Мудрый Юрист

О федеральном бюджете на 2009 год и мерах по его реализации

"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2009, N 2

Наступил новый финансовый год. Следуя традиции, в его начале мы публикуем статьи, посвященные основным нормативным документам по исполнению федерального бюджета на очередной год.

Итак, 24 ноября 2008 г. Президент РФ подписал Федеральный закон N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (далее - Закон о бюджете). Правда, в Закон успели внести изменения Федеральным законом от 30.12.2008 N 324-ФЗ.

В дополнение к этому основному документу Правительство РФ подготовило документ, в котором конкретизируются и уточняются основные положения Закона о бюджете. Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 24.12.2008 N 987 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (далее - Постановление N 987).

Ознакомимся более подробно с положениями вышеуказанных документов.

Об администрировании доходов

Статьей 4 Закона о бюджете установлено, что Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета утвержден в Приложении N 4 к Закону о бюджете; Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета - в Приложении N 5.

В случае изменения в 2009 г. состава и (или) функций главных администраторов доходов федерального бюджета или главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета Минфин России при определении принципов назначения, структуры кодов и присвоении кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов вправе вносить соответствующие изменения в указанные перечни, а также в состав закрепленных за ними кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации или классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

Главные администраторы доходов федерального бюджета по согласованию с Минфином России вправе наделить свои территориальные органы (подразделения) отдельными полномочиями главных администраторов доходов федерального бюджета путем издания нормативного правового акта соответствующего органа государственной власти РФ.

Примечание. Напомним, что в 2009 г. начал действовать Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н. Действующий в 2008 г. Приказ Минфина России от 16.12.2004 N 116н утратил силу.

Обращаем также внимание, что согласно Приказу Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н, которым утвержден Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, для открытия лицевого счета администратора доходов бюджета в орган Федерального казначейства дополнительно представляется правовой акт главного администратора доходов федерального бюджета, в ведении которого находится администратор доходов, наделяющий участника бюджетного процесса полномочиями администратора доходов федерального бюджета, с указанием администрируемых им кодов бюджетной классификации Российской Федерации. Копия указанного правового акта должна быть заверена в установленном порядке участником бюджетного процесса, представившим правовой акт, либо главным администратором доходов федерального бюджета.

Также обращаем внимание на необходимость внесения главными администраторами доходов соответствующих изменений в нормативные правовые акты, закрепляющие полномочия администраторов доходов за своими территориальными органами и учреждениями в случае выхода приказов о внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ.

Особенности использования средств от приносящей доход деятельности и во временное пользование

Статьей 6 Закона о бюджете установлено, что средства в валюте Российской Федерации, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства. Эти средства расходуются федеральными бюджетными учреждениями в соответствии с генеральными разрешениями (разрешениями), оформленными главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в установленном Минфином России порядке, и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета.

Примечание. Напомним, что Порядок осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержден Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 88н.

Статьей 6 Закона о бюджете также предусмотрено, что средства, полученные от приносящей доход деятельности, не могут направляться федеральными бюджетными учреждениями на создание других организаций, покупку ценных бумаг и размещаться на депозиты в кредитных организациях.

Средства в валюте Российской Федерации, поступающие во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений, учитываются на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, в порядке, установленном Федеральным казначейством. Указанное положение распространяется на районные, межрайонные и специализированные подразделения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов в связи с осуществлением приставами исполнительных действий в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Средства в валюте Российской Федерации, поступающие на лицевые счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными положениями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет. Установлено, что стоимость услуг, оказываемых подразделениями органов внутренних дел по охране имущества федеральных государственных учреждений, в случае увеличения (индексации) расходов на денежное довольствие сотрудников и оплату труда работников вневедомственной охраны, а также по другим основаниям в 2009 г. пересмотру не подлежит.

Авансирование расходов

Пунктом 6 Постановления N 987 установлены предельные размеры авансовых платежей, которые могут предусматривать получатели бюджетных средств при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, в том числе и договоров, подлежащих оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности.

Как и прежде, в размере до 100% суммы договора (контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, могут авансироваться следующие договоры (контракты):

Кроме того, с 2009 г. добавляется участие в научных, методических, научно-практических и иных конференциях, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведение Всероссийской олимпиады школьников.

В размере до 60% суммы договора (контракта), но не более 60% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, в соответствующем финансовом году могут авансироваться государственные контракты на оказание услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации, иных должностных лиц и представителей официальных делегаций, выполняемым по отдельным решениям Президента РФ.

В размере до 30% суммы договора (контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году, могут авансироваться остальные договоры (контракты), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Примечание. Обратите внимание, что отдельным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 975 регулируется авансирование договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в отношении объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности Российской Федерации, включенных в подпрограмму "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года".

Получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в отношении объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности Российской Федерации, включенных в упомянутую выше подпрограмму, вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 30% суммы контракта в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных, в свою очередь, на реализацию контрактов, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

При этом соблюдается условие обеспечения выполнения контракта победителем конкурса (аукциона) или участником конкурса (аукциона), с которым заключается контракт, в случае уклонения победителя конкурса (аукциона) от заключения контракта (далее - участник размещения заказа).

Обращаем внимание, что данная норма устанавливает право, а не обязанность получателей средств федерального бюджета предусматривать авансовые платежи в заключаемых ими договорах (контрактах) и распространяется на указанные договоры (контракты), заключенные на любые суммы и подлежащие оплате как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

О лимитах бюджетных обязательств

Пунктом 16 Постановления N 987 установлено, что изменение лимитов бюджетных обязательств на 2009 г. на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств утверждается исходя из 85% общего объема соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю средств федерального бюджета на 2009 г. с учетом изменений, внесенных в 2008 г. в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.

Исключение составляют лимиты бюджетных обязательств на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, выплату стипендий и государственных премий, на социальное обеспечение населения, лекарственное обеспечение, закупку медикаментов и расходных материалов медицинского назначения, закупку продуктов питания, оплату коммунальных услуг, обязательное государственное страхование жизни и здоровья, реализацию приоритетных национальных проектов, на безвозмездные перечисления организациям и бюджетам, кроме субсидий, предоставляемых на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов РФ (муниципальной собственности), а также выплаты по решениям судебных органов, обслуживание государственного долга и выполнение международных обязательств Российской Федерации.

Пунктом 17 Постановления N 987 установлено, что лимиты бюджетных обязательств на осуществление бюджетных инвестиций утверждаются при соблюдении условий (требований), предусмотренных решением Правительства РФ об утверждении перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.

К.э.н., советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации 3-го класса

Управления Федерального казначейства

по Хабаровскому краю

Е.А.КОРОЛЬ