Мудрый Юрист

Правовое государство: проблемы противодействия терроризму

Асильдаров А.Ч., старший преподаватель Дагестанского государственного университета.

В статье автор рассматривает проблему значительного увеличения числа преступлений, носящих террористический характер, и подчеркивает необходимость совершенствования законодательной базы для их пресечения.

Наиболее важные аспекты демократического развития общества сконцентрированы в понятии "правовое государство", которое покоится на таких принципах, как верховенство права, народный суверенитет, разделение властей, незыблемость прав и свобод личности. Они закреплены в Конституции Российской Федерации и должны рассматриваться как конституционные основы государства.

В настоящее время в общественном сознании укрепляется представление о том, что движение к демократии может осуществляться только в результате политической борьбы. Хороший парламент, президент, мудрые и правильные законы, понятно, создают предпосылки общественного развития, но очень важно, чтобы и население было готово к восприятию намеченных демократических преобразований, тогда и механизм народовластия не даст сбоя. Любая реформа, осуществляемая государством, становится жизнеспособной лишь в случае ее поддержки обществом. Известный теоретик права И.А. Ильин отмечал: "Право нуждается в правосознании для того, чтобы стать жизненной силой" <1>. Демократическое, свободное общество устроено сложнее, чем тоталитарное, и жить в нем сложнее. Одной из главных проблем в современный период становится задача дальнейшего развития правового государства.

<1> Ильин И.А. О сущности правосознания. Собр. соч. в 10 т. Т. 2. М.: Рарогъ, 1994. С. 143.

Сегодня другая ситуация. Оценка, данная в цитируемой статье, относилась и к первым годам ельцинского президентства, когда государственная машина стала давать сбои не только в государственно-правовом, но и в инструментально-практическом смысле.

В практическом плане десятилетнее отсутствие деятельности государства как правового было катастрофично для России. Не случайно многими исследователями тот период сравнивался со Смутным временем XVII в. и с разорением XIII в.

Лишь в последние годы ситуация стала меняться. И вместе с тем, несмотря на то многое, что сделано в последние годы, проблемы остаются. В первую очередь, это относится к продолжению линии на укрепление государства, превращение Российской Федерации в подлинно правовое государство, обеспечение как юридического, так и фактически выверенного соотношения интересов государственной власти, гражданина и общества, создание развитой и непротиворечивой правовой системы, основанной на конституционном режиме, эффективной судебной власти, более совершенном социальном контроле, транспарентности властных действий.

Правовое государство - это прежде всего власть закона, которому в равной степени подчиняются все - от высших должностных лиц государства до рядовых граждан. В правовом государстве должны быть созданы все условия правовой свободы личности. Человек как субъект права, обладающий необходимыми правомочиями, волен свободно распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, руководствуясь при этом действующим правом и собственным правосознанием. Право же, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвинуть границы, сковывающие личность.

Таким образом, процесс образования правового государства состоит в распространении принципа суверенности на право, приоритете права по отношению к власти.

Приоритет права предполагает такое законодательное регулирование общественных отношений, при котором все участники изначально рассматриваются как равноправные партнеры, деятельность их определяется не усмотрением какой бы то ни было стороны этих отношений, а только велением закона.

На пути становления гражданского общества и правового государства серьезным препятствием является терроризм, который создает проблемы не только в общероссийском масштабе.

Не случайно в докладе Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, подготовленном по поручению Генерального секретаря ООН в конце 2004 г., отмечено, что любое событие или процесс, которые ведут к массовой гибели людей или уменьшению шансов на выживание и ослабляют государства как базовые элементы международной системы, представляют собой угрозу международной безопасности.

Исходя из отмеченного и по оценкам экспертов, на сегодняшний день имеются четыре основные опасности, создающие угрозу безопасности не только отдельным государствам, но и мировому сообществу. Это:

Осуществленные в последнее время акты глобального терроризма в России, Великобритании, Египте, Испании, Пакистана, Саудовской Аравии, США, Юго-Восточной Азии достаточно четко продемонстрировали незащищенность, хрупкость и уязвимость мира.

В связи с этим представляется необходимым найти эффективные пути предотвращения угроз во всех их проявлениях, в которых они вызывают разрушительные последствия. Именно поэтому в документах ООН и других международных организаций содержатся настоятельные требования о выработке глобальной стратегии по борьбе с терроризмом. Она должна способствовать активному поиску новых инструментов глобального сотрудничества в правовых рамках.

Сегодня достаточно очевидно: чтобы эффективно противодействовать терроризму, Россия должна иметь свою, определяемую ее национальными, конфессиональными и другими особенностями реалистичную и действенную программу борьбы с преступностью и терроризмом, которая позволит не только противодействовать совершаемым террористическим актам, но и предупреждать возможность их осуществления.

Уже очевидно, что терроризм в его современном виде - это одна из форм боевых действий, войны. Этому есть и конкретное подтверждение.

Понадобилось время для того, чтобы понять: то, что началось вторжением в Дагестан и взрывами домов в Москве и в других городах России, представляет собой именно войну, а не акты мести сепаратистов, террористов. Однако только лишь после событий в Беслане власть это признала.

В свое время бывший директор ФСБ Н. Патрушев, комментируя актуальные проблемы борьбы с терроризмом, подчеркнул, что многие годы как законодательная, так и исполнительная ветви власти в течение нескольких дней или недель бурно реагировали на совершенный теракт, высказывали различные предложения, которые впоследствии редко доходили до законодательного оформления.

Только в последние годы у нас начала выстраиваться система эффективных мер борьбы с терроризмом, мы осознали необходимость пересмотра законодательной базы в этом вопросе.

Следовательно, можно констатировать, что система мер по борьбе с терроризмом как явлением в России и на территории Северного Кавказа, в частности, пока только формируется.

По моему глубокому убеждению, без победы над террором и терроризмом невозможно создать реальные условия становления и развития правового государства. Поэтому терроризм с точки зрения права - это любое действие, ведущее к устрашению людей, объединенных по территориальному, национальному, социальному или любому другому признаку.

Борьбу с терроризмом необходимо начинать с определения того, что является терроризмом. Это поможет обществу осуществлять контроль за действиями органов государственной власти в борьбе с терроризмом.

Ни власть, ни само право не могут быть реальными гарантами исполнения законов, если право не легитимировано обществом. Только признание государственной власти и права обществом может обеспечить активную реализацию права.

Но общество в состоянии добиться этого на достаточно высоком уровне гражданского, а значит, и культурного, цивилизованного, материального и интеллектуального развития, т.е. став гражданским обществом, где граждане обладают собственностью, правами и свободами, и такое обладание делает их ответственными за сохранение и умножение этих ценностей. Они же защищают и государство, которое становится ответственным за все виды безопасности человека и общества и их достояние.

Понятия "общество" и "гражданское общество" не одно и то же. Основные признаки гражданского общества располагаются в трех ипостасях его бытия: экономической, политической и духовной. Специалисты считают, что гражданское общество возникло на основе частной собственности, и цена отсутствия частной собственности означает: застой в экономике и политике, консервацию форм правления, утрату исторической перспективы, низкий жизненный уровень и узость восприятия людьми реальной действительности.

В правовом государстве закон и другие нормативно-правовые акты должны приниматься лишь тогда, когда без них нельзя обойтись. Сила закона решающим образом зависит от убежденности граждан и необходимости следовать его требованиям.