Мудрый Юрист

Перекресток интересов

"Медицинский вестник", 2009, N 1-2

В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. сформулированы формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества. А устранение неравноправной конкуренции между государственными и частными поставщиками медицинских услуг значится как одна из приоритетных задач здравоохранения, обозначенных в Послании Президента РФ. Законодательные аспекты государственно-частного партнерства в отрасли обсуждались на "круглом столе" в Госдуме РФ.

В заседании приняли участие депутаты, представители министерств и ведомств, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, медицинских и страховых, религиозных и общественных организаций, бизнесмены.

Открывая "круглый стол", председатель Комитета Госдумы РФ по охране здоровья О.Г.Борзова отметила, что на сегодняшний день у всех заинтересованных сторон отсутствует единый подход к вопросу государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения. По данным, приведенным заместителем председателя комитета академиком РАМН С.И.Колесниковым, число государственных ЛПУ в последние годы уменьшается (часть закрывается, мелкие объединяются), в то же время количество частных больниц и клиник растет, траты на медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение возрастают. Социологические опросы показывают, что теми или иными частными медицинскими услугами пользуется большое количество россиян, в т.ч. до 40% граждан с низким уровнем дохода. Между тем, отметил С.И.Колесников, в России нет закона, который регулировал бы государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения.

О необходимости приведения оплаты оказанных медицинских услуг в соответствие с тратами высказался заместитель директора Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Минздравсоцразвития РФ А.Е.Олесов. В министерстве разделяют идею о государственно-частном партнерстве, но при этом подчеркивают, что одним из важнейших условий должен быть переход к одноканальному финансированию через систему ОМС. Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Т.В.Нижегородцев заметил, что редкому россиянину сегодня не приходилось в государственной больнице платить за те или иные медицинские услуги. Различные нарушения выявлены в ходе проверок антимонопольной службой в 15 регионах. Остановился он на такой проблеме, как недопущение частных учреждений к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, а также обратил внимание на ситуацию, когда при ликвидации ЛПУ здание, где оно располагалось, выставляется на торги и подчас впоследствии оказывается чуть ли не ночным клубом, между тем частникам приходится строить новые здания под клиники. Чтобы подобное не происходило, регионам было предложено создать реестр учреждений сферы здравоохранения.

Негосударственная медицина в стране сегодня представлена рядом крупных компаний (таких как ОАО "РЖД", ОАО "ГК Медси", ОАО "Медицина" и др.), а также многочисленными стоматологическими и узкопрофильными клиниками.

Примеры государственно-частного партнерства в здравоохранении европейских стран привел генеральный директор ОАО "ГК Медси" В.О.Гурдус. Так, в Германии и Швеции увеличение доли частных медицинских клиник не только снизило затраты государства на здравоохранение, но и повысило доступность медицинской помощи для населения. Успешным российским примером может служить деятельность ОАО "РЖД". Вице-президент компании О.Ю.Атьков рассказал, что система финансируется из собственных средств, обслуживает сотрудников ведомства, членов их семей, пенсионеров. 20% медицинского бюджета ОАО "РЖД" составляют средства ОМС. Проводится диспансеризация, которая на 13% снизила заболеваемость и позволила сэкономить значительные средства. Охват диспансеризацией обслуживаемого контингента составляет 91%. Здесь показателен и пример г. Карачаево (Ямало-Ненецкий АО) и других населенных пунктов, все население которых было прикреплено к расположенным в городе медучреждениям ОАО "РЖД": расходы бюджета на здравоохранение сократились на 35%. Причина понятна - местные власти были освобождены от содержания нерентабельных муниципальных ЛПУ.

Свое отношение к государственно-частному партнерству в здравоохранении высказал и представитель РПЦ митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. Он заметил, что о каких бы частных интересах речь ни шла, если дело касается здоровья людей, то ставить во главу угла получение материальной прибыли недопустимо.

В рекомендациях, выработанных в ходе работы "круглого стола", указано на необходимость ускорения разработки законодательного "пакета", направленного на закрепление государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, переход к одноканальной системе финансирования и оплате медицинских услуг на основе обоснованных тарифов. Подчеркнута важность регламентации деятельности частнопрактикующих врачей и негосударственных медицинских организаций; привлечения частных инвесторов к софинансированию проектов в сфере здравоохранения.

С.МАРЧЕНКО