Мудрый Юрист

Порядок проверки аптечных учреждений

"Российские аптеки", 2009, N 6

Контроль за фармацевтической деятельностью осуществляют не только сотрудники органов здравоохранения и Росздравнадзора, но и Роспотребнадзора, которые призваны защищать права и интересы потребителей, а также должностные лица органов внутренних дел, которые уполномочены выявлять любые нарушения и составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных 185 статьями Кодекса об административных правонарушениях (их перечень содержится в п. 1 ч. 2 ст. 28.3. КоАП РФ).

Полномочия контрольно-надзорных органов по составлению протоколов об административных правонарушениях во много раз ограничены. Так, должностные лица Роспотребнадзора уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных 21 статьей КоАП РФ (их перечень содержится в ст. 23.49. и п. 63 ч. 2 ст. 28.3.).

Должностные лица Росздравнадзора лишь по 2 статьям - 14.1. и 19.20. КоАП РФ (их перечень содержится в ч. 3 ст. 28.3.).

Должностные лица управлений государственного финансового контроля, входящие в структуру Правительства Администрации субъекта Федерации, осуществляющие контроль за порядком ценообразования при формировании отпускных цен, в т.ч. и на ЛС, уполномочены составлять протокол только за одно административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.6. КоАП РФ (Нарушение порядка ценообразования).

Государство предусмотрело ответственность организаций и должностных лиц за уклонение от проверок либо за воспрепятствование их проведению. Так, например, воспрепятствование сотрудникам милиции, которые пришли в аптечное учреждение с проверкой сообщения о преступлении, является административным правонарушением, за которое они вправе, в соответствии со ст. 19.3. КоАП РФ, задержать нарушителя, составить протокол и доставить в суд. Судья районного суда за это правонарушение может оштрафовать нарушителя на сумму от 500 до 1000 руб. или подвергнуть административному аресту на срок до 15 суток. Если такие действия совершены в отношении сотрудников Росздравнадзора либо Роспотребнадзора, то должностные лица аптечных учреждений, в соответствии со ст. 19.7. административного Кодекса, подвергаются наказанию в виде административного штрафа, который налагает судья в размере:

Любая проверка аптечных учреждений, независимо от проверяющего государственного органа, проводится на основании специально вынесенного для этой цели документа: постановления, распоряжения, приказа (в различных государственных органах документ на проведение проверки называется по-разному). Во время проверки проверяющие имеют право изымать документы (или их копии), продукцию или товары, в т.ч. и ЛС.

Проверяющие должностные лица перед началом проверки обязаны ознакомить представителя проверяемого аптечного учреждения с постановлением, а представитель аптечного учреждения обязан удостоверить своей подписью факт ознакомления с этим документом.

При этом в некоторых государственных органах в инструкциях о порядке проведения проверок предусмотрено, что копия постановления о проверке вручается должностному лицу проверяемого аптечного учреждения. Такая обязанность проверяемого должностного лица записана в постановлении (распоряжении) о проверке.

По результатам проверки составляется Акт проверки в двух экземплярах, один из них вручается под расписку представителю проверяемого аптечного учреждения.

Контрольно-надзорные органы проводят проверку в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Необходимо знать, что вместо указанного Закона с 1 июля 2009 г. в силу вступит Федеральный закон от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Для сотрудников органов внутренних дел с января 2009 г. изменены основание и порядок проведения проверок субъектов хозяйственной деятельности, в т.ч. и аптечных учреждений. Основное отличие заключается в том, что им запрещено проводить проверки, если у них нет заявлений (либо сообщений от других источников информации) о правонарушении или преступлении, совершаемом на конкретном объекте.

Сотрудники милиции общественной безопасности (это в основном касается участковых уполномоченных и сотрудников подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства), в отличие от сотрудников криминальной милиции (сотрудников подразделений по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП) и сотрудников уголовного розыска (УР)), в своей деятельности при проверке объектов хозяйственной деятельности руководствуются приказом МВД России от 5.12.2008 г. N 1065 "О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по защите прав граждан в сфере экономики". В частности, в п. 2.2. сотрудникам милиции предписано: "Исключить факты проведения подразделениями милиции общественной безопасности проверок субъектов предпринимательской деятельности по вопросам, не относящимся к компетенции органов внутренних дел, в т.ч. по соблюдению лицензионных требований и условий, не лицензируемых МВД России видов деятельности, если несоблюдение таких требований не содержит признаков преступлений или относящихся к компетенции ОВД административных нарушений".

Таким образом, поводом для проверки аптечного учреждения сотрудниками милиции является информация о преступлении или об административных правонарушениях. Основанием является рапорт или постановление о необходимости проверки аптечного учреждения, в связи с тем, что на данном объекте совершено или совершается преступление либо административное правонарушение. Рапорт пишет сотрудник милиции на имя руководителя ОВД, который вправе разрешить либо запретить проведение такой проверки.

Постановление выносится в соответствии со ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса либо ст. 27.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В отличие от проверки сообщений о правонарушениях или преступлениях, в аптечном учреждении могут быть проведены следственные действия на основании постановления следователя (обыск либо выемка документов, либо их копий, лекарств, медикаментов, штампов и печатей, иных предметов, а также оборудования или техники, например компьютера и т.п.).

По результатам составляется протокол, в котором кроме прочего указываются изъятые товары, документы и предметы, копия протокола вручается представителю аптечного учреждения.

Кроме того, могут быть проведены оперативно-розыскные мероприятия на основании постановления руководителя ОВД о проведении оперативно-розыскных мероприятий, в процессе которых сотрудники ОВД вправе изъять интересующие их документы либо их копии, товары, в т.ч. и ЛС, предметы, например компьютеры, штампы и печати и иные товары и продукцию.

Должностным лицам и владельцам аптечных учреждений необходимо помнить, что они вправе не допустить к проверке сотрудников милиции без указанных документов. По результатам проверки следственных либо оперативно-розыскных действий составляется протокол (либо акт), в котором кроме прочего указываются изымаемые товары, документы и предметы и т.п., копия протокола (акта) вручается представителю аптечного учреждения.

В систему существующего контроля можно включить и потребителей, которым предоставлена возможность проверить купленное лекарство на предмет его качества. Так, некоторые граждане, приобретая ЛС в аптечных учреждениях, проверяют его по номеру серии в службе "Фармконтроль" по телефону (495) 737-75-25. Если сотрудники этой службы, проверив лекарство по базе данных, установят, что оно является фальсифицированным либо недоброкачественным, то направляют информацию о таких лекарствах и адресах аптек, в которых они куплены, в территориальные управления Росздравнадзора либо в милицию. Сотрудники указанных органов обязаны проверить эту информацию о правонарушении, вынести соответствующий документ на проверку (постановление или рапорт) и проверить аптечное учреждение.

Старший научный сотрудник

ВНИИ МВД России

В.Т.МАЗЕИН