Мудрый Юрист

О некоторых вопросах назначения на воинскую должность супругов-военнослужащих после завершения обучения в высшем военно-учебном заведении

Зайцев Ф.А., помощник судьи Ленинградского окружного военного суда, старший лейтенант юстиции.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" назначение на воинские должности осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.

В соответствии с п. п. 5, 9 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, назначение военнослужащего на воинскую должность производится в случае, если он отвечает требованиям, предъявляемым к данной воинской должности. При этом учитываются уровень профессиональной подготовки военнослужащего, его психологические качества, состояние здоровья и иные обстоятельства, предусмотренные указанным Положением. Военнослужащие, окончившие военно-учебные заведения, назначаются на воинские должности, подлежащие замещению лицами с необходимым уровнем образования и предусмотренные соответствующим перечнем воинских должностей.

В п. 6 ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы указано, что если при переводе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к новому месту военной службы меняется место жительства его семьи, а жена (муж) этого военнослужащего также проходит военную службу по контракту, то одновременно с принятием решения о переводе военнослужащего к новому месту военной службы решается вопрос о переводе в данную местность его жены (мужа).

При невозможности одновременного назначения супругов-военнослужащих на воинские должности в пределах одного населенного пункта (гарнизона) и в случае отказа от увольнения с военной службы одного из них перевод к новому месту военной службы не производится.

Однако необходимо отметить, что назначение супругов-военнослужащих на воинские должности после окончания высшего военно-учебного заведения не относится к случаям перевода военнослужащих к новому месту военной службы, которые указаны в п. 1 ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы.

Порядок назначения выпускников высшего военно-учебного заведения установлен п. п. 97 - 100 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. N 80.

В соответствии с п. п. 97, 99 данного Руководства непосредственное руководство распределением выпускников осуществляет начальник высшего военно-учебного заведения, а подготовку проекта приказа - отдел кадров высшего военно-учебного заведения.

Согласно п. 98 указанного Руководства основанием для определения дальнейшего служебного предназначения выпускника являются результаты итоговой аттестации и его служебная характеристика (аттестация). Кроме того, учитываются семейное положение, состояние здоровья выпускника и членов его семьи.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом.

Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации семья находится под защитой государства.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью российской системы права. Более того, в соответствии с той же частью ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, содержащиеся в ратифицированных Россией международных договорах, имеют преимущество перед внутригосударственными законами. В связи с этим Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 5 своего Постановления от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" дал следующие разъяснения: "... суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующие возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора".

Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Таким образом, автор полагает, что супруги-военнослужащие после завершения обучения в высшем военно-учебном заведении должны быть назначены на воинскую должность в пределах одного населенного пункта (гарнизона) вне зависимости от того, в одном или в различных высших военно-учебных заведениях они проходили обучение, во избежание нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

При этом должно соблюдаться требование, установленное подп. "ж" п. 10 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, в соответствии с которым супругам-военнослужащим не разрешается проходить военную службу в одной воинской части, если один из них непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен другому.