Мудрый Юрист

Уйти от "ручного управления"

"Фармацевтический вестник", 2009, N 3

Такую задачу поставил новый руководитель Управления лекарственного обеспечения ХМАО-ЮГРЫ.

В 2008 г. система управления лекарственным обеспечением населения в ХМАО-Югре претерпела значительные изменения. Фармацевтическое управление было реорганизовано, его функции переданы вновь созданным Службе по контролю и надзору в сфере здравоохранения (Югра-здравнадзор) и Управлению лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения автономного округа. С 1 октября 2008 г. управление возглавил Андрей Попов, руководивший до этого здравоохранением г. Нягани. В составе управления два отдела - реализации программ лекарственного обеспечения и организации лекарственного обеспечения ЛПУ. "ФВ" попросил главу нового ведомства рассказать о его видении ситуации в сфере лекарственного обеспечения ХМАО-Югры, о том, какие есть трудности и как можно их решить, какие основные задачи ставит перед собой Юграздравнадзор.

Андрей Попов - врач высшей квалификационной категории, канд. мед. наук. С 2002 г. - зам. главного врача по медицинской части Няганской городской больницы. В 2005 г. прошел двухгодичную профессиональную переподготовку по специальности "Менеджмент в здравоохранении" в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ в Москве, в 2006 г. - профессиональную переподготовку по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье", в 2007 г. - профессиональную переподготовку по специальности "Государственное и муниципальное управление". С марта 2005 г. - директор Департамента здравоохранения администрации г. Нягань. С апреля 2006 г. по март 2007 г. - зам. главы г. Нягань, директор Департамента здравоохранения, с марта 2007 г. по сентябрь 2008 г. - председатель Комитета здравоохранения администрации г. Нягань. С 1 октября 2008 г. - начальник Управления лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения ХМАО-Югры.

Управление лекарственного обеспечения и надзорные органы, действующие в автономном округе, находятся в стадии становления, поэтому говорить о положительных результатах новой системы управления лекарственным обеспечением пока рано. На поверхности очевидное: разделены функции организации и контроля. Есть надежда, что надзорные органы не только будут исполнять карательную функцию, но и продемонстрируют аналитическую составляющую своей деятельности, что они помогут выявить недостатки и дадут соответствующие предложения по улучшению работы. Именно такой подход сегодня демонстрирует руководство федерального Росздравнадзора. Основная стратегическая цель, которую ставит перед собой Управление лекарственного обеспечения, - сделать так, чтобы система лекарственной помощи жителям округа стала неотъемлемой частью современной медпомощи и была доступной, безопасной, справедливой, эффективной, в т.ч. экономически, и удовлетворяющей пациента. Основная задача управления - сформировать концепцию лекарственного обеспечения жителей автономного округа, которая будет частью Концепции развития здравоохранения ХМАО-Югры до 2020 г. Эта работа началась. Достижению цели поможет решение нескольких задач: создание единого информационного пространства с аптечными учреждениями, максимальная автоматизация процесса лекарственного обеспечения, переход от "ручного управления" процессами к "управлению по результатам", введение в действие всех компонентов формулярной системы, активизация деятельности клинических фармакологов.

В целом ситуацию с лекарственным обеспечением в ХМАО-Югре на конец 2008 г. можно назвать стабильной, но требующей постоянного внимания. Показатель доступности лекарств находится на достаточно высоком уровне, аптек хватает и ассортимент лекарственных препаратов в них широк. Нет проблем с обеспечением лекарствами ЛПУ. Вместе с тем имеются серьезные проблемы в обеспечении лекарственными средствами жителей сельской местности. Действующая аптечная сеть в селах, особенно отдаленных, на протяжении последних лет неуклонно сокращается ввиду нерентабельности, отсутствия на селе фармацевтических кадров, новых условий лицензирования. Кроме того, действующее законодательство не позволяет реализацию лекарственных средств в ФАПах и запрещает выездную торговлю. Департамент здравоохранения автономного округа неоднократно направлял соответствующие предложения в Минздравсоцразвития России и готовил заключения для Комитета Государственной думы РФ по охране здоровья о поддержке законопроектов. Суть этих предложений сводится к тому, чтобы разрешить медработникам, имеющим среднее и высшее медицинское образование, реализацию лекарственных средств на базе ФАПов и врачебных амбулаторий под контролем лицензированных аптечных предприятий на договорной основе. Кроме того, планировалось использовать выездную торговлю препаратами безрецептурного отпуска. Предлагаемые меры, на наш взгляд, сняли бы остроту проблемы и позволили бы сельским жителям получать лекарственные препараты своевременно, без неизбежных физических и материальных затрат при поездках в другие населенные пункты.

Управление лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения ХМАО-Югры ставит задачу поднять на современный уровень систему лекарственного обеспечения стационарной помощи. Для этого планируется введение формулярной системы, активизация деятельности клинических фармакологов, стандартизация лекарственной помощи, введение персонифицированного учета расхода лекарственных средств на каждого пациента стационара, переход к нормативному планированию расхода лекарственных средств в стационарах в зависимости от их профиля и др.

Одной из важнейших задач, решаемых Управлением лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения ХМАО-Югры, является обеспечение лекарствами льготников, как федеральных, так и региональных. Основной критерий оценки ситуации - число пациентов, вышедших из программы ОНЛС. В ХМАО-Югре за весь период существования программы число отказников незначительно (не превышает 30%).

Среди трудностей в обеспечении лекарствами льготных категорий населения можно назвать следующие. Во-первых, трудно определить потребности в лекарствах на перспективу и составить безошибочную заявку на 3-6 месяцев. Во-вторых, требования законодательства к государственным закупкам мало подходят для реальной закупки лекарственных средств. В-третьих, пациентам хочется лечиться "привычными" лекарствами (торговыми наименованиями), а через аукционы препараты закупаются по международным непатентованным наименованиям. В-четвертых, затруднено лекарственное обеспечение вновь выявленных пациентов, а также тех, которым изменили схемы лечения.

Что касается одного из показателей функционирования системы - количества отсроченных рецептов, то оно сегодня крайне незначительно и не превышает долей процента от обеспеченных рецептов. Но при этом всегда надо иметь в виду, что для конкретного пациента важна не благополучная статистика, а возможность получить препарат в максимально короткие сроки.

Финансовые перспективы на 2009 г. вполне оптимистичные. Ожидается прирост финансирования по всем программам более чем на 50%. Средств вполне достаточно, и основная задача - рациональное их использование.

Тенденции на фармрынке автономного округа находятся в общем русле - снижается количество аптек в муниципальной собственности, отсутствуют аптеки в форме государственных предприятий, растет количество мелких частных аптек.

Доминирующий игрок на аптечном рынке сегодня - аптеки акционерной формы собственности, но со 100%-ным государственным участием. Федеральные розничные сети на фармрынке ХМАО-Югры представлены слабо.

С лета 2008 г. в аптечных предприятиях округа наблюдался "мягкий" рост цен на лекарства до 5-10% по ряду наименований. При этом резких изменений структуры спроса нет. В 2009 г. рост фармрынка в автономном округе, скорее всего, не замедлится. В ХМАО-Югре наблюдается дефицит фармацевтических кадров, и, очевидно, тем, кто имеет работу, безработица не грозит.

ХМАО-Югра

В.ПЕТРОВ