Мудрый Юрист

Анализ зарубежного опыта регулирования таксомоторных перевозок

Федин Д.В., соискатель Государственного университета управления.

Развитие и совершенствование экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его четкости и надежности во многом зависят: трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства, настроение людей, их работоспособность.

В единой транспортной системе России пассажирский автомобильный транспорт занимает ведущее место в обслуживании населения, так как автомобильным парком Министерства транспорта Российской Федерации ежедневно перевозится более 80 млн. пассажиров, в котором значимое место - 20 - 25 млн. пассажиров в год - занимает таксомоторный транспорт.

Индустрия такси остается одной из немногих, где стоимость тарифов, количество перевозок все еще в значительной степени регулируются. Рынок такси очень сложен. Это с течением времени привело к принятию в различных странах своей собственной политики регулирования.

Ряд ученых выделяют пять причин необходимости регулирования рынка такси <1>:

<1> См.: Беккен Йон-Терье. Регулирование рынка таксомоторных услуг в Европе. Институт экономики транспорта. Осло, 2003. С. 15.

Указанные причины должны создать основу для выполнения задач, которые государственные власти традиционно в ходе регулирования пытаются решить. К основным задачам относятся: общественная безопасность, защита потребителей (регулирование стоимости проезда), доступность сервиса, качество сервиса, обоснованная рентабельность, сокращение перевозок и перегруженность.

Формы и методы государственного управления тесно связаны с формами собственности на инфраструктуру и предприятия транспорта.

Следует отметить, что на разных этапах развития национальной экономики сферы и масштабы применения отдельных групп методов могут расширяться, но это не свидетельствует об отказе использования остальных групп методов.

Опыт зарубежных стран показывает, что рыночные отношения не исключены, более того, они предполагают создание развитой системы многостороннего государственного управления транспортной деятельности. Степень государственного управления определяется существующими традициями, социально-экономическими и политическими особенностями.

Методы государственного регулирования транспорта за рубежом

Прямые  
методы
Организа-
ционные
1. Установление обязательных норм и нормативов для
предприятий всех форм собственности по вопросам
безопасности движения и экологической
безопасности.
2. Лицензирование (определение условий выхода
предприятий на транспортные рынки).
3. Допуск к профессии, учитывающий репутацию,
финансовое положение и квалификацию
Распоря- 
дительные
1. Принятие нормативных актов по конкретным       
вопросам транспортной политики.
2. Управление государственной собственностью
Косвен- 
ные
методы
Экономи- 
ческие
1. Предоставление предприятиям налоговых льгот.   
2. Определение масштабов и условий использования
механизма ускоренной амортизации.
3. Выдача государственных низкопроцентных займов
и ссуд на длительный срок.
4. Предоставление государственных гарантий
под кредиты предприятиям транспорта.
5. Прямые субсидии транспорту со стороны
государственных органов (на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях).
6. Скрытое субсидирование транспорта со стороны
государства; поддержка отраслей, связанных
с транспортом.
7. Установление льготных цен на материально-
технические ресурсы, используемые на транспорте.
8. Контроль ценообразования на транспорте
Социаль- 
но-психо-
логичес-
кие
1. Привлечение руководителей крупных транспортных 
предприятий к работе в государственных комитетах
и комиссиях.
2. Создание на разных уровнях (федеральном,
региональном и муниципальном) комиссий с участием
представителей как государственных органов,
так и частного капитала.
3. Выработка государственными органами
рекомендаций для частных и смешанных форм
собственности транспортных предприятий.

Рассмотрим подробнее рынок таксомоторных услуг в различных странах мира.

Например, в Лондоне основным видом такси являются "черные кэбы с шашечками". Они принадлежат Лондонской таксомоторной компании. Прежде чем выдать лицензию на извоз, водителей проверяют на наличие криминального прошлого. Потом каждый из новичков проходит спецкурс на знание улиц. Но услуги этой компании очень дороги. Параллельно работают "мини-кэбы", принадлежащие частным операторам. Они предлагают довезти пассажиров за меньшие деньги, но их водители не имеют лицензий и машины менее комфортабельны.

В 2001 г. в таксопарках Японии было 212916 машин (без учета работающих по найму). К концу 2005 г. это число увеличилось на 14333. Тарифы на таксомоторные перевозки утверждаются Министерством транспорта и контролируются его службами.

В практике управления таксомоторным транспортом Японии особо выделяются социально-психологические методы, где Министерство транспорта вырабатывает рекомендации для частных фирм, реализуемые посредством воспитательной и пропагандистской работы.

Нарушение ставок грозит штрафными санкциями, вплоть до лишения лицензии на данный вид перевозок. Особо отмечаются безупречная вежливость, аккуратность и знаменитые белые перчатки - символ японского такси.

В Германии в городе Кельн работают 1300 машин с шашечками. Более 100 частных автопарков объединены в один кооператив. Водителями являются, как правило, иностранцы, согласные на низкий заработок в 1500 евро плюс 10% чаевых. Сдают один экзамен в мэрии на правила дорожного движения и знание улиц города, второй - технический непосредственно в кооперативе на знание автомобилей.

В Канаде и США индустрия таксомоторного обслуживания высокоразвита. В указанных странах существуют общества, защищающие деятельность таксомоторных компаний. Практически в каждом городе есть свои ассоциации, входящие в объединения, представляющие совокупные интересы перевозчиков всей страны.

В Канаде индустрия такси в результате очень высокой конкуренции была передана в подчинение муниципального либо государственного регулирования еще в 1920 - 1930-х годах. Соответственно ключевым моментом управления таксомоторными перевозками является их лицензирование. Большое внимание в транспортной политике уделяется качеству обслуживания, состоянию автомобилей и квалификации водителей. Указанные обстоятельства позволяют таксомоторному транспорту развиваться более быстрыми темпами и всегда на качественном уровне удовлетворять потребности общества в перевозках.

В США существуют противоположные мнения, касающиеся управления таксомоторными перевозками. В 1949 г. управление транспортом было полным, а в настоящий момент эта цифра составляет лишь 56%. В 1985 г. было организовано движение, направленное против государственного управления. При этом главными аргументами против управления послужили установление тарифов и цен на разрешения и ограничения в правилах дорожного движения. Положительные моменты - постановления, регламентирующие таксомоторное обслуживание, комиссии по контролю за перевозками.

В США широкое распространение получили автотранспортные ассоциации (национальное, местное, профессиональное объединение предприятий), играющие большую роль в организации, управлении и нормативном обеспечении предприятий автомобильного транспорта.

Испанская система такси весьма цивилизованна. На город Барселона с населением 2 млн. человек приходится 12000 машин такси (на 1000 жителей - 6 автомобилей). При этом обращают на себя внимание новые, чистые, оснащенные современным телекоммуникационным оборудованием автомобили; хорошо одетые и работающие на профессиональном уровне водители. Среди причин высокого уровня развития таксомоторного транспорта в Испании можно отметить следующее.

  1. Качественное и быстрое обслуживание клиентов (проще нанять такси, чем ждать пассажирский транспорт или пользоваться услугами метро).
  2. Обязанность автомобилестроительных предприятий поставлять определенную долю спецмашин с 25-процентной скидкой под такси для возможности приобретения новых таксомоторов, ускоренного обновления таксомоторного парка.
  3. Равенство различных организационно-правовых форм в социально-экономическом, налоговом, юридическом отношении.
  4. Устойчивая законодательная база, регулирующая таксомоторные перевозки.
  5. Профессиональный и квалифицированный управляющий орган - республиканский центр по регулированию таксомоторного обслуживания (координация перевозок, аттестация водителей, создание благоприятных условий работы такси). На рынке преобладают частные фирмы, объединенные во всевозможные ассоциации и товарищества, что позволяет вместе с эффективным государственным управлением иметь в стране хорошую систему такси.

Наиболее развитой в практическом плане, хорошо регламентированной является система таксомоторного обслуживания в Финляндии. Общий парк Финляндии составляет около 10000 автомобилей. Примерно 2500 из них рассчитаны на 1 - 8 пассажиров, 1200 имеют оборудование для перевозки людей с ограниченной подвижностью. В столице Финляндии Хельсинки работает 1400 такси - из расчета 2,4 машины на 1000 жителей.

В Финляндии существуют следующие специальные службы такси:

Важно отметить, что в Финляндии действует Закон о пассажирском транспорте, который устанавливает правила лицензирования такси и тарифы на перевозки; Указ по конструкции и оборудованию экипажей.

Несмотря на схожесть отдельных положений организации таксомоторного обслуживания в большинстве стран, в отдельных странах имеются определенные отличия и разновидности.

Так, в некоторых европейских странах (Австрия, Швеция) для доступа к профессии используют общеевропейское законодательство. При этом основными факторами являются репутация, финансовая стабильность, профессиональная компетентность претендента, а также наличие образования. В Болгарии претенденты покупают лицензию, которая выдается на один месяц. Следует особо отметить, что в европейских странах существует довольно жесткий контроль доступа на рынок такси, о чем ранее также говорилось. При этом такое регулирование (доступа на рынок) включает в себя прежде всего некоторый уровень контроля количества такси на улицах и, таким образом, потенциальное предложение на рынок. Регулирование может быть применено путем установления лимита количества операторов, которым разрешено выйти на рынок такси, и/или количества автомобилей, которыми можно оперировать.

Сравнительная характеристика государственного управления таксомоторным транспортом за рубежом

   Страна   
Степень 
контроля
Основные методы     
управления
 Преимущества    
  Недостатки 
   Япония   
Высокая 
Лицензирование,     
контроль за ставками
тарифов, жесткие
штрафные санкции
Устойчивое       
законодательство,
вежливость,
аккуратность
водителей
Фиксирован-  
ные тарифы
Великобрита-
ния
Низкая  
Лицензирование,     
прохождение курсов,
проверка водителей
Квалификация     
водителей,
качество
обслуживания
   Канада   
Высокая 
Лицензирование,     
ценообразование,
квалифицированная
подготовка
водителей
Качество         
обслуживания,
квалифицированные
и
высокопрофессио-
нальные водители
Фиксирован-  
ные тарифы
    США     
Высокая 
Лицензирование,     
контроль за
доходами,
регламентирование
перевозок
Ограниченное     
количество
лицензий,
контрактные
перевозки
Невысокие    
требования
к
квалификации
водителей-
таксистов
   Испания  
Средняя 
Лицензирование,     
аттестация
водителей, контроль
за состоянием
автомашин
Высокая          
квалификация
водителей,
качественное и
быстрое
обслуживание,
устойчивая
законодательная
база, наличие
квалифицирован-
ного управляющего
органа
  Финляндия 
Высокая 
Лицензирование,     
налогообложение,
контроль доходов,
наем по контракту,
сдача экзамена для
получения лицензии,
установление и
контроль за ставками
тарифов
Стабильное       
законодательное
регулирование
отрасли,
квалифицированное
обслуживание,
высокие доходы
таксистов
Фиксирован-  
ные тарифы
  Германия  
Высокая 
Лицензирование,     
программа
подготовки
водителей
Знание водителями
улиц, правил
дорожного
движения,
контроль за
техническим
состоянием
автомобиля
Фиксирован-  
ные тарифы,
низкий
заработок
водителей

Таким образом, анализ государственного регулирования рынка таксомоторных перевозок за рубежом позволил выделить следующие основные моменты.

Таксомоторный транспорт за рубежом жестко контролируется государством, что обеспечивается:

  1. развитой системой лицензирования и разработанных критериев допуска на рынок таксомоторных услуг, основными из которых являются:
  1. государственным регулированием тарифов на таксомоторные перевозки;
  2. совершенной, устойчивой законодательной базой;
  3. контролем таксомоторной деятельности со стороны государства;
  4. наличием саморегулирования - ассоциаций таксистов в системе таксомоторных перевозок.