Мудрый Юрист

Комиссия по вопросам помилования в системе субъектов социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы

Прохоров Л.А., председатель комиссии по вопросам помилования на территории Краснодарского края, доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник Высшей школы РФ.

Прохорова М.Л., доктор юридических наук, профессор.

Лица, освобожденные из мест лишения свободы, как никто другой нуждаются в адаптации к окружающей их действительности. Авторы статьи считают, что необходимо уделять данной проблеме больше внимания, разрабатывать целевые программы, работать над тем, чтобы условия содержания осужденных были максимально приближены к международным стандартам и Европейским пенитенциарным правилам.

Проблемы социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, в настоящее время находятся в центре внимания российского общества. Эти проблемы самым непосредственным образом связаны со сложившейся в стране напряженной криминальной ситуацией, в которой борьба с преступностью является приоритетной государственной задачей. Одним из основных направлений решения данной задачи, по мнению заместителя Председателя Государственной Думы А. Бабакова, является "принятие федерального закона о социальной адаптации лиц, покидающих места лишения свободы. Для освобождающихся необходимо предусмотреть поэтапную социализацию - возвращение к нормальной жизни в обществе" <1>. Необходимо подчеркнуть, что этот вывод соответствует сложившейся в современной России реальной обстановке. Страна переживает различные социально-политические, экономические процессы, среди которых особо следует выделить два.

<1> Бабаков А. Преступность не искоренить жестокостью // Российская газета. 2008. 10 окт.

Первый - это демографическое обнищание нации. Ежегодно количество населения уменьшается почти на миллион человек, причем не только за счет эмиграции. При этом демографическая ситуация усугубляется резким снижением физического, психического и морального здоровья населения. В 2000 - 2006 гг. коэффициент поражения несовершеннолетних болезнями нервной системы возрос в 1,3 раза, а врожденных аномалий - в 1,4 раза. Второй процесс сопряжен с небывалым повышением криминальной активности населения. С 1992 по 2007 г. в России осуждено 15 млн. человек (почти 15% взрослого населения или почти каждый четвертый мужчина) <2>. Кроме того, при оценке статистических данных следует вносить коррективы, связанные, во-первых, с высоким уровнем латентности ряда структурных частей преступности, а во-вторых, с большим числом нераскрытых преступлений, которое приближается к 2 млн. <3>. В характеристике преступности не могут не тревожить такие показатели, как значительное омоложение участников преступлений; жестокость, цинизм преступлений, совершаемых несовершеннолетними; большое число убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований со стороны подростков до 14-летнего возраста. Членов нашей комиссии, например, шокировало убийство ученицей 10-го класса своей матери, к совершению которого она привлекла одноклассницу и ученицу 9-го класса. После жестоких избиений они сожгли женщину, которая еще была жива и умерла от ожогового шока.

<2> См.: Радченко В. Хорошо сидим // Российская газета. 2008. 2 сен.
<3> См.: Интервью заместителя начальника Следственного комитета при МВД России Б. Гаврилова // Российская газета. 2006. 10 авг.

В качестве негативного фона преступности выступает наркомания. В стране насчитываются миллионы потребителей наркотиков, среди которых большинство молодые люди, несовершеннолетние, школьники. Например, по официальным данным, в Краснодарском крае из 40 тысяч поставленных на учет потребителей наркотиков 1600 учащихся средних школ, ПТУ (в действительности эти цифры значительно больше). По результатам проведенных специалистами исследований данной проблемы, каждый активный наркоман вовлекает в потребление наркотиков от трех до двадцати человек. В итоге наркотизация общества принимает угрожающие масштабы.

Если показатели отмеченных процессов экстраполировать уже на ближайшие 10 лет, то при неизменности сложившейся в России ситуации количество населения уменьшится на 10 млн., а число лиц, подвергшихся уголовному преследованию, увеличится примерно на 20 млн. Как отмечает Э. Жевлаков, преступность все более растворяется в массе законопослушного населения. Снижение численности "сидельцев" в местах лишения свободы - явление временное. По достижении определенного уровня концентрации опасных преступников, не изолированных от общества, уровень применения лишения свободы неизбежно возрастет <4>.

<4> Жевлаков Э. О состоянии законности в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Уголовное право. 2005. N 2. С. 94 - 96.

В подобной ситуации, вполне естественно, на первый план выступает проблема повышения эффективности мер по социальной адаптации лиц, как освобожденных от дальнейшего отбывания наказания, так и находящихся в исправительных учреждениях. Только совместными усилиями государственных органов и учреждений, общественных объединений можно остановить развитие процесса деморализации общества, оздоровить ту часть населения, которая в силу сложных жизненных обстоятельств преступила и продолжает преступать закон. Политика государства в последние годы ориентирована на максимальное приведение условий и порядка отбывания наказания и обращения с осужденными в соответствие с Европейскими пенитенциарными правилами и другими международными правовыми актами. Важнейшим условием достижения положительных результатов в этом процессе является обеспечение широкого участия общественности в деятельности учреждений пенитенциарной системы, что позволит вернуть осужденного в общество исправленным, адаптированным к нормальным условиям жизни.

При рассмотрении вопроса о субъектах этой многоаспектной деятельности следует учитывать, что социальная адаптация осужденного начинается еще в стенах исправительного учреждения. Поэтому основная нагрузка по решению этих задач ложится на Федеральную службу исполнения наказаний РФ. Ее руководством, в том числе в субъектах Российской Федерации, осуществлены следующие основные меры: а) разрабатываются федеральные целевые программы реформирования уголовно-исполнительной системы, предусматривающие расширение прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, либерализацию условий содержания арестованных и отбывающих наказание; б) создаются общественные советы при управлениях федеральной службы исполнения наказаний; в) привлекаются к решению проблем социальной адаптации осужденных священники, преподаватели высших учебных заведений, филиалы которых созданы при колониях; г) для минимизации негативных последствий пребывания в исправительной колонии и обеспечения комплексного исправительного воздействия на осужденных создаются во всех учреждениях отряды осужденных и др.

Среди субъектов социальной адаптации осужденных важное место занимают различные общественные формирования, так или иначе причастные к процессу отбывания наказания, социальной адаптации лиц, отбывающих или отбывших наказание: Общественная палата при Президенте РФ; общественные палаты при главах субъектов Федерации; общественные наблюдательные комиссии, создаваемые в соответствии с Федеральный законом "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" <5> и др. В системе субъектов социальной адаптации осужденных следует выделить комиссии по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации. Новая концепция института помилования построена с учетом отмеченных выше обстоятельств.

<5> См.: Федеральный закон N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" // Российская газета. 2008. 18 июня.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" на эти комиссии возложены четыре задачи: 1) предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость; 2) подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); 3) осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных; 4) подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Первые две задачи, связанные с процессом помилования, комиссии имеют возможность решать на должном уровне. В то же время нельзя не отметить недостаточную поддержку со стороны Управления по обеспечению конституционных прав граждан при Президенте РФ. Рассмотрение в администрации материалов, представленных комиссией по помилованию, в том числе по осужденным, рекомендованным к помилованию, нередко неоправданно затягивается, аргументы отказов по принятым комиссией положительным решениям (а их и так совсем незначительное количество) до нас не доводят. Такой подход в определенной степени дискредитирует и саму идею помилования, и новую концепцию процесса помилования, а также главу соответствующего субъекта Федерации и комиссию, рассматривавшую прошение о помиловании. Решение третьей и четвертой задач об обеспечении систематического контроля за условиями содержания осужденных, внесении предложений, направленных на повышение эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, разработку рекомендаций по социальной адаптации отбывших наказание, затруднено, так как у членов комиссии, работающих на общественных началах, нет необходимой правовой базы и соответственно полномочий.

С учетом сложившейся ситуации сформулируем некоторые выводы:

<6> См.: Прохоров Л.А. Проблемы совершенствования правового регулирования института помилования в России // Материалы Всероссийского совещания председателей комиссий по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации (4 - 6 декабря 2002 г.). М., 2003.<7> См.: Прохоров Л. Помилование: особенности исторического развития и точки соприкосновения с правосудием // Мировой судья. 2008. N 5. С. 19 - 24.