Мудрый Юрист

Черновой вариант. По итогам парламентских слушаний вариант концепции развития здравоохранения до 2020 г. Решено принять за основу

"Фармацевтический вестник", 2009, N 5

Обсуждение Концепции развития здравоохранения до 2020 г., начатое на расширенном заседании Комитета Госдумы по охране здоровья, продолжилось на парламентских слушаниях, состоявшихся в Государственной думе 30 января. Для участия в них были приглашены руководители органов здравоохранения, ЛПУ, представители медицинской общественности, исполнительной и законодательной власти многих регионов РФ, федеральных министерств, РАМН и Общественной палаты РФ.

С основными положениями новой концепции участников слушаний ознакомили зам. министра здравоохранения и социального развития РФ Вероника Скворцова и директор Департамента развития медицинского страхования Минздравсоцразвития России Владимир Зеленский. Рассматриваемый документ, сообщила зам. министра, определяет приоритеты государственной долгосрочной политики в сфере здравоохранения. Разработан он на основе оценки современного состояния здоровья населения, анализа актуальных проблем здравоохранения. Функционирование системы здравоохранения зависит от ряда составляющих - это и совершенство организационной системы здравоохранения, и наличие подготовленных медицинских кадров, и развитая инфраструктура здравоохранения, и ресурсное обеспечение, технологическое оснащение, включая информатизацию отрасли, а также финансовое и нормативно-правовое обеспечение. Эффективное функционирование отрасли невозможно без согласованного поступательного движения каждого из перечисленных блоков, подчеркнула г-жа Скворцова: "Поэтому Концепция развития здравоохранения до 2020 г. содержит описание идеологии развития каждой из составляющих, влияющих на эффективность системы в целом".

В частности, для совершенствования системы оказания медпомощи помимо разработки стандартов и создания регистров больных необходима организация оперативного учета медицинской помощи, а также реестров всех ЛПУ с паспортизацией каждого учреждения и медицинских кадров на базе единого национального и посубъектовых регистров медицинских работников. По словам Вероники Скворцовой, к концу 2009 г. Минздравсоцразвития России запланировало выйти на формирование информационной базы, которая позволит планировать развитие сети ЛПУ и кадровое обеспечение для каждого субъекта РФ: "Мы планируем к концу 2009 г. иметь кадровый профиль каждого субъекта РФ, позволяющий определить численную и структурную потребность в медицинских кадрах". В общую информационную базу данных должны быть включены представители не только государственной, но и ведомственной и частной медицины. Это даст возможность формировать государственные задания для вузов и медучилищ, профиль которых будет соответствовать потребности субъектов РФ".

"Модель развития здравоохранения, прописанная в концепции, - наше будущее, наша жизнь", - утверждает генеральный директор Российского кардиологического научно-производственного комплекса, акад. РАМН Евгений Чазов. По его словам, в 90-е гг. здравоохранение было разрушено: "У нас нет единого здравоохранения. У нас есть региональные ячейки, где не профессионалы определяют состояние здравоохранения, а губернаторы, которые мало в нем понимают". В связи с этим, по мнению Евгения Чазова, в концепции необходимо подчеркнуть государственность системы российского здравоохранения. "При этом очень важно дать руководителям свободу распоряжаться деньгами. Это тоже должно быть учтено при разработке концепции", - заключил академик.

Ключевыми проблемами финансового обеспечения программы госгарантий являются множественность источников и выраженное неравенство между регионами. С учетом этого в концепции предложено конкретизировать госгарантии оказания бесплатной медпомощи на трех уровнях. Как пояснил Владимир Зеленский, первый уровень - законодательный, второй - Правительство РФ, определяющее объемы госгарантий на три года, как и параметры федерального бюджета. И, наконец, на третьем уровне в рамках территориальных программ госгарантий устанавливаются перечни лекарственных средств, медорганизаций и т.д.

"Мы впервые увидели документ, в котором глубоко анализируется ситуация в здравоохранении и масштабно представлены ее перспективы, - отметил начальник отдела Департамента экономики социального развития и приоритетных программ Минэкономразвития России Василий Донин. - Однако предложенный вариант концепции не избежал противоречивости отдельных положений, недоучета некоторых положений и подходов, предлагаемых медицинским экспертным сообществом, а также необоснованной оптимистичности и даже амбициозности". По его словам, при избыточной аргументации раздела, касающегося реализации программы госгарантий, анализ финансовой системы здравоохранения нечетко определяет причины ее несостоятельности и проблематику системы ОМС. Кроме того, при анализе системы организации медпомощи населению недостаточно полно установлены причины неэффективной работы первичного звена здравоохранения, не рассматривается состояние материально-технической базы учреждений здравоохранения.

Авторы концепции, говорит Василий Донин, предлагают перейти на страховые принципы и установить размер страхового взноса на уровне 5,1% от фонда оплаты труда: "Однако концепция не содержит расчетов либо оснований увеличения налоговой нагрузки на работодателя и последствий такого увеличения". По мнению Минэкономразвития России, включение в систему ОМС обязательного лекарственного страхования и высокотехнологичной помощи потребует значительных вливаний в систему здравоохранения.

В Российской Федерации применяются различные территориальные коэффициенты, поэтому на федеральном уровне нецелесообразно устанавливать единые тарифы финансирования медпомощи, необходимо только утвердить методику расчета. Ежегодно принимается и утверждается правительством минимальный подушевой норматив финансирования программы госгарантий. "Однако это не обязывает субъекты РФ выполнять свои обязательства по финансированию территориальных программ госгарантий, - посетовал Василий Донин. - И простая арифметика умножения подушевого норматива на численность населения делу не поможет".

Кроме того, по его мнению, в концепции не определено отношение к форме и объемам участия собственных средств граждан в финансировании предоставляемой медпомощи. Необходимо экономически обосновать и определить, какую нагрузку будут нести работодатели и сами граждане и как эта дополнительная нагрузка на работодателя к уже заявленным 5,1% от фонда оплаты труда скажется на конкурентоспособности российской продукции.

В заключение Василий Донин обратился к разработчикам концепции, попросив очень внимательно отнестись к первому этапу планирования мероприятий по реструктуризации системы здравоохранения, чтобы избежать затратных механизмов, в особенности в условиях финансово-экономического кризиса.

"Предстоящий период в ближайшей перспективе неизбежно будет характеризоваться снижением объемов финансирования, в т.ч. и здравоохранения. Сокращается также налогооблагаемая база, а значит, бюджеты всех уровней будут испытывать трудности с финансированием программ здравоохранения. Да и сами граждане будут испытывать проблемы с покупкой препаратов", - пояснил он.

По мнению депутата Московской городской думы Людмилы Стебенковой, являющейся координатором вопросов здравоохранения, несмотря на резкость выступления представителя Минэкономразвития России, есть моменты, заставляющие задуматься: "Если мы сегодня говорим о том, что все будет финансироваться из системы ОМС, в т.ч. высокотехнологичная помощь и лекарственное обеспечение, нужно просчитать, на сколько хватит этих денег и каковы субсидии федерального бюджета".

Людмила Стебенкова обратила внимание участников слушаний еще на один важный момент: "Хочется, чтобы сегодня страховые компании действительно несли ответственность за качество оказания медпомощи, а не просто были бы инструментом, который получает свой доход и через который проходят деньги. А почему бы им не наладить независимый мониторинг предприятий, лечебных учреждений по качеству оказания медпомощи?"

Принявшие участие в обсуждении министры здравоохранения регионов, представители законодательных собраний, главные врачи районных и городских больниц отметили несколько позитивных моментов, содержащихся в концепции. По мнению министра здравоохранения Ростовской области Татьяны Быковской, к их числу относится необходимость укрепления амбулаторно-поликлинического звена. В свою очередь министр здравоохранения и социального развития Калужской области Юрий Кондратьев относит к безусловным плюсам конкретизацию программы госгарантий и изменение механизма ее финансирования: "Сегодня переход на одноканальное финансирование - это возможность, как говорит Евгений Чазов, и первый шаг к тому, чтобы главный врач ЛПУ расходовал средства на первоочередные задачи".

Кроме того, одной из наболевших проблем, по мнению Юрия Кондратьева и поддержавшего его точку зрения министра здравоохранения и социального развития Пензенской области Владимира Стрючкова, является несоответствие законодательных норм, в частности Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", потребностям здравоохранения. Комментируя оценку действующего законодательства, председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Ольга Борзова отметила, что в течение всего 2008 г. члены комитета работали над поправками в Федеральный закон N 94-ФЗ: "Мы уже внесли два законопроекта, предусматривающие изменения, касающиеся закупок для государственных нужд, однако ни один не прошел..." По словам г-жи Борзовой, депутаты Комитета по охране здоровья также осознают необходимость внесения в закон N 94-ФЗ в срочном порядке изменений, предусматривающих антикоррупционные и антикризисные меры. (Более подробно об инициативе комитета по внесению изменений в Федеральный закон N 94-ФЗ читайте на стр. 1-2.).

Что касается изменений законодательства, благодаря которым возможна реализация механизма концепции, то, по мнению Ольги Борзовой, принятие закона о государственных гарантиях бесплатной медпомощи станет "колоссальным стратегическим шагом в развитии нашего здравоохранения". Требует изменения и существующая национальная лекарственная политика. В настоящее время при комитете работают экспертный совет и рабочая группа, которые совместно с Минздравсоцразвития России разрабатывают поправки в действующее федеральное законодательство, регулирующее сферу лекарственного обращения.

Предложенный вариант концепции надо принимать за основу, констатировал, подводя итоги обсуждения, председатель комиссии по здравоохранению Общественной палаты РФ Леонид Рошаль: "Однако нет никаких сомнений, что работу над проектом концепции необходимо продолжить". Прежде всего, по его мнению, необходимо ответить на главный вопрос: "Как сделать так, чтобы российский народ был доволен нашей работой, нашим здравоохранением, вне зависимости оттого, где он живет?" К сожалению, с точки зрения Леонида Рошаля, самым слабым разделом концепции является блок, в котором рассматриваются основные направления обеспечения населения качественной медпомощью.

Т.ПАНФИЛОВА