Мудрый Юрист

Особенности региональной составляющей государственной инновационной политики

Абаев А.Л., кандидат экономических наук.

Объективным продолжением государственной научно-инновационной политики является ее региональная составляющая. Инновационными процессами все сложнее управлять только на национальном уровне. Национальные границы в инновационных процессах стираются, транснациональные корпорации разбивают цепочки создания добавленной стоимости и размещают отдельные ее элементы там, где находят локальные преимущества. В условиях глобализации естественной экономической областью становится регион. В связи с этим региональные власти должны создавать необходимые условия и поддерживающие институты, которые сделают регион привлекательным для иностранных инвестиций, удерживать глобальные корпорации на своей территории. Конкурентные преимущества регионов можно создавать целенаправленно. Основная специфика процессов формирования нового постиндустриального уклада в экономике такова, что подталкивает к некоторому перераспределению ролей между центром и регионами, смещая центр тяжести экономического роста в пользу последних. С изменением роли государства возрастает значение регионального уровня инновационной политики. Региональная инновационная политика нацелена на решение ряда задач, включая:

Ожидаемыми результатами такого взаимодействия могут стать: создание эффективных региональных систем поддержки инновационного предпринимательства (включая, венчурные фонды, центры трансфера и т.д.) и использования инновационного потенциала; разработка эффективной региональной политики, способствующей созданию благоприятных условий для развития инновационного предпринимательства и созданию инновационной инфраструктуры; расширение спектра и повышение качества инновационной инфраструктуры; разработка эффективного организационно-экономического механизма взаимодействия участников инновационного процесса и экономики региона в целом.

В результате осуществления социально-экономических преобразований в России регион как территориальное образование получил статус субъекта Российской Федерации, наделенного собственной компетенцией, правами, обязанностями и ответственностью, закрепленными Конституцией страны, соответствующими основными законами автономных республик, уставами округов, краев, областей, федеративным договором. Законодательное определение регионов в качестве субъектов РФ означает признание их самостоятельно хозяйствующими единицами, имеющими равные возможности и одинаковый организационно-правовой статус (регион как экономическое предприятие).

Поскольку использование инноваций обеспечивает монопольно высокий предпринимательский доход, местные органы власти заинтересованы в повышении уровня регионального научно-инновационного потенциала и интенсификации инновационной деятельности.

Региональная инновационная политика - составная часть экономической политики региональных органов власти по созданию благоприятных условий для торгово-производственной, агропромышленной, строительно-промышленной и научно-производственной интеграции всех институциональных форм хозяйствования. Региональная экономическая, следовательно, и инновационная политика во многом определяется хозяйственной структурой региона, ключевое значение в которой имеют структурообразующие предприятия, т.е. такие предприятия, которые формируют доходную часть регионального бюджета, приносящие региону основную долю валютных поступлений, непосредственно обусловливающие социальную стабильность в регионе в результате вовлечения в производственную деятельность значительного числа трудовых ресурсов.

Для стабильного экономического развития регионов важно реальное положение и перспективы предприятий, характеризующиеся показателями динамики выпуска продукции (оказания услуг), динамики фонда заработной платы и численности занятых, динамики цен на аналогичную продукцию, платежеспособности и эффективности производства и сбыта продукции, ее конкурентоспособности, возможности привлечения внешних, в том числе зарубежных, инвесторов и др.

Создание условий для научно-производственной интеграции обеспечивает тесную технологическую взаимосвязь между научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими организациями региона и производственными предприятиями. Направленность НИОКР должна быть связана в первую очередь с производственными возможностями региона, с использованием научно-инновационного потенциала и инфраструктуры. Региональным органам власти целесообразно координировать деятельность академического, вузовского и отраслевого секторов науки, перепрофилируя их на решение практических задач реструктуризации экономики региона, в том числе на цели расширения экспорта, импортозамещения, формирования регионального хозяйственного комплекса, имеющего собственную специализацию на едином национальном рынке.

Важнейшее значение для реализации методов регионального регулирования инновационных процессов имеют территориальные (региональные) инновационные программы и проекты, соответствующие приоритетам развития территорий и являющиеся основой организационно-экономического механизма научно-инновационной политики.

Региональная программа поддержки инновационной деятельности - это документ, содержащий набор основных проектов и мероприятий, реализация которых направлена на развитие конкурентоспособных производств и технологий, использование местных природных ресурсов, производственного и трудового потенциала, улучшение экологической обстановки, создание продуктовых и технологических новшеств и др.

В полном объеме понятие "инновационная деятельность в регионе" содержит все виды научной деятельности, конструкторские, проектные, технологические, опытные разработки, другие работы ориентированные на осуществление в общественной практике инновации. Кроме них в объем понятия "инновационная деятельность в регионе" включается деятельность по освоению новшеств в производстве и у их потребителей - реализация инновации. В обобщенном представлении инновационная деятельность - это целесообразное изменение, преобразование различных сторон общественной жизни, в том числе преобразование общественного производства, обновление его технологической структуры с целью получения прибыли или достижения социального результата. В последнем случае понятие "инновационная деятельность" рассматривается в тесной связи с маркетинговой и инвестиционной деятельностью.

В результате инновационная деятельность превращается в процесс, направленный на реализацию инновационной политики через функционирование инновационных систем. Исходя из территориального понимания эффективности инновационных систем, отметим, что они функционируют как на транснациональном и национальном уровнях, так и на региональном уровне. В современном мире формируются две тенденции: инновационные процессы, которые все больше становятся транснациональными, с одной стороны, и появление региональных или местных инновационных систем - с другой.

Влияние государства на развитие инновационных систем по-прежнему очень велико. Во всех странах государственные решения, влияющие на инновационную деятельность, по-прежнему планируются и осуществляются на национальном уровне. Почти во всех сферах, так или иначе связанных с инновационной деятельностью, национальное государство все еще является основной регулирующей и инициирующей силой.

В то же время региональный аспект становится все более важным в инновационных процессах. Регионализация инновационной деятельности тесно связана с процессом глобализации. Так, Омай (Ohmae) утверждает, что в мире, где все больше исчезают границы, где компании имеют все больше свободы перемещать свою производственную деятельность по всему миру, регион является "естественной" экономической областью. Еще одним фактором, способствующим развитию региональных инновационных систем, является необходимость создания конкурентных преимуществ для крупных корпораций. Благодаря интенсивной мировой конкуренции, компании разбивают свои цепочки начисления стоимости на отдельные функции и размещают их везде, где они могут найти специфические локальные преимущества. Новые транспортные и информационные технологии обслуживают глобальные организации компаний-производителей и инновационные процессы. Власти должны адаптировать глобализационные стратегии компаний, создавая поддерживающие условия и учреждая специальные организации и институты, что делает регион привлекательным для иностранных инвестиций, но также удерживать компании на своей территории.

Вместе с преобразованием от экономики, основанной на потреблении ресурсов, к экономике, основанной на потреблении знаний, природные ресурсы теряют свою важность как конкурентное преимущество, напротив, развитая инфраструктура, высококвалифицированная рабочая сила и эффективные поддерживающие институты становятся более важными. Это означает, что конкурентные преимущества могут создаваться в регионе сознательно.

Ученые подчеркивают важность взаимодействия и коммуникаций в инновационных процессах, ссылаясь на географическую близость как ключевое преимущество региональных экономик. Хотя нет сомнения, что национальная система содержит большее разнообразие знаний, поддерживая общие (кумулятивные) процессы обучения, это не приведет к инновациям, если близость недостаточна для поддержания коммуникаций. Контекстно зависимые, неявно выраженные знания, ключевой компонент инновационных процессов, лучше передаются через частые и повторяющиеся непосредственные взаимодействия; они не могут быть переданы через время и пространство независимо от "знающего субъекта".

Таким образом, можно отметить следующие преимущества регионального уровня инновационных процессов по сравнению с национальным:

Под влиянием глобальных процессов российская инновационная политика начинает меняться. Однако интеллектуальный потенциал регионов и возможности по превращению его в различные формы капитала по-прежнему используются сегодня далеко не полностью. Если судить по структуре российского экспорта, то, например, производственных кластеров, конкурентоспособных на мировом рынке, в России сейчас почти нет. Одной из целей преобразования организационных форм инновационной деятельности, экономических отношений в научно-инновационной сфере и ее управлении является создание в регионах условий для ее максимальной активизации.

С точки зрения интересов региона инновационный процесс осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. В данном случае стратегически важно понимать, что инновационный процесс осуществляется не как разовая акция, а как непрерывный ход развития, качественного совершенствования в какой-либо области практической деятельности, влияющий на всю региональную экономику и общество. В целях обеспечения развития инновационной деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны:

Именно для выполнения этих и других задач инновационного развития формируется региональная инновационная политика (РИП).

Региональная инновационная политика - относительно самостоятельная область экономической политики, связанная с необходимостью решения стратегических задач по преобразованию России в подлинно федеративное государство и переводу ее экономики на инновационный путь развития.

В узкоцелевом значении под РИП обычно понимается деятельность государственных органов власти субъектов Федерации по определению и достижению целей инновационной стратегии для своих территорий. При этом РИП трактуется как процесс, направленный на воплощение результатов законченных научных исследований, разработок и иных научно-технических достижений в новом или усовершенствованном продукте, реализуемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в хозяйственной деятельности. В соответствии с этим выделяются политические, экономические, информационные и институциональные предпосылки и условия, необходимые для формирования и реализации РИП. В качестве основного инструмента обычно применяется преимущественно программный метод управления инновационной деятельностью в регионе. При этом используются подходы, обеспечивающие согласование интересов субъектов хозяйствования на данной территории с целями ее экономического и социального развития в целом.

В более широком контексте РИП является составной органической частью государственной научно-технической политики, представляющей собой совокупность общественно-экономических отношений государства и его структур разного уровня с субъектами хозяйственной деятельности по поводу создания, преобразования и использования инноваций для обновления всех сфер жизнедеятельности людей на основе сбалансированности интересов всех участников научно-технологических и инновационных процессов. РИП, так же как и государственная научно-техническая политика в целом, самым тесным образом связана со структурной, промышленной, инвестиционной и т.д. политикой государства и его органов, призванных в соответствии с их основными экономическими функциями заботиться о создании структуры хозяйственных систем и институциональных условий их функционирования и развития.

В региональной научно-инновационной политике прописываются институциональные основы создания и функционирования научно-инновационного комплекса региона. Проблемы формирования институциональной структуры научно-инновационного комплекса региона в первую очередь связаны с законодательным закреплением соотношения полномочий центра и периферии в области научно-технической политики, которое регламентирует правовой режим, определяющий развитие новых экономических отношений в сфере инноваций, и реализуется через научно-техническую и инновационную политику. Общие установки в этом вопросе были затронуты некоторыми правовыми актами, однако реальная правовая база может появиться с принятием указанного Федерального закона "О государственной инновационной политике", который позволит распределить полномочия между тремя (как минимум) уровнями власти: федеральным, совместным (Федерации и субъектов Федерации) и уровнем субъектов Федерации.

Процесс формирования региональной научно-инновационной политики набирает силу. Необходимость управления научно-техническим развитием обусловила создание соответствующих организационных звеньев в структуре регионального управления, в целом сформировались региональные системы поддержки научно-технической деятельности, обладающие своим организационным построением и финансовым механизмом. Сегодня в регионах России набирает темп процесс формирования в самом механизме государственного управления инновационного направления, становление системы институтов научно-инновационной политики. Их главной задачей является согласование общегосударственных и региональных инновационных интересов и интересов субъектов научно-инновационной сферы.

Обозначим некоторые из полномочий региональных структур управления, определяющих функционирование инновационной сферы:

Однако создающиеся организационные структуры управления и механизмы регулирования инновационной деятельности пока не оказывают ощутимого воздействия на региональное развитие. В связи с этим актуальной является задача повышения эффективности действующих механизмов и региональных методов управления научно-технической и инновационной деятельностью.

Основным механизмом реализации региональной инновационной политики в анализируемом периоде стали региональные целевые программы (РЦП), а главным источником финансирования - региональные инновационные фонды. Опыт формирования и выполнения РЦП показал, что институциональная среда регионов пока еще не способствует осуществлению программных методов работы с инновациями. А местные органы власти не располагают современными методами и инструментами анализа и прогнозирования НТП, что снижает эффективность отбора, подготовки и реализации инновационных проектов и программ.

Важнейшим условием успешной реализации региональной научно-инновационной политики является соответствующее финансовое обеспечение. В настоящее время основными финансовыми источниками являются региональные инновационные фонды, которые формируются за счет обязательных отчислений предприятий, находящихся в региональной (муниципальной) собственности. Средства фондов используются на техническое перевооружение и модернизацию действующих предприятий, реконструкцию зданий, инженерных и транспортных коммуникаций; финансирование работ по освоению новых видов наукоемкой продукции. Одна из проблем создания и внедрения инноваций на региональных предприятиях заключается в том, что отсутствует механизм финансирования организаций научной сферы для проведения поисковых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств местных инновационных фондов, поскольку таких фондов практически нет. Поэтому для проведения эффективной инновационной политики в регионах необходимо совершенствование финансового механизма, и в первую очередь порядка формирования и использования инновационных фондов.

В настоящее время формируется организационная структура управления НТП в регионах: создаются научно-технические советы, отделы или вводятся штатные единицы, ответственные за координацию, мониторинг и аудит инновационного развития предприятий и организаций. Вместе с тем научно-технические советы созданы еще не во всех регионах, а существующие не всегда проявляют себя как активный координирующий элемент инновационной деятельности.

Региональная инновационная политика предполагает создание благоприятных условий для формирования инновационного климата. К ним относятся систематизация и эффективное использование информационных ресурсов, их интеграция в мировое информационное пространство и выход на рынок информационных услуг, основывающихся на разработке и внедрении технологий высокопроизводительной обработки, хранения и передачи данных по телекоммуникационным сетям, а также создание баз данных и банков знаний.

Таким образом, основными общими для всех регионов направлениями инновационной политики должны стать:

Принципиальной основой формирования экономических основ региональных инновационных программ и проектов являются:

Финансовое обеспечение инновационной деятельности в регионе представляет собой установление источников финансирования, осуществляемого различными объектами и действующего в разных хозяйственных формах, а также субъектов финансирования, действующих на основе организационно-технологической схемы, определяющей их взаимодействие с объектами и источниками финансирования. Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть бюджетное финансирование из внебюджетных фондов, косвенное финансирование (за счет льгот), коммерческое венчурное финансирование.

Субъектами финансирования научной деятельности могут быть федеральные законодательные и исполнительные органы, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, Российская академия наук, внебюджетные фонды финансирования научной деятельности, коммерческие структуры (банки, инвестиционные, инновационные и другие финансовые фонды и институты), общественные организации (академии, ассоциации), фонды и фирмы венчурного финансирования научной деятельности, учреждения инфраструктуры научной деятельности, финансово-промышленные группы, международные и иностранные структуры и проекты, коммерческие хозяйственные единицы.

При этом выделяются крупные финансовые образования, занимающиеся реконструкцией и развитием региона в долгосрочной перспективе, а также интегрированные научно-производственные комплексы, являющиеся главным субъектом финансирования инноваций.

Инновационная политика представляет собой выработку стратегических целей развития инноваций и задач по мобилизации, сохранению и развитию инновационного потенциала с учетом социально-экономических перспектив и настоящей ситуации и средств, путей их достижения.

Инновационная политика государства на федеральном и региональном уровнях - проектирование, создание и стимулирование использования организационно-экономических отношений, структур и инфраструктуры инновационной деятельности - среди прочих включает в себя следующие приоритеты:

Общей задачей преобразования сферы инноваций с учетом региональной политики является развитие присущих науке функций - культурологических, образовательных, прикладных. Далее появляется возможность протянуть цепочку от науки к задачам регионального развития через формирование технологической, инновационной и предпринимательской инфраструктуры.

Реализация научно-инновационной политики в регионе включает в себя процесс формирования задач и соответствующих программ по обеспечению решения комплексных проблем социально-экономического развития региона на базе его инновационного потенциала, необходимого для развития инфраструктуры инновационной деятельности, принятия решений по государственной и региональной поддержке выполнения инновационных программ, в том числе по консолидации финансовых средств из всех источников и во всех формах, создавая для этих целей соответствующие финансовые структуры, в первую очередь фонды.

Инновационная политика реализуется в виде определенных мер государственной и региональной поддержки, а в целом путем формирования благоприятного инновационного климата, повышения инновационной восприимчивости и формирования инновационной готовности регионов.

Для реализации инновационной политики и осуществления мер государственной и региональной поддержки, осуществления функций управления инновационной деятельностью - прогнозирования, финансирования, стимулирования, контроля и оперативного регулирования - в объеме, необходимом для издания соответствующих нормативных актов, обеспечения руководства программами, осуществления информационных мероприятий, согласования с другими задачами региональной политики, необходимы региональные органы управления научной деятельностью.

Процесс формирования институциональной среды научно-инновационной сферы, особенно на региональном уровне, происходит в тесном взаимодействии с социокультурной средой, представленной органами управления и власти, субъектами научно-технической и инновационной деятельности, общественными организациями, потребителями их услуг и населением. Эти взаимодействия носят сложный многосторонний характер. Различные социальные группы, дефинируя свои интересы, сфокусированные на конкретной проблеме, формируют определенный уровень общественного сознания, который отражает степень влияния социальной среды на институциональное развитие. Одновременно РНИП позволяет решать задачи социальной поддержки науки.

Региональная научно-инновационная политика создает реальные возможности обеспечения эффективности социальных и экономических преобразований в регионе.

Основой современного механизма повышения конкурентоспособности страны и конкретных регионов является инновационная модель развития экономики. Эта модель представляет многофункциональную и комплексную систему взаимодействия разных уровней управления активизацией инновационно-инвестиционной деятельностью, постоянной адаптацией к внешней среде и повышением эффективности использования материальных, интеллектуальных и финансовых ресурсов.

Реализация инновационной модели повышения конкурентоспособности страны и регионов предполагает формирование организационно-экономического механизма обеспечения такой конкурентоспособности. Данный механизм включает организационно-экономическое управление на региональном уровне, рыночный фактор функционирования региональной экономики, формы и методы регулирования процессов повышения конкурентоспособности на макро-, мезо- и мегауровне, которые в совокупности определяют конечные результаты деятельности экономики страны (региона) и уровень удовлетворения потребителей в товарах и услугах.

В научной литературе в целом определены как сами элементы такого механизма, так и их взаимосвязь в рамках инновационного процесса.

Первый элемент механизма - управление повышением уровня конкурентоспособности экономики страны (и соответственно производимых товаров и услуг) на микроуровне.

Второй элемент механизма - рыночное саморегулирование конкурентоспособности предприятий и регионов, которое направлено на постоянное поддержание конкурентоспособности производимой продукции на основе действия законов рынка.

Третий элемент механизма - макроэкономическое государственное регулирование конкурентоспособности - представляет собой деятельность государства, направленную на постоянное поддержание и повышение конкурентоспособности производимых отечественных товаров.

Четвертый элемент механизма - регулирование конкурентоспособности предприятий и товаров на мезоуровне, отличие которого от регулирования на макроуровне заключается в масштабах регулирования. На мезоуровне оно осуществляется в рамках отдельно взятого региона или отрасли, исходя из его (или ее) особенностей. Мезофакторами конкурентоспособности выступают факторы, характеризующие особенности развития региона или отрасли.

Пятый элемент механизма - регулирование конкурентоспособности на мегауровне, которое основывается на международной конкуренции и сотрудничестве стран, направленном на поддержание и повышение конкурентоспособности предприятий и их товаров. Мегафакторами конкурентоспособности предприятий являются факторы и тенденции общемирового развития. Основным из них является глобализация мировой экономики, ведущая к ужесточению конкуренции как на мировом, так и на внутринациональных рынках, требуя от государств усиления открытости их экономик.

Очевидна необходимость взаимосвязи всех указанных выше элементов при формировании конкурентоспособности на всех уровнях. При этом при всей важности конкурентоспособности для развития инноваций ее недостаточно для активизации процессов внедрения нововведений на практике. Необходимо создание реально функционирующего организационно-экономического механизма инновационной деятельности.

Проблематика разработки и функционирования такого механизма на сегодняшний день недостаточно разработана в отечественной научной литературе.

При этом нельзя не отметить возрастание числа исследований, рассматривающих проблемы инновационного развития и отдельные составные части такого механизма, нацеленные на активизацию процесса внедрения инноваций на рынок.

Однако концепции организационно-экономического механизма инновационной политики, которая увязывала бы в единый процесс различные уровни инновационной активности, а именно: предпринимательский, региональный, регионально-окружной и федеральный, в настоящее время в России по-прежнему нет.

В то же время есть очевидная необходимость глубокого научного исследования процессов формирования и функционирования этой системы. Научная и практическая задачи формирования научно-инновационной политики, направленной на активизацию инновационного процесса не только на уровне предпринимательских структур и (или) бизнес-сообщества в целом, но и на других уровнях, связаны с эффективностью функционирования организационно-экономического механизма. То есть такой механизм должен расширить понимание инновационной деятельности не только как инновационного бизнеса, но и как фактор развития экономики страны в целом и ее регионов. Такая система механизмов инновационной деятельности и представляет собой организационно-экономический механизм. А его применение является фактором и условием формирования научно-инновационной политики, в том числе на региональном уровне.

При этом понятно, что такой механизм должен обеспечить возможность взаимодействия инновационно-активных предприятий и регионов в рамках единой государственной научно-инновационной политики.

Исходя из вышесказанного, определим организационно-экономический механизм научно-инновационной политики как форму осуществления инновационной деятельности на различных уровнях с формированием соответствующей инфраструктуры, использованием научного, образовательного, производственного и организационного потенциалов, обеспечением необходимыми ресурсами и разработкой рычагов стимулирования и регулирования.

При этом в рамках общего организационно-экономического механизма существует комплекс механизмов, выполняющих различные специфические функции. Причем этот комплекс не является закрытым, и появление новых механизмов является естественным событием, вызванным как изменением этапов развития, так и возможностью их использования в различных условиях. Такие механизмы должны формировать функциональное обеспечение как экономики в целом, так и отдельных ее составляющих в соответствии с рыночными экономическими категориями: спрос, потребность, конкуренция, ресурсы и т.п. Под функциональным обеспечением в данном случае следует понимать правовое, инвестиционное и организационное обеспечение. Правовое обеспечение должно формировать возможность научного поиска и внедрения его результатов. Соответствующий механизм призван обеспечить защиту научной идеи и инновационного продукта. Следующим элементом функционального обеспечения является создание условий эффективности и безопасности (естественно, в рамках рыночного риска инвестиций) вложения средств в инновационную деятельность с целью коммерциализации и внедрения в производство результатов научных исследований.

Естественно, что решение задач продуцирования инноваций и инвестирования в инновационный процесс невозможно осуществить без соответствующих организационных решений. При этом механизмы функционального обеспечения будут различными в зависимости от уровня и стадии развития инновационного процесса. Важно связать в одну цепочку элементы функционального обеспечения со стадиями развития научно-инновационной политики.

Отметим, что данный подход дает возможность формировать систему механизмов, т.е. учесть все возможное множество механизмов, но именно как открытой системы. Последнее означает, что вполне вероятна возможность появления новых механизмов в пределах и за пределами названных групп и в зависимости от конкретного этапа инновационного процесса.

Как уже отмечалось, организационно-экономический механизм функционирует на нескольких уровнях, в том числе: на макроуровне, на региональном уровне, на предпринимательском уровне. На макроуровне решаются следующие (в числе других) задачи: формулируется государственная научно-инновационная стратегия, создается благоприятный инновационный климат для экономики в целом, реализуются государственные инновационные программы и проекты. На региональном уровне соответствующие задачи привязываются к особенностям определенных регионов. И макро-, и региональный уровни создают условия для интенсивного протекания инновационных процессов на уровне предпринимательских структур. Эти инновационные механизмы призваны обеспечить реализацию федеральной и региональных инновационных стратегий на микроуровне, направить в русле инновационных приоритетов предпринимательскую инициативу.

Естественно, все означенные уровни предполагают определенную последовательность и согласованность формирования научно-инновационной политики. При этом вся система инновационных механизмов и ее практическая реализация призваны способствовать усилению инновационной составляющей экономики и переходу на деле к инновационному типу экономического роста. Данная система инновационных механизмов подчеркивает неразделимость всех составляющих инновационного процесса при формировании научно-инновационной политики.

При формировании инновационной политики в нашей стране сейчас особое значение приобретает создание организационно-экономического механизма на региональном уровне с решающей ролью конкуренции. Такой механизм призвано поддержать государство, во-первых, дающее широкие права регионам по развитию региональных экономик, а во-вторых, принимающее специальные меры поддержки конкуренции и обозначающее приоритетную поддержку инновационных предприятий. Основой конкурентоспособности региона может выступить его инновационная система как внутренний элемент организационно-экономического механизма научно-инновационной политики региона, интегрирующий научно-технический, технологический, инвестиционный и человеческий потенциалы региона. В современной экономике эти компоненты, тесно взаимодействуя между собой и пронизывая всю структуру регионального хозяйства, становятся своего рода способом его функционирования и развития. Региональная инновационная активность в значительной степени определяется инвестиционным климатом и восприимчивостью региональной научно-производственной системы, т.е. способностью к эффективному потреблению субъектами региональной экономики инноваций.

Уровень инновационной восприимчивости обусловлен комплексом разнообразных экономических, организационных, социальных и технологических аспектов. Наиболее значимыми являются факторы, определяемые развитостью социальных и экономических отношений; наличием конкурентного рыночного механизма; развитостью соответствующей инфраструктуры, а также системой управления и организационной структурой экономических субъектов, технологическим уровнем производства, уровнем квалификации и преобладающей мотивацией кадров и т.п.

Конкурентоспособность региона, базирующаяся на инновационном пути развития, определяется классическим набором факторов, но имеет свою специфику.

  1. Базовые факторы производства - труд, земля, природные ресурсы, инфраструктура и другие - не обеспечивают сами по себе преимущества. Так, наличие в регионе большого числа людей с высшим образованием и даже учеными степенями не дает конкурентных преимуществ в наукоемких отраслях промышленности. Для поддержания конкурентных преимуществ данный фактор должен быть высокоспециализированным по отношению к конкретным отраслям и предприятиям региона, определяющим конкурентоспособность региона, в том числе создающим инновационную перспективу.
  2. Состояние внутреннего спроса помогает создавать конкурентные преимущества в том случае, если соответствующий сегмент экономики оказывается более заметным, чем на внешних для региона рынках. Регион получает конкурентное преимущество в тех отраслях, в которых внутренний спрос обеспечивает компаниям более ясное и раннее представление о возникновении потребностей покупателей.

"Местные" покупатели помогают конкурентоспособности "своих" производителей, если их потребности "предугадывают" или даже формируют потребности покупателей других регионов. В то же время понятно, что формирование такой потребности на инновационный (т.е. новый, незнакомый для потребителей) продукт намного проще в рамках своего для предприятия - инноватора региона. И риски неудач могут быть минимизированы. А учитывая, что только 20% инновационных продуктов оказываются успешными на рынке, минимизация рисков является очень существенным конкурентным преимуществом.

  1. Третьей важной составляющей региональной конкурентоспособности является наличие в регионе родственных и (или) поддерживающих отраслей. Наиболее важно это с той точки зрения, что региональные родственные и (или) поддерживающие предприятия обеспечивают модернизацию и инновации - конкурентное преимущество базируется на тесных партнерских взаимосвязях. Расположенные недалеко друг от друга предприятия имеют возможность обеспечивать постоянный и главное - быстрый обмен идеями и инновациями. В данном случае внутренняя конкуренция обеспечивает аналогичные преимущества: потоки информации и обмен идеями (техническими, технологическими, организационными) повышают скорость внедрения инноваций.

В таком случае появляется возможность формирования сильных региональных кластеров, которые, по нашему мнению, на сегодняшний день являются основой инновационно-промышленного потенциала регионов.

  1. Кроме всего вышеназванного конкурентоспособность региона зависит от существующих на данной территории условий развития бизнеса: наличие стратегии развития региона, законодательная база, поддержка определенных отраслей и предприятий на государственном (региональном) уровне и т.п.

В этом смысле необходимость инновационного развития регионов определяется не как декларирование понимания важности такого подхода, а как фактическая поддержка инновационных предприятий, инноваторов и формирование организационно-экономического механизма функционирования региональных инновационных систем.

Исходя из необходимости формирования организационно-экономического механизма, определяются цели и приоритеты развития инновационно-промышленной деятельности в регионе. Они могут быть определены, во-первых, на базе учета федеральных интересов, установленных приоритетов научно-инновационной деятельности и, во-вторых, целей социально-экономического развития региона.

Поскольку для научного решения этих проблем нужны немалые средства, а бюджет региона ограничен суженной экономической (производственной) деятельностью, для активизации которой нередко требуется технологическая перестройка производства, опять-таки связанная с научно-инновационной деятельностью, то оказывается, что, во-первых, развертывание последней приобретает особую значимость в индустриально развитых регионах, а во-вторых, необходимым становится решение задачи первоначального внешнего (не из бюджета) вливания средств в научно-инновационную сферу региона как фактора структурной перестройки производства до уровня требований мирового рынка и обеспечения этим устойчивого роста доходов регионального бюджета.

Инвестиционная активность, и особенно в инновационно-промышленной сфере, зависит от многих факторов. Одним из основных является создание благоприятной экономической среды. В этом, может быть, состоит главная задача органов регионального управления на современном этапе развития рыночных отношений. Фундамент формирования такой среды образует имеющийся социально-экономический потенциал региона (города): экономико-географический (транспортное положение, возможность отдыха, туризма и др.); природно-ресурсный (запасы ресурсов, их качество, климатические условия и др.); демографический (численность населения его половозрастной состав, динамика изменения и др.); трудовой (образовательный, профессиональный, квалификационный состав рабочих кадров, их занятость и др.); производственный (структура и объем производства, структура собственности, состояние основных фондов и др.); научный (численность и квалификация кадров, величина основных фондов и др.); социально-инфраструктурный и др.

Однако имеющийся потенциал региона может сыграть роль фактора благоприятной инвестиционной среды при одном решающем условии, а именно если региональные органы управления смогут создать механизм, способствующий использованию его в русле интересов потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов, например в духе существующих уже дотаций предпринимателям за создание новых рабочих мест. Могут быть и иные условия, облегчающие реализацию потенциала региона. Таким образом, наряду с конкуренцией производственной, торговой, финансовой не исключается конкуренция территорий, способных создавать привлекательные условия для инвесторов и бороться за привлечение капитала по реализации инновационных проектов, социально-экономического подъема региона, улучшения качества жизни его населения. В этой политике нельзя не учитывать развитие тенденций, когда фирмы-лидеры в инновационно-производственной деятельности становятся более чувствительными к социально-экономической, природной среде и начинают вкладывать средства в высшие учебные заведения, экологию и культуру своей территории. Эти тенденции могут быть также соответствующим образом подкреплены региональными органами управления. В общем плане стоит проблема образования взаимовыгодного партнерства территориальных органов, хозяйствующих субъектов и инвесторов в реализации регионального потенциала и в том числе его научно-инновационной составляющей в достижении социально-экономических целей.

Проблема формирования конкурентоспособной территориальной среды тесно связана с двумя крупными проблемами средств достижения целей: 1) с организацией региональных горизонтальных связей в выполнении комплексных исследований в регионе, совместного задействования потенциалов организаций и учреждений разных секторов отрасли "наука и научное обслуживание" в разработке сложных и объемных научно-инновационных проектов и 2) с выработкой механизма применения экономических методов управления, ведущих к максимизации эффекта в поддержке приоритетных направлений науки и производства.

Перечисленные общие постановки целей и возможных приоритетов приобретают конкретное содержание для данного региона на периоды до одного-двух лет - краткосрочные целевые установки, до пяти лет - среднесрочные.

Неразвитость государственного регулирования рыночной экономики в стране, несовершенство в области структурной, промышленной и научно-технической политики сказались на отечественном товарном производстве, его конкурентоспособности. Процесс обеспечения региональной конкурентоспособности предполагает разработку соответствующей стратегии, комплексно и взаимосвязанно охватывающей: промышленную, инвестиционную, научно-техническую и внешнеэкономическую политику. Стратегия инновационной политики, ее приоритеты и источники ресурсного обеспечения могут формироваться на двух уровнях: федеральном и региональном.

На федеральном - решаются стратегические задачи России, обеспечивается финансирование тех направлений, которые сглаживают изначальные различия регионов в стартовый период перехода к преимущественно инновационной экономике и способствуют сохранению единого экономического пространства.

На региональном - очень важно предопределить движение финансовых, трудовых и материальных ресурсов в сторону перспективных отраслей и предприятий, конкурентный потенциал которых наиболее велик. Реализация такой политики будет способствовать созданию рыночной специализации регионов и осуществлению такого важного принципа, как взаимодополняемость регионов.

Все вышесказанное говорит о том, что в настоящее время центр тяжести непосредственного регулирования жизнеобеспечения, решения социальных проблем, развития рыночных экономических отношений переносится в регионы, ложится на местные органы исполнительной власти.



Решение этих задач возможно лишь при условии обеспечения конкурентоспособности региональной экономики, в связи с чем неизбежны глубокие структурные преобразования, такие, как:

Разрешение многих проблем конкурентоспособности региональной экономики связано с интенсивным вовлечением как отечественного, так и иностранного капитала и выбором отраслей и производств для приоритетного финансирования. Эти отрасли и производства должны обеспечить быструю окупаемость капиталовложений и не должны зависеть от привлечения дополнительных трудовых ресурсов в регион. В наибольшей степени перечисленным требованиям отвечают наукоемкие отрасли региона, формирующие потенциал инновационного развития. Анализ показывает, что в целом в России возможно достичь более высоких и устойчивых темпов экономического роста, основанного на повышении конкурентоспособности, диверсификации структуры экономики и осуществлении институциональных преобразований как в стране, так и в регионах.

Важнейшей приоритетной задачей является дальнейшее формирование благоприятной институциональной рыночной среды в целях поддержки конкуренции, а также стимулирования инновационного сектора и малого бизнеса.

Государство создает институциональные возможности экономической самостоятельности регионов. При этом региональная научно-инновационная политика должна быть направлена на развитие элементов экономического механизма, способствующих, с одной стороны, государственной поддержке инновационных направлений и конкретных производств, а с другой - на стимулирование и поддержку частной инициативы в развитии инноваций.

Необходимость равномерного развития отдельных регионов предполагает наделение их свободой принятия управленческих решений, направленных в том числе на повышение конкурентоспособности региональных экономик. Конкурентоспособность региональной экономики отражает способность региона произвести продукт, превосходящий аналоги конкурентов по совокупности показателей и обеспечивающий при минимальном риске высокие доходы, и служит основанием для привлечения в него инвестиций, базой социально-экономического развития. На среднесрочную перспективу перед региональными властями стоит серьезнейшая задача по расширению и активизации инновационной деятельности, так как только реализация вышеперечисленных мероприятий может обеспечить существенный рост производства в реальном секторе экономики.

Региональная инновационная политика должна быть направлена на развитие элементов организационно-экономического механизма, способствующих, с одной стороны, государственной поддержке инновационных направлений и конкретных предприятий, а с другой - на стимулирование и поддержку частной инициативы в развитии инноваций. Требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение накопленного научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. Необходимо создавать благоприятные условия для внедрения в производство передовых технологий, включая сбалансированное развитие инновационной инфраструктуры.

Инновационная политика реализуется в виде мер государственной и региональной поддержки, формирования благоприятного инновационного климата, повышения инновационной восприимчивости и инновационной готовности регионов. Для реализации научно-инновационной политики и осуществления мер государственной и региональной поддержки, осуществления функций управления инновационной деятельностью необходимо формирование научно обоснованной системы органов управления и регулирования инновационной деятельности.



В современных условиях задачей первостепенной важности является сохранение и последующее усиление инновационно-промышленного потенциала региона, повышение степени его воздействия на экономическую эффективность производства. Без этого недостижимо обеспечение устойчивости регионального развития.

Все вышесказанное и определяет важность и масштабность задачи формирования организационно-экономического механизма научно-инновационной политики на всех уровнях, включая, естественно, ее региональный уровень.