Мудрый Юрист

Время консолидации

"Российские аптеки", 2009, N 5

В N 24 "Российских аптек" за 2008 г. опубликованы ответы на вопросы редакции Р.И.Ягудиной, д.ф.н., проф. ММА им. И.М.Сеченова, которая дает очень интересный взгляд на отраслевые проблемы, открывает новые горизонты для осмысления всех новых возможностей и тенденций, которые появились в отрасли в период кризиса.

Мне особо хотелось бы остановиться на очень интересной проблеме, которую в своем интервью подняла Роза Исмаиловна, - это отсутствие в отрасли профессиональной ассоциации, способной стать саморегулируемой организацией (СРО). Основная роль СРО во всем мире - это принятие на себя функций стандартизации профессий.

В России до настоящего времени стандарты разрабатываются Правительством или Федеральным органом исполнительной власти. В конце 2007 г. в России принят Закон "О саморегулируемых организациях" N 315-ФЗ. К сожалению, до настоящего времени так и не разработаны необходимые подзаконные акты по процедурам регистрации СРО и многие другие процедуры. С другой стороны, и сами участники нашей отрасли еще проходят этап "созревания" в понимании необходимости отраслевой СРО, ее задачах, функциях, полномочиях, структуре и готовности отрасли к саморегулированию.

Сегодня на розничном фармрынке отсутствует реальная консолидация сообщества, об этом свидетельствует большое количество ассоциаций, представленных на рынке. В большинстве стран имеются ассоциации, представляющие интересы фармацевтических работников и интересы работодателей для фармработников. У нас практически в каждом регионе имеется своя ассоциация, при этом присутствует несколько крупных ассоциаций, представляющих интересы аптечных организаций, это, конечно же, РААС, представляющая аптечные сети, ААУ "Союзфарма", СПФО, Российская фармацевтическая ассоциация, представляющая достаточно большое количество фармацевтических работников.

При таком разнообразии профессиональных организаций трудно представить саморегулирование отрасли и профессионального лоббирования интересов перед государственными законодательными органами. А ведь вопрос сегодня особенно насущный и актуальный. Профессиональные стандарты работы одиночной аптеки и аптеки, входящей в состав аптечной сети, не могут различаться. Но если нестройный хор множества ассоциаций будет звучать даже с целью лоббирования одного и того же вопроса, обоснование и аргументация наверняка будут различаться, и это не будет воспринято нашими законодателями как единая проблема. Обидно, особенно в период кризиса, когда решение каждого инициированного профессиональными общественными организациями вопроса поможет смягчить его воздействие на бизнес.

Это направление работы очень важно для всех участников фармацевтического розничного рынка с точки зрения участия профессионального сообщества в регулировании бизнеса. СРО может решать самый широкий спектр вопросов, регламентирующих фармацевтическую деятельность. Например, сегодня острый вопрос - разрешительный список товаров, которые можно реализовывать в аптеках наряду с лекарственными препаратами. Неоднократные попытки РААС перейти на запретительный список не увенчались успехом. Включение в установленный Законом перечень дополнительных групп товаров, как например "Товары для здорового образа жизни", не решает проблемы. Понятно, что если законодательно установлены группы товаров, которые можно продавать в аптеках, то необходимо утверждать список товаров, которые входят в эти группы. Сегодня этот список может быть утвержден либо Постановлением Правительства, либо Минздравом. Внести любое изменение или дополнение в такой список потребует значительных временных затрат. Предварительные переговоры показали, что Государство готово пойти на делегирование полномочий по созданию такого перечня СРО. И это был бы самый простой вариант, однако СРО может разрабатывать документы только для своих участников, и сегодня такой ассоциации, которая бы представляла собой мнение большинства участников аптечного бизнеса, на рынке нет. Еще один важный момент, который могла бы с успехом решать СРО, - участие в создании списка минимального ассортимента для аптек. Ежегодная ревизия устаревших препаратов, включение новых, согласованных с врачебным сообществом лекарств, рационализация перечня лекарственных форм и т.п. могла бы проводиться СРО на основании материалов, представленных ее участниками.

СРО - это, с одной стороны, институты цивилизованного лоббирования, с другой - защита корпоративных интересов своих участников, что особенно важно в период экономического кризиса с точки зрения смягчения последствий.

Надеюсь, что важная тема, поднятая в интервью Р.И.Ягудиной, послужит отправной точкой для обсуждения на страницах вашего журнала такой важной темы.

Исполнительный директор РААС

Е.НЕВОЛИНА