Мудрый Юрист

О необходимости законодательного стимулирования социальной ответственности бизнеса

Харючи С.Н., Председатель Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, кандидат юридических наук.

Совершенно очевидно, что государство должно обеспечивать население всеми важнейшими социальными, материальными, в общем, всеми необходимыми благами для наиболее лучшего его развития, но, как оказывается в реальности, не все так просто, как кажется на первый взгляд, и в этом случае под социальной ответственностью следует понимать взаимоотношения более властных слоев общества с менее властными и нуждающимися слоями. Государство по своей сути играет роль некоторого регулятора в рыночных отношениях из-за несовершенства последнего. Как известно, общество состоит из отдельных индивидов, которые, в свою очередь, формируются в социальные группы, эти группы затем составляют страну, регулятором которой и является государство.

Государство создает механизмы управления рынком. Формирование государственного бюджета за счет денежных средств, полученных от налогов, пошлин, таможенных сборов и других источников дохода, идет на решения ряда проблем, в том числе и социальных. Государством разрабатываются контрольные механизмы по этому вопросу, называемые социальной политикой, но государство и его законы, какие бы совершенные они ни были, не в состоянии регулировать все возможные аспекты ведения бизнеса. Если контроль за налоговой, финансовой и прочими формальными сторонами еще может быть установлен, то навязать извне доброжелательное отношение к окружающему миру невозможно. Поэтому так важно стимулировать усилия отечественных компаний по установлению культуры производства, по внедрению принципов социальной этики, по выработке оптимальных путей развития деятельности.

Государство старается контролировать курс действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов, но дело в том, что не хватает денежных средств и возможностей на обеспечение всего, что нужно. Вмешательство большого бизнеса в социальные нужды становится все более и более актуальной задачей для современного российского общества.

Интересные данные были получены в результате опроса читателей журнала "Итоги". Вопрос о том, какой должна быть социальная ответственность бизнеса, мало кого заинтересовал или оказался непонятен большинству. Тем не менее итоги были подведены. Более 60% тех, кто участвовал в голосовании, считают, что социальная ответственность российского бизнеса должна быть закреплена законодательно, 16% рассчитывают на добровольность благих намерений олигархов, за принуждение высказались 7% и 16% категорически считают, что социально ответственного бизнеса в России просто нет.

Так что же такое социальная ответственность бизнеса? Это - ведение бизнеса по тем нормам и законам, принятым в той стране, где он находится. Это - создание рабочих мест. Это - благотворительность и создание различных фондов помощи различным социальным слоям общества. Это - обеспечение защиты окружающей природной среды, среды своего производства и многое другое, поддерживающее социальный статус в стране.

Так, социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер. Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности - предоставление новых рабочих мест. Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Третий уровень ответственности предполагает благотворительную деятельность.

На Севере приобретают особое значение вопросы социальной ответственности бизнеса, так как большинство предприятий топливно-энергетического комплекса являются градообразующими для городов и районов автономного округа. За прошедшие годы, несмотря на отсутствие порой правовой базы, на территории автономного округа накоплен богатейший опыт сотрудничества органов государственной власти, местного самоуправления и предприятий агропромышленного и топливно-энергетического комплексов. Большинство нефтегазовых компаний, работающих на территории автономного округа, заключает ежегодные или долгосрочные договоры с органами местного самоуправления, на территории которых они ведут производственно-хозяйственную деятельность. За счет средств этих компаний осуществляются компенсационные и природоохранные мероприятия, направленные на сохранение экологии Ямала, строительство жилья, активное социально-экономическое развитие территорий проживания коренных малочисленных народов Севера, решение многих насущных проблем жителей автономного округа. Нефтегазовые компании на территории своей деятельности участвуют в развитии объектов социально-культурного и бытового значения, в решении вопросов здравоохранения, занятости населения, осуществляют благотворительную деятельность.

Вместе с тем нефтегазодобыча влечет за собой нарушение внутрихозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий и национальных общин коренных малочисленных народов Севера, изъятие из оборота земель традиционного природопользования. Известны факты нарушения нефтегазовыми компаниями природоохранного законодательства, лицензионных соглашений, при отчуждении земель на нужды нефтегазодобычи не всегда учитываются интересы различных слоев общества.

Общество дает бизнесу своего рода мандат на ведение деятельности, отвечающей интересам общества, и имеет полное право контролировать исполнение этого мандата. Сегодня очевидно, что законодательное регулирование отдельных сфер общественных интересов таких, как трудовые взаимоотношения или природопользование, не полностью охватывает комплекс ожиданий общества относительно социальной роли бизнеса.

Социальная ответственность отличается от юридической и рассматривается как добровольный отклик организации на социальные проблемы своих работников, жителей города, края, страны.

Участие бизнеса в решении социальных проблем, благотворительность, спонсорство и т.д. - прежде всего личное дело компаний, вопрос их морали. Чтобы российский бизнес осознал важность решения социальных проблем всеми секторами общества, чтобы он почувствовал необходимость своего участия в этом, в том числе для самого себя, а не воспринимал это только как новый вид налога или же благодеяние, должно пройти время, за которое многое необходимо предпринять. В ряде случаев надо освободить коммерческий сектор от излишней государственной опеки, в других случаях - усилить контроль, но такой, чтобы он был прозрачным, объективным и единым для всех, включая общественный, что и предполагает эту объективность и прозрачность. Стоит ввести налоговые поощрения для тех предпринимателей, кто вкладывает свои средства в благотворительность, провести просветительские мероприятия, разъясняющие суть социального партнерства и его роль в развитии социума.

Перспективы развития благотворительности в России вполне благоприятны. Это можно заметить как в общесоциологическом смысле, касающемся формирования общероссийского нравственно-психологического климата в целом, благоприятно настроенного по отношению к развитию благотворительности, так и в личностном плане, касающемся социального статуса класса предпринимателей. Оба этих фактора взаимодействуют друг с другом, обеспечивая в комплексе благоприятные перспективы развития российской благотворительности.

Любая компания нефтегазодобычи, работающая на территории автономного округа, может с удовольствием поделиться информацией о том, сколько выделила денег на развитие социальной сферы региона, но вряд ли будет оповещать общественность, что использует старое оборудование, нарушает производственный процесс. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на экологической обстановке, соответственно влияет и на качество жизни населения автономного округа. В результате общество не располагает целостной картиной того, как тот или иной бизнес влияет на окружающий его социум, результаты этого влияния остаются вне общественной оценки. С другой стороны, попытки поставить социальную политику бизнеса под общественный контроль могут рассматриваться как нелегитимные. Между тем очевидно, что эффективное социальное партнерство требует определенности требований и прозрачности информации. В настоящее время это особенно актуально в связи с реализацией приоритетных национальных проектов, необходимостью ориентировать инициативу и ресурсы бизнеса на национальные социальные приоритеты. Но, к сожалению, только на государственных предприятиях права работников законодательно регламентированы. Законодательное обеспечение урегулирования вопросов социальной ответственности бизнеса практически отсутствует. Речь, конечно, не идет о том, чтобы законодательно регулировать каждый шаг бизнеса, связывая его по рукам и ногам. Но нужно стимулировать бизнес хотеть "быть лучше".

Корпоративная ответственность бизнеса - это есть его будущее. Все больше российских компаний вводят в свою практику понятие "корпоративная социальная ответственность". Необходимость вызвана различными факторами современного делового мира: все более ужесточающиеся требования по охране окружающей среды, непрерывная гонка за новыми технологиями, возрастающая конкуренция на мировых и внутренних рынках, набирающее силу общественное мнение и т.п.

Корпоративная социальная ответственность понимается как продвижение практик ответственного бизнеса, которые приносят пользу бизнесу и обществу и способствуют социальному, экономическому и экологически устойчивому развитию путем максимализации позитивного влияния бизнеса на общество и минимизации негативного. Корпоративная социальная ответственность - это обязательство бизнеса вносить вклад в устойчивое экономическое развитие, трудовые отношения с работниками, их семьями, местным сообществом в целом для улучшения их качества жизни.

Рассмотрим несколько конкретных направлений корпоративной социальной ответственности. Первая, и самая важная, на мой взгляд, экологическая ответственность. По данному направлению Государственной Думой автономного округа принято свыше 150 документов. Основной Закон - "Об охране окружающей среды в Ямало-Ненецком автономном округе". Настоящий Закон регулирует отношения по обеспечению благоприятной окружающей среды, экологической безопасности, по сохранению биологического разнообразия, созданию необходимых условий для защиты природной среды и жизненно важных интересов населения от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Кроме этого, принимается активное участие в обсуждении и формировании замечаний и предложений к проектам федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в этой сфере.

В мае 2006 г. депутаты Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа приняли обращение к жителям нашего автономного округа, в котором говорилось: "Вокруг нас существуют различные экологические проблемы - от проблем, специфических для каждого региона, до проблем в масштабах страны и планеты в целом. Источники их возникновения имеют непосредственное отношение к повседневной жизнедеятельности. Наш округ был и остается территорией интенсивного промышленного освоения. Нефтяная и газовая промышленность оказывают воздействие на почву и земельные ресурсы. Несмотря на то что многие нефтегазодобывающие предприятия стараются работать по принципу "не навреди", проблема загрязнения почвы, атмосферного воздуха и водных ресурсов в автономном округе по-прежнему остается актуальной.

Уровни загрязнения окружающей среды существенно влияют на важнейший параметр человеческого развития - здоровье и долголетие человека. Негативные процессы, связанные с загрязнением окружающей среды, являются факторами риска снижения здоровья и роста хронических и аллергических заболеваний.

Для решения экологических проблем необходима целенаправленная работа всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, общественности и науки. Ямальцы должны объединить усилия и своими повседневными действиями обеспечить устойчивое развитие нашей территории. В связи с этим важно прививать культуру экологического поведения в населенных пунктах подрастающему поколению ямальцев".

Проведенная в октябре 2006 г. научно-практическая конференция "Обь-Иртышский бассейн - национальное достояние России" стала еще одним важным шагом объединения усилий региональной власти и федерального центра, общественных и научных организаций, бизнес-структур и населения для решения экологических проблем, создания полноценных условий жизни населения арктических территорий и Сибири.

Учитывая, что Ямало-Ненецкий автономный округ относится к многоотраслевым регионам и формирование прогноза социально-экономического развития округа напрямую зависит от деятельности предприятий нефтегазодобывающего комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории автономного округа, получение своевременной и достоверной информации от данных предприятий является основой для составления качественного прогноза развития автономного округа на ближайшую перспективу. Речь идет о введении порядка обязательного раскрытия стандартизированной информации о социальных аспектах деятельности бизнеса. Самые разнообразные данные, например, о количестве летальных случаев на производстве, удельных выбросах вредных веществ, сумме выданных ипотечных кредитов своим работникам, количестве местных предприятий малого бизнеса, с которыми налажено сотрудничество, стимулирующих тем самым экономику региона, о количестве трудоустроенного населения муниципального образования на рабочие места предприятий и организаций, собранные в одном месте, дают конкретное представление о социальной ответственности той или иной компании. Все мы помним период, когда заработная плата работникам не выплачивалась не то что месяцами, но и годами. Проблему удалось решить только законодательным путем. Соответствующим указом Президента Российской Федерации была установлена оперативная и статистическая отчетность о задолженности по выплате заработной платы, установлена ответственность работодателей. Проблема была снята.

Опыт показывает, что наметилась тенденция перехода от добровольного раскрытия информации к регулированию в этой сфере. Представляется, что в этой ситуации государство должно взять в свои руки инициативу по определению параметров социальной ответственности национального бизнеса и формированию механизмов продвижения лучшего опыта в этой области. При этом очевидно, что формирование национальной системы социальной отчетности, и тем более превращение ее в обязательный стандарт, потребует как серьезной аналитической работы, так и консультаций со всеми заинтересованными сторонами.

Ответственность перед обществом в целом. Об этом направлении корпоративной социальной ответственности можно говорить много. Ярким примером законодательного регулирования данного направления может служить Концепция семейной политики в Ямало-Ненецком автономном округе, принятая депутатами окружной Думы. В ней сказано: "...повышение социальной ответственности бизнеса, в том числе за счет роста инвестиций в реализацию основных направлений семейной политики, развития "семейного аспекта" социально-экономических программ".

Ответственность перед персоналом, пропаганда здорового образа жизни, поддержка оздоровительных программ, развитие образования, культуры, массовых коммуникаций, пропаганда патриотизма, дружбы между народами, социально направленные маркетинговые программы - направления корпоративной социальной ответственности, которые можно объединить в одну большую группу под названием "человеческий фактор социальной ответственности". Концепция семейной политики, о которой говорилось выше, возлагает на предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, обязанность по предоставлению рабочих мест, разработке гибкого графика работы для беременных женщин, женщин с детьми, поддержке семейного предпринимательства, осуществлению программ в области расширения социальных прав наемных работников, охраны и укрепления их здоровья, социального обеспечения, образования; разработке и реализации социально значимых проектов на основе реализации принципов социальной ответственности бизнеса.

Полагаем, что вмешательство государства в область социальной ответственности бизнеса должно носить рекомендательный, рамочный характер. В то же время государство должно и может законодательно стимулировать развитие социальной ответственности бизнеса, причем не столько материально, сколько с моральной стороны. Иначе говоря, особенно важным для развития социальной ответственности в стране является моральная поддержка данных процессов - учреждение званий, медалей, премий, грамот, проведение различных конкурсов и фестивалей, научно-практических конференций.

История развития социальной ответственности бизнеса насчитывает очень мало лет. Тем не менее предстоит большая работа по обсуждению и принятию концепции социальной ответственности в Российской Федерации, по разработке и принятию Закона "О благотворительности в Российской Федерации", целесообразно рассмотрение вопроса по созданию Кодекса корпоративной этики, общепризнанных правил и принципов в экологической политике.