Мудрый Юрист

К вопросу об использовании персонажей мультипликационных фильмов

Кирдяшова Е.В., кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права МГЮА.

Определение обладателя исключительного права на персонажи мультипликационных фильмов необходимо начать с выяснения соотношения непосредственно произведения и его персонажа. Для этого следует обратиться к законодательству.

Пункт 1 ст. 1259 ГК РФ устанавливает, что "объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения".

Согласно п. 7 ст. 1259 ГК РФ "авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи".

В свою очередь, п. 3 ст. 1259 ГК РФ признает объектом авторского права как обнародованные, так и необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме, устанавливая тем самым еще один критерий охраноспособности произведений науки, литературы и искусства - выраженность произведения в какой-либо объективной форме, делающей его доступным для восприятия.

То есть авторским правом охраняется как все произведение в целом, так и любая оригинальная самостоятельная часть этого произведения, его название, персонаж, независимо от их достоинств и назначения, если они выражены в какой-либо объективной форме.

Причем название произведения, а также его персонажи следует рассматривать как разновидности охраняемых законом частей произведения, а не как равнопорядковые величины. Это подтверждается, в частности, анализом ранее действовавшей ст. 6 Закона РФ от 9 июня 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", п. 3 которой устанавливал, что "часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет требованиям п. 1 настоящей статьи и может использоваться самостоятельно, является объектом авторского права", законодательно закрепляя, что название произведения является его частью. В этой связи указание в п. 7 ст. 1259 ГК РФ названия произведения и его персонажа следует рассматривать как пример тех частей произведений, которые могут подлежать авторско-правовой охране (расширенный по сравнению с Законом 1993 г.).

Таким образом, и в ныне действующем ГК РФ, и в утратившем силу Законе РФ от 9 июня 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" закреплен очень важный принцип авторского права - распространение авторско-правовой охраны как на все произведение в целом, так и на любую его оригинальную часть, отвечающую критериям охраноспособности.

Причем этот принцип имеет важное значение для определения не только объекта авторско-правовой охраны, но и субъекта соответствующего права, так как, используя умозаключение степени (кто управомочен или обязан к большему, тот управомочен или обязан к меньшему), мы приходим к выводу, что если кто-то является обладателем исключительного права на все произведение, то автоматически он является и обладателем исключительного права на охраняемую законом часть этого произведения.

Следовательно, для определения обладателя исключительного права на персонаж мультипликационного фильма (т.е. часть произведения) необходимо определить обладателя исключительного права на мультипликационный фильм (т.е. на произведение в целом).

Немаловажное значение для практического использования исключительного права на персонаж мультипликационного фильма имеет и определение содержания понятия "персонаж мультипликационного фильма".

Что подразумевает под собой эта часть аудиовизуального произведения? Представляется, что для установления содержания понятия "персонаж мультипликационного фильма" необходимо обратиться к анализу непосредственно аудиовизуального произведения, разновидностью которого являются произведения кинематографические, в т.ч. и мультипликационные фильмы.

Пункт 1 ст. 1263 ГК РФ определяет его как "произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации".

Причем у аудиовизуального произведения есть весьма существенная специфика, которую необходимо учитывать при исследовании такого рода объектов. Так, по мнению О.С. Иоффе, в некоторых художественных произведениях используется не одна внутренняя форма (например, словесная у литературных произведений), а сочетание различных внутренних форм, в частности, в музыкально-драматических произведениях, в которых единое целое образуют музыка и текст (опера, оперетта) или музыка и танцы (балет). Если же произведение органически объединяет в себе несколько внутренних форм, его называют синтетическим. Такой характер носит, например, кинофильм или телевизионный фильм, "в которых сочетаются литературный текст, музыка, декорации и т.п., объединенные звуковидовым, и притом динамическим, изображением" <1>.

<1> См.: Советское гражданское право (курс лекций): Учебник. Т. III. Изд-во Ленинградского университета, 1965. С. 13 - 14.

То есть в отличие от значительного числа других объектов авторского права аудиовизуальные произведения, включая мультипликационные фильмы, представляют собой сложные по внутреннему содержанию результаты творческой деятельности, в которых органично сочетается литературный, музыкальный, художественный, исполнительский и прочий материал, который не просто суммируется в сборник, а синтезируется в единое до того не существовавшее целое, представляющее собой совершенно новый аудиовизуальный объект авторского права, длящийся во времени. Любой постановочный кинофильм (включая мультипликационный) играется в реальной жизни, что эпизод за эпизодом фиксируется на пленку. Посредством такой фиксации сложный динамический объект обретает доступную для восприятия форму.

При этом кинопленка, на которой фиксируется мультфильм как объект авторского права, имеющий свое содержание и синтетическую внутреннюю форму (в любом случае, оригинальную, по сравнению, например, с литературным или режиссерским сценарием), является всего лишь формой внешнего выражения этого объекта авторского права, которая делает его доступным для восприятия любыми третьими лицами.

Кстати, именно сложностью, интегрирующим содержанием, оригинальностью кинофильма как объекта авторского права преимущественно и объяснялось признание советским законодательством авторского права на него за юридическим лицом - предприятием, осуществившим съемку фильма (ч. 1 ст. 486 ГК РСФСР).

Следовательно, определяя содержание понятия "персонаж мультипликационного фильма", мы должны исходить из того, что, в любом случае, речь идет о части синтетического динамического аудиовизуального произведения, состоящего из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенного для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Толковый словарь С.Ю. Ожегова и Н.В. Шведовой определяет персонаж как действующее лицо в литературном произведении, в представлении, а также лицо как предмет жанровой живописи, приводя в качестве примеров комический персонаж, персонажи Островского, персонажи полотен Сурикова.

Таким образом, персонажами мультипликационного фильма являются его действующие лица. Причем поскольку любое аудиовизуальное произведение представляет собой, как мы уже выяснили, зафиксированную серию связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначено для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств, то и его часть - персонаж является элементом именно этого динамического произведения, обладающего своим соединением литературного, исполнительского, изобразительного, музыкального и прочего материала, а не просто, например, рисунком.

Персонаж мультипликационного фильма - это также сложный синтетический и динамический образ, в котором (так же, как и в фильме) интегрированы путем "оживления" литературные, художественные, исполнительские и прочие материалы. По отношению к тем объектам авторского права, которые так или иначе были положены в его основу (в частности, к сценарию, в котором описан характер персонажа и его внешний вид, к эскизам изображения персонажа, предложенным художником-постановщиком), персонаж выступает как оригинальное до того не существовавшее произведение, живущее (как и весь мультфильм в целом) во времени и пространстве.

Являясь частью фильма, его персонаж, так же, как и фильм в целом, "рождался" в результате совместных усилий творческого коллектива, объединенного под руководством киностудии. Причем это не механическое объединение существовавших до того разрозненных объектов авторского права разных форм выражения (т.н. объектов авторского права, вошедших в фильм составной частью, - литературного сценария, режиссерского сценария, эскизов и пр.), а их творческая оригинальная интеграция, переход на новый качественный уровень и к новой синтетической форме.

Кстати, даже визуальный образ персонажа мультфильма (без его звукового сопровождения) сам по себе уже является результатом сложного синтетического процесса, в котором принимали участие не только художники (художник-постановщик, художник-мультипликатор, художник-прорисовщик, художник-фазовщик, художник-оформитель игровых кукол, художник-кукловод, каждый из которых выполнял строго определенный объем работ), но и режиссер-постановщик, руководивший процессом съемок, а также кинооператор и др. В результате создавалось такое окончательное изобразительное решение персонажа мультфильма, которое было оригинальным по отношению к любым этапам и стадиям его создания и новым по его форме выражения.

В этой связи представляется, что под персонажем мультипликационного кинофильма следует понимать зафиксированные в аудиовизуальном ряде мультфильмов динамические рисованные и/или кукольные образы героев и других действующих лиц соответствующих фильмов, в совокупности их внешнего вида, характера, движений и жестов, артикуляции, мимики, голоса, реплик и пр., предназначенные для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

И соответственно, последний и главный вопрос, на который необходимо ответить: кто является обладателем исключительных прав на использование мультипликационных фильмов, созданных киностудией "Союзмультфильм" до 3 августа 1992 г., а следовательно, и обладателем исключительных прав использования персонажей этих фильмов?

Согласно ст. 5 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ" автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения.

Пунктом 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" определено, что "если произведение было создано до 3 августа 1992 года, вопрос о том, кто является обладателем прав на него, следует решать в соответствии с нормами Гражданского кодекса РСФСР 1964 года".

В соответствии со ст. 486 ГК РСФСР 1964 г., действовавшей в период производства фильмов, авторское право на кинофильмы принадлежало киностудии "Союзмультфильм" как предприятию, осуществившему съемку фильмов, и действовало бессрочно (ст. 498 ГК РСФСР). Объем авторского права киностудии определялся ст. 479 ГК РСФСР и включал в себя в т.ч. право на опубликование, воспроизведение и распространение своих произведений всеми дозволенными законом способами.

Следует еще раз обратить внимание, что советское законодательство не признавало физических лиц (режиссера-постановщика, автора сценария, композитора и пр.) авторами фильмов, созданных предприятиями. Впервые нормы, закрепляющие авторские права на аудиовизуальные произведения за этими физическими лицами, появились только в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. и Законе Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах". Однако они, как и соответствующие положения ГК РФ, не могут применяться для определения обладателей авторских прав на фильмы, так как обратную силу указанные акты никогда не имели и не имеют.

В частности, ст. 4 ГК РФ и ст. 5 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ" указывают, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Авторское право киностудии на фильмы было сохранено за ней и после введения в действие Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", однако срок его действия был сокращен до 50 лет, а затем продлен до 70 лет (п. 4 Постановления ВС РФ от 9 июля 1993 г. N 5352-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", ст. 6 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ").

Причем ст. 6 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ" прямо указывает, что "авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 г., то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано - со дня создания произведения. К соответствующим правоотношениям по аналогии применяются правила части четвертой Кодекса. Для целей их применения такие юридические лица считаются авторами произведений".

Таким образом, в настоящее время в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм" как правопреемник государственного предприятия - киностудии "Союзмультфильм" - является единственным обладателем авторских прав на мультипликационные фильмы производства киностудии "Союзмультфильм" (включая их охраняемые части - персонажи), объем которых определяется ст. 1255 ГК РФ и включает в себя в т.ч. исключительное право использования.

Поскольку в настоящее время фактическое использование персонажей мультипликационных фильмов осуществляется не только единственным законным правообладателем - ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм", но и рядом других лиц, в первую очередь творческими работниками, принимавшими под руководством киностудии "Союзмультфильм" участие в производстве соответствующих мультфильмов, хотелось бы уделить внимание правовому статусу этих лиц, а также объектам их прав.

Необходимо отметить, что все физические лица, принимавшие участие в работе над мультипликационными фильмами, осуществляли свою деятельность на основании соответствующих договоров с киностудией "Союзмультфильм".

С теми лицами, которые не состояли в трудовых отношениях с киностудией "Союзмультфильм" (как правило, это были авторы сценария и композиторы), заключались авторские договоры (типовые формы которых утверждались соответствующими законодательными актами), а работники киностудии "Союзмультфильм" (как штатные, так и внештатные) (т.е. большинство лиц, принимавших участие в работе над мультфильмами) осуществляли свою деятельность по производству мультфильмов в порядке выполнения служебного задания на основании трудовых договоров с киностудией <2>.

<2> См., например: Чернышева С.А. Правовое регулирование авторских отношений в кинематографии и телевидении. М.: Наука, 1984.

Предъявляемые к работникам требования определялись в т.ч. квалификационными характеристиками должностей и производственными планами киностудии.

В частности, Приказом Председателя Госкино СССР от 8 августа 1978 г. N 311 были утверждены квалификационные характеристики должностей работников художественно-производственного и художественно-исполнительского персонала киностудий и студии диапозитивных фильмов, к которым в т.ч. были отнесены кинорежиссер мультипликационных фильмов, монтажер мультипликационных фильмов, художник-фотограф, художник-живописец мультипликационных фильмов, звукооператор мультипликационных фильмов, звукооформитель и пр. (Ранее действовал Перечень художественно-исполнительского и художественно-производственного персонала киностудий, а также порядок его оплаты (размер должностных окладов (ставки)), утвержденный Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 г. N 620.) Таким образом, все эти лица состояли с киностудией "Союзмультфильм" не в гражданско-правовых, а в трудовых отношениях (как на временной, так и на постоянной основе).

Статья 15 КЗоТ РСФСР (1971 г.) определяла трудовой договор как соглашение между трудящимся и предприятием, учреждением, организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуются выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. В результате создание работниками по заданию киностудии своих творческих произведений, интегрируемых затем в состав мультипликационных фильмов, осуществлялось в силу трудовой функции, в порядке выполнения служебного задания, за которое работникам выплачивалась заработная плата. То есть за получение прав на произведения, созданные в порядке выполнения служебного задания, киностудии выплачивали работникам заработную плату. В качестве исключения из этого правила законодательством могли быть установлены случаи дополнительных выплат за использование произведений, созданных в порядке выполнения служебного задания (ч. 2 ст. 100 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г., ч. 2 ст. 483 ГК РСФСР), что нашло отражение в судебной практике <3>.

<3> Так, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1986 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений" устанавливал, что "согласно ст. 100 Основ гражданского законодательства авторское вознаграждение за использование произведений, созданных в порядке выполнения служебного задания в научной или иной организации, в т.ч. плановых работ сотрудников научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений, выплачивается в случаях, предусмотренных законом. Аналогичное положение содержалось и в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 19 декабря 1967 г. N 9 "О практике рассмотрения судами споров, вытекающих из авторского права" (п. 9).

Подобная конструкция отношений между киностудией и ее работником не требовала заключения авторских договоров для получения киностудиями фильмов, кинооператор мультипликационных фильмов, художник-постановщик мультипликационных фильмов, художник-оформитель игровых кукол, художник-мультипликатор (актер-одушевитель), художник-прорисовщик мультипликационных фильмов, художник-фазовщик мультипликационных исключительных прав на использование произведений, создаваемых в процессе выполнения служебных заданий, но запрещала соответствующее использование работникам ввиду того, что все права на результаты деятельности трудового коллектива закреплялись за киностудией "Союзмультфильм" в силу ее специальной правоспособности.

Так, Постановлением Совета Министров СССР от 5 ноября 1976 г. N 913 на государственные киностудии было распространено действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N 731, согласно которому "социалистическое государственное производственное предприятие, используя закрепленное в его оперативном управлении или пользовании государственное имущество, осуществляет силами своего трудового коллектива под руководством вышестоящего органа производственно-хозяйственную деятельность (изготовление продукции, выполнение работ, оказание услуг) в соответствии с планом экономического и социального развития, на основе хозяйственного расчета, выполняет обязанности и пользуется правами, связанными с этой деятельностью, имеет самостоятельный баланс и является юридическим лицом" (п. 2). Положением о государственной киностудии системы Госкино СССР, утвержденным Приказом Госкино СССР от 16 сентября 1977 г. N 387, естественно, было определено, что в функции киностудии входит производство фильмов.

Особое внимание необходимо обратить на то, что работники не могли претендовать на обладание авторскими правами на фильм (а соответственно, и на его части - персонажи). Работники признавались лишь авторами произведений, вошедших в фильм составной частью (ч. 3 ст. 486 ГК РСФСР), но даже правами на использование этих произведений они в силу действующего законодательства распоряжаться не могли, так как права эти принадлежали киностудии "Союзмультфильм".

Достаточно обратиться к формулировке ч. 2 ст. 483 ГК РСФСР, которая определяла, что порядок использования организацией произведения, созданного в порядке выполнения служебного задания, и случаи выплаты вознаграждения автору устанавливаются законодательством Союза ССР и постановлениями Совета Министров РСФСР. То есть законодатель однозначно исходил из того, что использование произведения, созданного в порядке выполнения служебного задания, осуществляется организацией, давшей это задание. Законодательством Союза ССР и постановлениями Совета Министров РСФСР может определяться только порядок этого использования, а также случаи выплаты вознаграждения автору.

Принимая во внимание, что физические лица вообще не могли заниматься предпринимательской деятельностью или какими-либо промыслами (кроме специально разрешенных государством и не имеющих отношения к производству кинофильмов), подобное положение закона не вызывает удивления.

Более того, даже в современном законодательстве правовой режим служебных произведений достаточно сильно ограничивает права автора (ст. 1295 ГК РФ).

Следовательно, лица, принимавшие участие в создании мультипликационных фильмов в порядке выполнения служебного задания, не сохранили за собой каких-либо прав использования на созданные им объекты. Все эти права в силу ст. 23, 24, 26, 483 и 484 ГК РСФСР, а также Постановлений Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N 731 и от 5 ноября 1976 г. N 913 принадлежали киностудиям, осуществлявшим съемки фильмов, в т.ч. киностудии "Союзмультфильм" в отношении произведений, создаваемых ее работниками.

Что касается лиц, принимавших участие в работе над фильмом на основании авторско-правовых договоров, то их права и обязанности определялись в т.ч. этими договорами. Однако и в данном случае определялся правовой режим не собственно фильма и его частей, а произведений, вошедших в фильм составной частью, - литературного сценария, музыки.

Следовательно, никто из творческих работников, принимавших участие в создании мультипликационных фильмов, не вправе претендовать на обладание исключительными правами на использование этих фильмов, а также их персонажей.

Таким образом, киностудия "Союзмультфильм" являлась единственным обладателем исключительных прав на использование созданных ею мультипликационных фильмов. Права эти сегодня в полной мере принадлежат правопреемнику киностудии - Федеральному государственному унитарному предприятию "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм", а их объем определяется ныне действующим законодательством и включает в себя в т.ч. исключительное право на использование персонажей мультипликационных фильмов.