осуществляется ее деятельность. Она может находиться на бюджетном финансировании или вести свою деятельность на основе самоокупаемости. Рассмотрим, как отражаются в учете операции по поступлению, переработке и отпуску донорской крови и ее компонентов.

СПК находится на бюджетном финансировании

Как указывалось выше, донорская кровь поступает на СПК на платной или безвозмездной основе. За сданную на платной основе кровь доноры получают денежную компенсацию исходя из объема сданной крови и установленных расценок за 100 мл. Расценки утверждаются главным бухгалтером и руководителем учреждения, но чаще они устанавливаются законодательными актами органов государственной власти субъекта РФ или местного самоуправления.

Например, Приказом Минздрава Московской области N 1001 <*> денежная компенсация за сданную кровь и ее компоненты с 01.01.2009 утверждена в следующих размерах:

<*> Приказ Минздрава Московской области от 23.12.2008 N 1001 "Об утверждении размеров денежной компенсации донорам на питание и за сданную кровь и ее компоненты на 2009 год".
  1. Активным (кадровым) донорам за:
  1. Донорам, сдавшим кровь и ее компоненты безвозмездно, расходы на питание в день сдачи - 575 руб., из них компенсация за завтрак - 25 руб.

Выплаты донорам следует отражать по подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению" КОСГУ <*>. Суммы компенсаций и объемы сданной крови указываются в ведомости по форме 13-МЗ.

<*> С 01.01.2009 применяется Классификация операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

Как формируется себестоимость донорской крови и ее компонентов?

Согласно п. 7.3. Инструкции N 1035 такие виды расходов, как выплата заработной платы и начисления на нее, хозяйственные расходы и т.д., выделяемые СПК из соответствующего бюджета на ведение уставной деятельности, не учитываются при формировании себестоимости донорской крови.

Однако расходы на выплату денежной компенсации активным донорам, расходы на питание доноров, стоимость использованных при заборе крови медикаментов и вспомогательных материалов включаются в себестоимость донорской крови. Затраты на питание складываются из стоимости талона на питание, утвержденного соответствующим нормативным актом, и количества доноров, указанных в ведомости на выдачу донорам талонов на питание и справок об освобождении от работы (ф. 12-МЗ).

Согласно п. 77 Инструкции N 148н затраты при формировании себестоимости крови и ее компонентов собираются по дебету счета 110604340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)". Сформированная таким образом себестоимость донорской крови подлежит учету на счете 110501340 "Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств". Рассмотрим это на примере.

Пример 1. Согласно данным ведомости по форме 13-МЗ на СПК донорам в марте 2009 г. выплачена компенсация в размере 15000 руб. за сданную в количестве 20 л кровь. Согласно данным ведомости по форме 12-МЗ выдано 45 талонов на питание на сумму 6500 руб., количество принятой на безвозмездной основе крови - 10 л. Стоимость фактически использованных медикаментов и вспомогательных средств равна 3000 руб.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующими проводками:

       Содержание операции         
    Дебет    
    Кредит    
 Сумма, 
руб.
Отражена сумма денежной компенсации
1 106 04 340 
1 302 16 730  
15000   
Отражена стоимость питания         
1 106 04 340 
1 302 18 730  
6500    
Отражена стоимость использованных  
медикаментов
1 106 04 340 
1 105 01 440  
3000    
Поставлено на учет 30 л донорской  
крови
(15000 + 6500 + 3000) руб.
1 105 01 340 
1 106 04 440  
24500   

СПК не имеет бюджетного финансирования

Если СПК не имеет бюджетного финансирования, то вся ее деятельность организована на основе самоокупаемости. В этом случае при формировании себестоимости крови будут учтены все фактические затраты учреждения, связанные с приобретением, заготовкой, переработкой и реализацией крови.

Согласно Приложению 1 к Инструкции N 1035 при формировании себестоимости донорской крови и ее компонентов учитываются следующие расходы: заработная плата, как работников, непосредственно занятых заготовкой и переработкой донорской крови, так и вспомогательного персонала, начисления на оплату труда, затраты на содержание и эксплуатацию оборудования, потери от брака, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, а также накладные расходы.

В соответствии с п. 60 Инструкции N 148н донорская кровь принимается к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1 и дополним их. Заработная плата производственных работников и вспомогательного персонала составила 40 000 руб. Отчисления на ЕСН - 10 400 руб., на травматизм (0,2%) - 80 руб. Количество заготовленной крови - 50 л.

В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующими проводками:

        Содержание операции         
    Дебет    
   Кредит    
 Сумма, 
руб.
Отражена сумма денежной компенсации 
2 106 04 340 
2 302 16 730 
15000   
Отражена стоимость питания          
2 106 04 340 
2 302 18 730 
6500    
Отражена стоимость использованных   
медикаментов
2 106 04 340 
2 105 01 440 
3000    
Отражена начисленная оплата труда   
2 106 04 340 
2 302 01 730 
40000   
Отражен исчисленный с оплаты труда  
ЕСН
2 106 04 340 
2 303 02 730 
10400   
Отражены страховые взносы на        
травматизм
2 106 04 340 
2 303 06 730 
80      
Поставлено на учет 50 л донорской   
крови
(15000 + 6500 + 3000 + 40000 +
10400 + 80) руб.
2 105 01 340 
2 106 04 440 
74980   

Проверка соблюдения требований к качеству донорской крови

В целях осуществления контроля за качеством донорской крови и ее компонентов, выпускаемых организациями здравоохранения (структурными подразделениями), орган государственного контроля крови в пределах своей компетенции проводит плановые и внеплановые мероприятия по государственному контролю крови. Согласно п. 2 Порядка N 91н таким контролирующим органом является Росздравнадзор.

Внимание! Росздравнадзор может проводить плановую проверку одной организации здравоохранения не более чем один раз в два года (п. 5 Порядка N 91н).

Как плановые, так и внеплановые проверки по контролю крови проводятся на основании распоряжения соответствующего органа Росздравнадзора должностными лицами, уполномоченными на проведение мероприятий по контролю.

В обязательном порядке (помимо другой официальной информации) в распоряжении должны быть указаны цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю крови и его правовые основания, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке, а также даты начала и окончания проведения проверки.

Согласно п. 8 Порядка N 91н распоряжения о проведении контрольных мероприятий доводятся до сведения организаций здравоохранения с использованием почтовой, факсимильной или электронной связи не позднее чем за семь дней до начала проверки.

Продолжительность проведения мероприятий по государственному контролю крови не должна превышать одного месяца (п. 9 Порядка N 91н).

Внимание! В случае необходимости проведения многочисленных специальных исследований (испытаний), экспертиз по контролю крови на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего проверку, руководителем соответствующего органа Росздравнадзора срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 9 Порядка N 91н).

Внеплановые мероприятия по государственному контролю крови проводятся в целях проверки исполнения предписаний об устранении нарушений, выявленных в результате планового мероприятия по государственному контролю крови. Внеплановая проверка также проводится в связи с получением информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или нарушениях процессов заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 6 Порядка N 91н).

Кроме того, такие проверки проводятся в связи с возникновением угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнением окружающей среды, повреждением имущества других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.

Учреждения здравоохранения подвергаются внеплановым проверкам в связи с обращением граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами по поводу нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) лечебных заведений, связанными с невыполнением ими обязательных требований, а также получением иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

По результатам проведенных мероприятий по контролю крови проверяющее лицо (лица) составляет акт проверки в двух экземплярах. К нему должны быть приложены протоколы (заключения) проведенных специальных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения представителей Росздравнадзора, работников организации здравоохранения, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии. Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю организации здравоохранения или его заместителю под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается ко второму экземпляру акта проверки, оставшемуся у органа государственного контроля крови в деле о проведении мероприятий по государственному контролю крови (п. 14 Порядка N 91н).

При выявлении несоответствия качества крови и ее компонентов обязательным требованиям Росздравнадзор направляет информацию о выявленном несоответствии в орган управления здравоохранением субъекта РФ.

Редактор журнала

"Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"

И.ЗЕРНОВА