Мудрый Юрист

Гарантии прав лица, задержанного до возбуждения уголовного дела

Чупилкин Ю., кандидат юридических наук.

В УПК РФ остается неурегулированным правовой статус лица, задержанного на месте совершения преступления или после его совершения, когда еще не принято решение о возбуждении уголовного дела. В практической деятельности это приводит к тому, что до составления протокола задержания в порядке, предусмотренном ст. 92 УПК РФ, заподозренные в совершении преступления лица часто содержатся в органе дознания по надуманным основаниям.

В соответствии с п. 11 ст. 5 УПК задержание подозреваемого понимается как мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Под моментом фактического задержания в законе понимается момент производимого в порядке, установленном УПК РФ, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 15 ст. 5 УПК).

Задержание по подозрению в совершении преступления складывается из нескольких этапов: 1) захват на месте преступления (физическое задержание); 2) доставление в орган дознания или предварительного расследования; 3)нахождение там лица в течение 3-х часов до разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела и разрешения вопроса о задержании лица в порядке ст. 91 УПК; 4) составление протокола задержания в порядке ст. 92 УПК РФ.

Очень важно определить, какой из этапов задержания является моментом фактического лишения свободы передвижения лица, поскольку с этого момента у него возникает право на защиту и исчисляется срок задержания.

В литературе нет единства взглядов по этому вопросу.

Одни авторы считают моментом фактического задержания захват на месте (физическое задержание). Другие полагают, что фактическое задержание начинается с момента доставления к следователю (дознавателю), так как с этого момента задержание подозреваемого становится процессуальным действием и происходит фактическое лишение подозреваемого свободы передвижения по процессуальным основаниям. Третья позиция заключается в том, что моментом задержания является момент принятия решения о задержании. Есть также мнение, что фактическое задержание начинается с составления протокола задержания.

Представляется целесообразным считать моментом фактического задержания физическое задержание лица, поскольку с этого момента лицо претерпевает меры принудительного воздействия, к нему могут быть применены: физическая сила, в том числе боевые приемы борьбы; специальные средства (резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, служебные собаки); огнестрельное оружие (ст. ст. 13, 14, 15 Закона о милиции). Именно с момента физического задержания лицо лишается свободы передвижения и все его действия контролируются сотрудниками правоохранительных органов, осуществляющими доставление задержанного.

Это мнение соответствует позиции Конституционного Суда РФ, который в Постановлении от 27 июня 2000 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова" отметил, что права подозреваемого возникают у лица независимо от его формального процессуального статуса, в том числе признания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения, - удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в орган дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность.

Однако для того чтобы задержанному лицу было обеспечено право на защиту с момента его физического задержания, необходимо дополнительно законодательно регламентировать этапы задержания с момента захвата до принятия решения о задержании в порядке ст. 91 УПК РФ.

В УПК и Законе о милиции необходимо закрепить обязанности для сотрудников правоохранительных органов по разъяснению прав задержанного с момента физического задержания. Такой порядок предусмотрен законодательством ряда стран, например США, при котором с момента задержания задержанному вручается карточка с перечисленными правами. Аналогичный порядок должен быть предусмотрен в российских законодательных актах, регламентирующих порядок фактического задержания <1>.

<1> Такое предложение высказывалось и ранее; см., напр.: Давлетов А., Подлесная И. С какого момента возникает право задержанного на защитника? // Российская юстиция. 1998. N 11. С. 26; Чупилкин Ю.Б. Гарантии прав подозреваемого в российском уголовном процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2001. С. 7, 13.

Представляется полезным закрепить в УПК РФ норму, регламентирующую доставление в орган дознания задержанного лица. В этой связи представляет интерес предложение О. Цоколовой о включении в УПК РФ ст. 92.1 следующего содержания: "Лицо может быть доставлено в орган дознания для проведения проверки обстоятельств происшествия, выяснения причастности к совершенному деянию, установления в деянии признаков преступления. Незамедлительно, но не позднее 3 часов после доставления в орган дознания, лицо должно быть передано следователю, дознавателю для решения вопроса о задержании. Составляется протокол доставления, в котором указывается время и основания доставления в орган дознания" <2>.

<2> Цоколова О. Фактическое задержание // Законность. 2006. N 3.

В свою очередь, доследственную проверку предлагаю регламентировать в отдельной главе УПК "Проверка сообщений о готовящемся или совершенном преступлении", в которой детально, с выделением видов проверочных действий и порядка их производства, будет определен процессуальный порядок деятельности органов предварительного расследования.

В УПК РФ не оговаривается, когда должен быть объявлен протокол задержания и вручена его копия задержанному лицу.

На мой взгляд, протокол задержания должен быть объявлен немедленно после его составления, что также должно быть предусмотрено ст. 92 УПК РФ.

Представляется, что введение этих процедур будет способствовать обеспечению прав личности с момента физического задержания.