Мудрый Юрист

Оборонно-промышленный комплекс России как объект рейдерских атак: проблемы и перспективы противодействия

Стрельников К.А., начальник отделения научно-исследовательского отдела Академии экономической безопасности МВД России; член экспертного совета Комитета по безопасности Государственной Думы Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Развитие оборонно-промышленного комплекса является одним из приоритетных направлений развития страны. ОПК остается одной из наиболее высокотехнологичных и значимых сфер промышленности, занимает ключевые позиции в реализации внешнеэкономической стратегии в части наукоемкой, конкурентоспособной продукции и производства. Крупнейшие предприятия ОПК являются в своих регионах бюджето- и градообразующими. В этой связи уровень угрозы национальной безопасности в случае негативного развития событий относительно этой категории предприятий является чрезвычайным.

В рамках федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 - 2006 годы)" происходит принципиальное изменение хозяйственной организации российского оборонно-промышленного комплекса.

В период реформ 90-х годов значительная часть предприятий ОПК фактически вышла из-под контроля государства. Это привело к самостоятельному акционированию предприятий, возможности самостоятельного принятия решений и выбора направлений деятельности. Такое положение дел нанесло значительный ущерб обороноспособности страны. Каждое предприятие, лишенное государственной поддержки, вынуждено было искать пути к выживанию. Специфика производимой продукции не позволяла успешно конкурировать с малыми негосударственными предприятиями, что привело к сворачиванию военного производства, отчуждению активов предприятий.

В рамках указанной ФЦП в российском ВПК создаются около 50 интегрированных структур. Наиболее крупными концернами являются: Объединенный авиационный холдинг, Судостроительная корпорация, концерн ПВО "Алмаз-Антей", "Тактическое ракетное вооружение".

Новизна такого подхода заключается не только в особой организации предприятий, позволяющей им более эффективно организовывать работу, распределять нагрузку, решать инновационные задачи.

В соответствии с концепцией реформирования ОПК указанные объединения получат право продажи готовой продукции за рубеж.

Схема российского военно-технического сотрудничества принимает общемировой облик: холдинги и предприятия будут напрямую экспортировать свою продукцию под контролем государственного органа - Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству.

В настоящее время лицензии о самостоятельной внешнеэкономической деятельности есть у ряда оборонных компаний: РСК "МиГ", тульского КБ приборостроения, коломенского КБ машиностроения и подмосковного НПО машиностроения. Вся остальная продукция (около 90% российского оружия) экспортируется через ФГУП "Рособоронэкспорт".

В случае сохранения указанного направления можно предположить возникновение криминогенных факторов, связанных с распределением властных полномочий и финансовых потоков.

Так, происходит усиление ФСВТС России, находящейся в ведении Минобороны России. Разрыв привычной связи в структуре власти потребует от предприятий выстраивания новых взаимоотношений, в том числе коррупционных. Снижение роли ФГУП "Росвооружение", за отсутствием четкого статуса, приведет к возможной ликвидации данного юридического лица.

Предполагаемый конфликт интересов может привести к нецивилизованным способам выяснения отношений, в орбиту которых втягиваются члены правительства, депутаты, суды и прокуратура.

Указанные факторы создают серьезные угрозы ОПК. Прежде всего, это выражается в возрастании криминогенных процессов в данной отрасли, а именно в рисках незаконной приватизации, банкротства стратегических предприятий и установления контроля над их активами путем рейдерства.

Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" (в ред. от 22 июня 2006 г.) определен Перечень предприятий, имеющих исключительно важное для ОПК страны значение. Однако уже в настоящее время некоторые из оборонных предприятий, отнесенных Указом N 1009 к разряду стратегических, на сегодняшний день уже находятся в стадии банкротства. Так, в одной Свердловской области в процедуре банкротства находятся ФГУП "Завод точной механики", "Уралсельмаш", "Красноуральский химический завод". Объясняется это как конкурентными обстоятельствами, в том числе зарубежными, так и коммерческими интересами различных структур, связанными с потребностями в земельных участках, площадях, мощностях и т.д. При этом, поскольку гражданские рынки уже в основном поделены, интерес к оборонным предприятиям и рейдерские операции в их отношении в ближайшие несколько лет будут нарастать лавинообразно.

Умышленное банкротство предприятий и рейдерские захваты предприятий ОПК являются в этой связи наиболее опасными схемами преступлений, способных нанести гигантский урон национальной безопасности России.

Для справки. Банкротство стратегических предприятий, как правило, происходит следующим способом. Перед специально созданными фирмами формируется фиктивная кредиторская задолженность. Этим фирмам передаются ликвидные активы, а именно имущество, акции других предприятий, авторские права на изобретения, иное материальное и нематериальное имущество. Одновременно сокращается количество работников. Затем должник официально объявляет себя несостоятельным. Этот вариант банкротства невозможен без соответствующей заинтересованности руководства предприятия и зачастую им инициируется.

Второй вариант предусматривает объявление предприятия банкротом по иску одного из фиктивных кредиторов. Из числа близких к заказчику людей назначают арбитражного управляющего. Далее предприятие распродается по частям заранее подготовленным юридическим лицам, зачастую по заниженной цене. Вырученные денежные средства передаются фиктивным кредиторам, т.е. самим заказчикам банкротства.

Такой вариант возможен при наличии коррупционных связей в органах управления предприятием.

Возможен вариант организации на базе предприятия-банкрота нового юридического лица, в отношении которого проводится та же процедура.

В перечисленных случаях дополнительным фактором, угрожающим нормальному функционированию экономики, является возможность не платить налоги в течение всей процедуры банкротства (наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство), поскольку у предприятия нет денег.

В целях предупреждения преступлений при осуществлении процедуры банкротства требуется совместно с органами Федеральной регистрационной службы осуществлять контроль за назначением и деятельностью арбитражных управляющих. При получении достаточных данных о сомнительном происхождении кредиторской задолженности истребовать у арбитражных управляющих заключения о наличии признаков преднамеренного банкротства.

Отдельной проблемой, с которой столкнулись правоохранительные органы, является рейдерство.

Рейдерство представляет незаконный захват активов предприятия или установление над ним контроля.

Крайне негативной тенденцией является то, что имеют место случаи посягательства на предприятия ОПК. Обзор средств массовой информации свидетельствует о том, что ежемесячно в нашей стране возникает около 20 новых публичных корпоративных конфликтов. Однако реальное положение дел превышает оценки в 2 - 3 раза. Учитывая, что рейдерские атаки испытали предприятия почти во всех отраслях экономики, в скором времени ожидаются захваты предприятий ОПК. Большой объем недружественных поглощений объектов промышленности объясняется ростом их стоимости.

Так, завод "Маяк", выпускающий продукцию для нужд Министерства обороны России, был исключен из Единого государственного реестра юридических лиц, что приравнивает его к фирме-однодневке. Возможно, идет речь о попытке захвата завода, поскольку в своем активе он имеет участок земли площадью 7 га в районе метро "Семеновская".

Рейдерский захват предприятий ОПК возможен несколькими способами. Первый связан с подделкой документов об изменении учредительных документов и их последующей подачей в органы Федеральной регистрационной службы. Сутью вносимых изменений является получение права злоумышленника на единоличное управление предприятием. Это достигается внесением в ЕГРЮЛ сведений о том, что лицо, подконтрольное злоумышленнику, является органом управления предприятия либо владельцем предприятия, что впоследствии позволит ему "сформировать" новое правление.

Второй способ предполагает подделку документов, которые дают право на совершение сделок с акциями предприятия. В дальнейшем акции перепродаются.

Третий - подделка договоров купли-продажи недвижимого имущества или иных активов предприятия.

Отдельную группу способов рейдерских захватов представляют способы, связанные с использованием решений (определений) арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

Первый прием заключается в получении судебного решения на основании принятия судом сфальсифицированных документов в качестве действительных.

Второй - на основании неверного применения судом норм права.

Совершению рейдерских захватов способствуют следующие предпосылки:

  1. Государственная регистрация сведений о юридических лицах осуществляется без экспертной оценки подлинности документов, представленных в органы ФНС. Органы ФНС не обладают возможностью проведения массовой экспертизы подлинности подписей и печатей на предоставляемых им документах.
  2. Возможность использования коррупционного ресурса: нотариуса, профессионального участника рынка ценных бумаг, судьи, сотрудников ИФНС, руководства предприятия, сотрудников частных охранных предприятий.
  3. Коррупционность норм права, регламентирующего процедуру регистрации, проверки документов, внесения изменений в реестры юридических лиц и акционеров.
  4. Чрезвычайно высокий уровень обеспечения безопасности рейдерских кампаний резко снижает возможности использования методов оперативной работы, повышая значимость экспертно-аналитической и правовой деятельности на предприятиях ОПК и в правоохранительных органах.

В целях предотвращения рейдерских захватов предприятий в сфере ОПК предлагается организовать целостный комплекс мероприятий:

  1. Провести конференцию, в том числе с привлечением представителей бизнеса и их ассоциаций, по вопросам выработки единого подхода к методологии противодействия рейдерству.
  2. Выйти с ходатайством в Высший Арбитражный Суд об обобщении судебной практики по вопросам применения судами законодательства о трудовых спорах и применения обеспечительных мер.
  3. Силами ФСБ, СВР, МВД экспертно-аналитическими и оперативными способами определить предприятия группы риска как с точки зрения рейдерской привлекательности, так и с точки зрения конкурентной среды в мировом масштабе на предмет потенциального захвата либо банкротства и сконцентрироваться на их защите.